Для оценки степени адаптации учеников к новым условиям обучения во второй половине сентября - октябре целесообразно проводить диагностику с помощью шкалы наблюдений Скотта. С первоклассниками ее рекомендуется делать в декабре.
№ шкалы
| Название
шкалы
| Комментарии
|
| Недоверие к людям
| Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость.
|
| Депрессия
| Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о выраженной депрессии.
|
| Уход в себя
| Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию.
|
| Тревожность по отношению
к взрослым
| Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые.
|
| Враждебность по отношению к взрослым
| Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности.
|
| Тревожность по отношению
к детям
| Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности.
|
| Недостаточная социальная нормативность
(асоциальность)
| Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4-8 указывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста - на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности».
|
№ шкалы
| Название
шкалы
| Комментарии
|
| Враждебность по отношению к детям
| Проявляется в различных формах - от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.
|
| Неугомонность
| Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает долговременных усилий.
|
| Эмоциональное напряжение
| Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам.
|
| Невротические симптомы
| Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.
|
| Неблагоприятные условия среды
| Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной.
|
| Умственное развитие
| Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
|
| Болезни
| Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз.
|
| Физические недостатки
| Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз.
|
Возможности использования карты Скотта достаточно широки и дают увидеть проблемы ребенка с различных углов зрения.
Отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка.
№ п/п
| |
Первая шкала
|
1.
| Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине
|
2.
| Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если попросят
|
3.
| Играет роль «подчиненного», соглашается на «невыигрышные» роли
|
4.
| Слишком тревожен, чтобы быть непослушным
|
5.
| Лжет из-за боязни
|
6.
| Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней
|
7.
| Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание
|
8.
| Хочет быть замеченным
|
9.
| Не подходит к учителю по собственной инициативе
|
10.
| Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то, например, о помощи
|
11.
| Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос
|
12.
| Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются
|
Вторая шкала
|
1.
| Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится
|
2.
| Просит о помощи в выполнении школьных заданий в зависимости от самочувствия
|
3.
| Старательность в учебной работе нестабильна
|
4.
| В играх иногда чрезвычайно активен, иногда апатичен
|
5.
| Часто сердится, «впадает в бешенство»
|
6.
| Для ручной работы не хватает физических сил
|
7.
| В классе вял, безынициативен
|
8.
| Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения
|
9.
| Движения замедленны
|
10.
| Взгляд равнодушный
|
11.
| В играх чаще всего ленив и апатичен
|
12.
| Часто мечтает
|
13.
| Говорит невыразительно, бормочет
|
Третья шкала
|
1.
| Не реагирует на приветствия
|
2.
| Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям
|
3.
| Избегает разговоров, «замкнут в себе»
|
4.
| Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий, живет «в своем мире»
|
5.
| Совершенно не проявляет интереса к ручной работе
|
6.
| Не проявляет интереса к коллективным играм
|
7.
| Часто избегает других людей
|
8.
| Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда обижен или подозревается в чем-то нехорошем
|
9.
| Стремится к изоляции от других детей, часто к нему невозможно приблизиться
|
Четвертая шкала
|
1.
| Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем
|
2.
| Слишком разговорчив, докучает своей болтовней
|
3.
| Преувеличенно много рассказывает учителю о своих семейных делах
|
4.
| Всегда находит предлог обратить внимание учителя на себя
|
5.
| Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя
|
6.
| Обращается к учителю с различными мелкими просьбами для того, чтобы добиться его симпатии
|
7.
| Часто рассказывает фантастические, вымышленные истории
|
8.
| Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилагает для этого достаточных стараний
|
9.
| Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии
|
Пятая шкала
|
1.
| Переменчив в настроениях
|
2.
| Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении
|
3.
| Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе
|
4.
| Когда о чем-то просит учителя, то иногда бывает очень эмоциональным
|
5.
| Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем
|
6.
| Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу
|
7.
| Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)
|
8.
| Отличается вульгарным языком, любит пошлые рассказы, стихи, рисунки
|
9.
| «Бормочет под нос», если чем-то недоволен
|
10.
| Негативно относится к замечаниям
|
11.
| Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений
|
12.
| Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов
|
13.
| Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан
|
14.
| «Дикий» взгляд (смотрит исподлобья)
|
15.
| Очень непослушен, не соблюдает дисциплину
|
16.
| Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу)
|
17.
