Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудовые споры и порядок их разрешения



2015-11-27 432 Обсуждений (0)
Трудовые споры и порядок их разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из способов защиты прав и законных интересов работников является самозащита.

 

Формы самозащиты:

1) отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

2) отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;

3) приостановление работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на весь период до выплаты задержанной суммы.

Работник обязан известить работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме.

Работодатель, представители работодателя обязаны не препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

 

Следующий способ защиты прав и законных интересов работников – обращение в юрисдикционные органы для разрешения трудовых споров.

 

Трудовые споры бывают индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем, с одной стороны, и работником, лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора, с другой стороны, по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

1) комиссии по трудовым спорам (КТС);

2) суд.

 

КТС образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Перед обращением в КТС работник обязан попытаться самостоятельно или с участием своего представителя урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если спор не урегулирован, работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Спор рассматривается в КТС в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Присутствие работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя обязательно. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока обращения в КТС (пока не истекли 3 месяца).

КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС. Копии решения КТС, подписанные председателем или его заместителем и заверенные печатью, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение 3 дней со дня принятия решения.

Решение КТС подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения КТС в установленный срок, КТС выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение 1 месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам КТС может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее 3 месяцев со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

Случаи рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде:

1) по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо, когда работник обращается в суд, минуя КТС;

2) по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права;

3) в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок.

Только в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

1) по заявлению работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

2) по заявлению работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

3) об отказе в приеме на работу;

4) по заявлению лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

5) по заявлению лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Сроки обращения в суд:

1) в течение 3 месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права по общим основаниям;

2) 10 дней со дня вручения копии решения КТС при обжаловании работником или работодателем решения КТС;

3) В течение 1 месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки при увольнении.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Требования работников и их представителей утверждаются на собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Работодатель рассматривает направленные ему требования работников и сообщает о принятом решении в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных требований.

Далее проводятся примирительные процедуры. Проведение примирительных процедур – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора составляют протокол разногласий и приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Стороны коллективного трудового спора могут пригласить посредника не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Стороны приступают к переговорам о создании трудового арбитража не позднее следующего рабочего дня, если они не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, составили протокол разногласий, отказались от рассмотрения спора с участием посредника.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки.

Забастовка– временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, если примирительные процедуры не привели к его разрешению либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.

Порядок проведения забастовки:

1) решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. В решении об объявлении забастовки указываются:

- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

- дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя;

2) направляется письменное уведомление работодателю;

3) работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров;

4) в период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны:

- продолжить разрешение спора путем проведения переговоров;

- обеспечить в период забастовки общественный порядок, сохранность имущества работодателя и работников, а также работу машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

- обеспечить перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества.

5) забастовка может быть признана незаконной верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей;

в) если нарушен порядок проведения забастовки;

г) если право на забастовку ограничено федеральным законом.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку;

6) в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить, а начавшуюся – приостановить на срок до 15 дней;

7) в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней;

8) на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;

9) в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

 



2015-11-27 432 Обсуждений (0)
Трудовые споры и порядок их разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудовые споры и порядок их разрешения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)