Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Неопределённая форма глагола




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? что сделать?, например: Ты едешь в Оренбург (что делать?) служить. (П.) Он придёт (что сделать?) проститься. (Т.)

На конце неопределённой формы пишется-ти, -ть, -чь,а у глаголов на-ся – -тись, -ться, -чься, например: трясти – трястись, взять – взяться, беречь – беречься.

Окончание -ти встречается у глаголов, имеющих на нём ударение, а без ударения – у производных от них с приставкой вы-: нести – вынести, везти – вывезти и т. д. Окончание-ть представляет собой видоизменение окончания -ти в безударном положении: вместо старинного брати – современное брать, вместо хвалйти – хвалить.

Глаголы, основа настоящего времени которых оканчивается на -т или-д, имеют неопределённую форму на-сть (-сти), например: упаду – упасть, веду – вести, плету – плести. На-сти (-сть) неопределённая форма оканчивается у двух глаголов с основой на -б: гребу – грести, скребу – скрести; а также у глаголов кляну – клял – клясть и расту – рос – расти.

Примечание. Форма рости образовалась из раст-ти.

В неопределённой форме глагол бывает: 1) подлежащим: Летать всех выше – моя мечта; 2) второстепенным членом: Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручьюнапиться (Кр.); 3) сказуемым: Вам начинать. Встать!Поехать бы в Москву и 4) частью составного сказуемого: Начну заниматься математикой. В качестве сказуемого неопределённая форма приобретает значение одного из наклонений (см. § 235).



Упражнение 256. Разберите глаголы. Укажите, в каких формах они стоят и какими членами предложения являются.

1) Месяц величаво поднялся на небе посветить добрым людям и всему миру. (Г.) 2) Знакомьтесь с тем, что было и что есть. (Н. О.) 3) В садах наливаются янтарным соком спеющие яблоки. 4) Жизнь прожить – не поле перейти. (Посл.) 5) Нетерпение.доехать до Тифлиса овладело мною. (П.) 6) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге. (П.) 7) Петруша в Петербург не поедет. (П.) 8) В одиннадцатом часу подали ужинать. 9) Я куплю себе косу новую, отобью её, наточу её. (Кольц.)

257. Спишите; где следует, вставьте мягкий знак.

1) Хотя услуга нам при нужде дорога, но за неё не всяк умеет взят...ся. 2) Тут, чем бы вора подстереч... и наказать его, а правых побереч..., хозяин мой велел всех кошек пересеч... . 3) Тут бедная моя лиса туда-сюда метат..ся; но уж от проруби не может оторват...ся. 4) Послушай, я помоч... давно тебе желаю. 5) Мартышка вздумала трудит...ся: нашла чурбан и ну над ним возит...ся. 6) Лев кур велел стереч... . 7) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжеч... . 8) Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянут...ся не успела, как зима катит в глаза. 9) Желая светлым днём вполне налюбоват...ся, орёл поднебесью летал и там гулял, где молнии родят...ся.

(Из басен И. А. Крылова.)

258. Образуйте неопределённую форму и укажите её основу.

Засыпают – засыпать, срезают, согревают, овладевают, синеют, толстеют, жалеют; организуют – организовать, арестуют, используют, реализуют; хоронят – хоронить, хвалят, учат, кормят; крикнут–крикнуть, взглянут, стрельнут, шмыгнут; вяжут–вязать, скажут, ищут, колеблют; таюттаять, реют, сеют, лают, блеют, лелеют, надеются, каются; вертят – вертеть, видят, зависят, ненавидят, смотрят; вянут– вянуть, сохнут, слепнут, мокнут; везут – везти, ползут, пасут, грызут, лезут; могут – мочь, стерегут, стригут, увлекут, запрягут; ведут – вести, бредут, прядут, плетут, метут, сочтут; гребут–грести, скребут; умрут–умереть, запрут, сотрут; бьют – бить, пьют, вьют, шьют, бреют, гниют; роют – рыть, моют, кроют; колют – колоть, полют, мелют, порют, борются; живут – жить, плывут, слывут; дуют – дуть, разуют; дают – давать, сознают, создают; оденут – одеть, встанут; завянут – завять, застрянут; возьмут – взять, поймут, жмут, жнут, мнут.

259. Выделите основы настоящего времени и неопределённой формы.

Буду – быть, дадут – дать, едут – ехать, чтут – чтить, поют – петь, гонят –гнать, блещут, блестят–блестеть, ревут–реветь, ошибиться – ошибутся, шлют – слать.

Формы лица и числа.

Формы лица в глаголе показывают, какому лицу приписывается действие: говорящему (1-е лицо):

читаю, я читал, буду читать, я читал бы; собеседнику (2-е лицо).: читаешь, ты читал, будешь читать, ты читал бы, читай; тому лицу или предмету, о котором идёт речь (3-е лицо): ученик (или ом) читает, читал, будет читать, читал бы..

Три лица различаются не только в единственном, но и во множественном числе. В единственном числе показывается, что действие приписывается одному лицу или предмету, а во множественном – нескольким лицам или предметам: читаю – читаем; ты читалвы читали; ученик (он) читал бы – ученики (они) читали бы; читай – читайте.

Примечание. Форма 2-го лица множественного числа употребляется в значении 2-го лица единственного числа при обращении к одному лицу, т.е.в вежливом, официальном обращении.

В настоящем и будущем времени личные'формы образуются посредством личных окончаний, например:

Е д. ч. М н о ж. ч. Е д. ч. М н о ж. ч.

1 -е л. бер-у бер-ём поговор-ю поговор-им

2-е л. бер-ёшь бер-ёте договор- ишь поговор-ите

3-е л. бер-ёт бер-ут поговор-ит поговор-ят

У возвратных глаголов к личным окончаниям присоединяется суффикс -ся (-сь), например:

В прошедшем времени глагол не имеет личных окончаний и лица обозначаются личными местоимениями: я поговорил, ты поговорил, он поговорил, мы поговорили, вы поговорили, они поговорили; илижеопределяются контекстом и обстановкой речи, например: Ты поговорил с отцом? – Поговорил (подразумевается я).

Примечание. В прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам (см. § 228).

Личные местоимения обычно употребляются и при тех формах, которые имеют личные окончания: я беру, ты берёшь, он берёт и т. п.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7