| Охотнее всего дружит с хулиганами
|
Шестая шкала
|
1.
| «Играет героя», особенно когда ему делают замечания
|
2.
| Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими
|
3.
| Склонен «прикидываться дурачком»
|
4.
| Слишком смел, рискует без надобности
|
5.
| Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством
|
6.
| Навязчив, легко управляем
|
7.
| Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя
|
8.
| Часто паясничает
|
9.
| Одевается вызывающе
|
10.
| Часто в группе сверстников совершает глупые выходки
|
11.
| Подражает хулиганским проделкам других
|
Седьмая шкала
|
1.
| Не заинтересован в учебе
|
2.
| Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют
|
3.
| Не застенчив, но часто проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя
|
4.
| Не застенчив, но обычно не просит о помощи
|
5.
| Никогда добровольно не берется ни за какую работу
|
6.
| Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых
|
7.
| Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми
|
8.
| Избегает учителя, но активно контактирует с другими людьми
|
9.
| Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры
|
10.
| В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность, не соблюдает правила игры
|
11.
| Скрытен и недоверчив
|
Восьмая шкала
|
1.
| Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать
|
2.
| Временами очень недоброжелателен к тем детям, которые не принадлежат к кругу его общения
|
3.
| Надоедает другим детям, пристает к ним
|
4.
| Часто ссорится со сверстниками, обижает других детей
|
5.
| Пытается своими замечаниями создать определенные трудности для других детей
|
6.
| Находится в плохих отношениях с другими детьми
|
7.
| Обижает более слабых детей, младших
|
8.
| В драках кусается и царапается
|
Девятая шкала
|
1.
| Легко смиряется с неудачами в ручном труде
|
2.
| В играх не умеет владеть собой
|
3.
| Непунктуален, часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы
|
4.
| Как правило, не проявляет ответственности в ручном труде
|
5.
| Обычно не проявляет старания на школьных занятиях
|
6.
| Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку
|
7.
| В классе, как правило, рассеян
|
8.
| Не может длительно на чем-либо сосредоточиться
|
Десятая шкала
|
1.
| Предпочитает играть игрушками, предназначенными для детей младшего, чем он, возраста
|
2.
| Любит различные игры, но быстро теряет к ним интерес
|
3.
| Слишком инфантилен в речи и поступках
|
4.
| Играет преимущественно с младшими детьми
|
5.
| Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо серьезное
|
6.
| Другие дети часто обижают его, делают «козлом отпущения»
|
7.
| Часто опаздывает на уроки
|
8.
| Уходит с отдельных уроков без уважительных причин
|
9.
| Отличается неорганизованностью
|
10.
| Ведет себя в группе (в классе) как посторонний, отверженный
|
Одиннадцатая шкала
|
1.
| Часто заикается
|
2.
| Предпочитает отмалчиваться
|
3.
| Объясняется нелогично, беспорядочно
|
4.
| Бесцельно жестикулирует
|
5.
| Часто грызет ногти
|
6.
| Ходит, подпрыгивая
|
7.
| Сосет палец (для школьников старше 10 лет)
|
Двенадцатая шкала
|
1.
| Часто отсутствует в школе без уважительных причин
|
2.
| Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе
|
3.
| Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям
|
4.
| Отличается неряшливостью
|
5.
| Выглядит так, как будто очень плохо питается
|
6.
| Значительно некрасивее других детей
|
Тринадцатая шкала
|
1.
| Сильно отстает в учебе от сверстников
|
2.
| Имеет слабые навыки чтения
|
3.
| Допускает ошибки в простейших математических заданиях
|
4.
| Одноклассники относятся к нему, как к маленькому
|
Четырнадцатая шкала
|
1.
| Дышит через рот
|
2.
| Склонность к ушным заболеваниям
|
3.
| Склонность к кожным заболеваниям
|
4.
| Частые боли в желудке и тошнота
|
5.
| Частые головные боли
|
6.
| Болезненные, покрасневшие веки или темные «круги» под глазами
|
7.
| Очень холодные руки
|
8.
| Косоглазие
|
Пятнадцатая шкала
|
1.
| Слабый слух
|
2.
| Слабое зрение
|
3.
| Слишком маленький рост
|
4.
| Чрезмерная полнота или другие особенности телосложения, которые могут способствовать развитию комплексов
|
5.
| Заикание
|