Образование глаголов несовершенного и совершенного вида
Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом: 1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов: -а- (-я-): спасти – спасать, ступить – ступать, пленить – пленять; -ва-; дать – давать, обуть – обувать, одеть – одевать; -ыва-, -ива-: разглядеть – разглядывать, оттаять – оттаивать. Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а- (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков: а) гласных: предложить – предлагать, запереть – запирать, засохнуть – засыхать, замкнуть – замыкать; б) согласных: ответить – отвечать, простить – прощать, вставить – вставлять. В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п. При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива- как правило, в корне чередуютсяо са: вздрогнет – вздрагивает, расколет – раскалывает и т. п. Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозорить – опозоривать, пришпорить–пришпоривать, захлопнуть–захлопывать, узаконить– узаконивать, просрочить – просрочивать и нек. др. 2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну-: прыгать – прыгнуть; качать – качнуть. Примечание. Перед суффиксом -ну- у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть. 3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – сделать, писать – написать, слепнуть – ослепнуть, седеть – поседеть, строить – построить и т. п. Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – вписать, переписать, списать, подписать, надписать и т. п. Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – написать; делать – сделать и т. п. 4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.). 5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.). Примечание. От глаголов с суффиксом -ова- могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва-, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе -oва-: арестовать – арестовывать, поторговать – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как радовать, ратовать. чествовать, подобные образования невозможны. Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида. От глаголов с суффиксом -ова-, имеющих приставку вы- (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва- образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова-: выкорчевать (корчевать) – выкорчёвывать, выторговать (торговать) – выторговывать; но выпестовать (пестовать) – форма с суффиксом -ыва- не образуется. 6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др. Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов: -а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть; -ва-; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать; -ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить. 251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении. 1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать. 252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид. Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали. Вот из лесу вышли – навстречу как раз Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой, Река луговая: спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пусты...ой, Что белых грибов на полянк... лесной! Река огл...силась и смехом, и воем: Тут драка – не драка, игра – не игра... А солнце п...лит их полуде...ым зноем. Домой, ребятишки! Обедать пора. Вернулись. У каждого полно лукошко, А сколько pa…казов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немно...ко И вид...ли волка... у, страшный какой! Ежу предл...гают и мух, и козявок, Корней молочко ему отдал своё – Не пьёт! отступились... (Н. А. Некрасов.) 253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий. Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться. (И. С. Тургенев.) 254. Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы. 1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их. (М. Горький.)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |