Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология общения журналиста



2015-11-27 1684 Обсуждений (0)
Технология общения журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок




В профессиональном общении для достижения задуманных целей используется определенная технология общения, включающая стратегию(реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий) и тактику(реализация подчиненных задач в процессе общения). Журналисты должны четко, логично, целенаправленно намечать рамки для принятия решений и позволять выбирать из целого ряда мероприятий наиболее необходимые в данный момент.

Одной из основных целей профессионального общения журна­листа в плане стратегии в области деловой коммуникации является достижение гибкости в общении, то есть обеспечение общающимся достаточного простора для проявления инициативы в общении. Особенно это относится к собеседнику журналиста, так как интервьюируемый или опрашиваемый может легко потерять контроль над ситуацией, если он будет вынужден реагировать в об­щении на события без подготовки. Последовательность достижения гибкости в принятии решений для журналиста может быть следующей:

- определение собственных тем для общения;

- конструктивные требования к общающимся;

- тактически правильное умение общаться (правильное задава­ние вопросов, умения слушать, поощрять собеседника и т.д.);

- точная постановка задачи общения, реалистичная и соотноси­мая с целями общения и, соответственно, с целями деятельности;

- выработка плана совместной деятельности, с этой целью выде­ляются в общей программе общения коммуникационные планы, ко­торые в свою очередь делятся на оперативные шаги (частичные про­екты), позволяющие составить представления об эффективности профессионального общения на всех этапах его осуществления;

- контроль за результатами коммуникативной деятельности как не­обходимый элемент современного профессионального общения.

Стратегия профессионального общения журналиста позволяет общающимся корректировать планы, приводя их в соответствие с меняющимися целями, потребностями, ценностями партнеров и об­щей ситуацией делового партнерства.

При планировании стратегии профессионального общения жур­налисту необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Позволяет ли выбранная стратегия общения с собеседни­ком разработать решаемую проблему?

2. Дает ли она общающимся достаточные возможности для проявления инициативы в общении?

3. Созданы ли в общении условия необходимого простора для принятия решения, выводящего на значимый результат?

4. Существуют ли в общении пути для рождения «нечто Целого», «третьей сущности», неизвестной до начала диалога?

Стратегия профессионального общения может успешно осуществляться только при условии проведения анализа сложившейся си­туации и внимательного рассмотрения пройденного пути решения вопроса о достижении поставленных целей в результате проводимой коммуникационной активности журналиста.

Владение искусством профессионального общения предполагает наличие со­лидного информационного базиса, включающего постоянное накапливание информации как по самому общению, его особенно­стям, структуре, средствах, формах, видах, так и по сфере профес­сиональной деятельности.

Отсюда современному специалисту следует постоянно ставить перед собой следующие вопросы:

1. Какими недостатками обладает мое общение, где имеются сла­бые места?

2. Насколько эффективна моя концепция общения?

3. Эффективен ли результат деятельности, полученный в процессе проведения мероприятий общения и затраченных средств?

4. Какие стороны моей деятельности хороши или плохи с точки зрения общения?

5. Что для Другого в общении ценно и значимо?

Без такой информа­ции журналист вынужден в своей профессиональной деятельности действовать наугад.

Важным в стратегии профессионального общения является ориентация на общие принципы общения:

- выход из стереотипа – плоских образов мира;

- представление об окружающем мире, включающее стирание – игнорирование того, что может угрожать человеку, обобщение – суждение на основе единичных событий, искажение – приписывание событию определенного смысла);

- ориентация на поведенческие рамки (ориентация на результат, на действия, принцип обратной связи, поиск возможностей);

- профессиональные фильтры журналиста в общении (реальность как текст (кадр, видеоряд), события как тема, акцент на необычном, значимом, противоречивом);

- ориентация на общую проблему и друг друга, основанная на внутриличностных совпадениях (конгруэнции), на согласии и понимании.

Для того чтобы успешно общаться, журналисту следует знать, что он хочет от общения; стремиться к большему соответствию друг с другом; помнить о том, что сообщение должно быть понятно собеседнику (аудитории). При этом необходимо пользоваться основными приемами настройки на общение, каковыми являются:

- настройка на результат: позитивная цель, активная позиция, масштаб, конкретность, ресурсы, экология общения;

- настройка на соответствие, включающая шесть уровней восприятия (миссия, самопредставление, убеждение, способности, поведение, окружение);

- настройка на стратегию убеждающей коммуникации;

- настройка на ресурсное состояние (состояние уверенности в своих силах и собственной компетенции);

- настройка на понятность.

Важным является знание установок на общение: на доминант­ность, равенство, подчинение, заинтересованность-незаинтересо­ванность, официальное или доверительное отношение, зоны психологического пространства, открытость – закрытость.

Иными словами, для профессионального общения журналиста значимым является решение следующей задачи: освоить науку вести разговор не столько для переубеждения собеседника или воздейст­вия на него, сколько ради получения необходимых для работы све­дений. Для её решения следует, прежде всего, «расположить» к себе собеседника.

Общение (в форме интервью, опроса, беседы, пресс-конферен­ции, дискуссии и т.д.) - важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации. Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста. Для общения необходима определенная специальная подготовка. Общение требует напряже­ния, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста. Однако нельзя забывать, что в общении всегда остается место для проявления инициативы, способностей журналиста.

Таким образом, журналисту всегда следует помнить о том, что «поле» его деятельности – это постоянный контакт с людьми, искусством кото­рого надо владеть в совершенстве. Только в этом случае можно рас­считывать на успех в профессиональной деятельности.

 

1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определение профессиональному общению журналиста.

2. Почему профессиональное общение журналиста можно назвать творческим процессом?

3. Почему профессиональное общение журналиста – это взаимодействие?

4. Поясните понятия внутреннего и внешнего общения по отношению к журналистике. Приведите примеры.

5. Назовите черты профессионального общения журналиста.

6. Назовите особенности профессионального общения журналиста.

7. Расскажите об особенностях управления коммуникативными процессами в журналистике.

8. Расскажите о стратегии и тактике профессионального общения журналиста.

 

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 1 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем заключается специфика общения на радио и телевидении?

- Чем отличается манера обращения к телезрителям и радиослушателям от обычной публичной речи?

- Какие особенности восприятия радио- и телевизионного материала должен знать журналист?

2. Сделайте вывод о значении общения в деятельности журналиста с учетом знакомства с новым материалом. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт.

3. Прочитайте материал Л.В. Власова, В.К. Сементовской «Деловое общение» (см. Приложение 46) и ответьте на следующие вопросы:

- Чем различаются процессы слышания и слушания?

- Какое отношение процесс слушания имеет к деловому общению?

- Какова роль интереса в процессе слушания собеседника?

- Как классифицируется процесс слушания?

- Какое отношение к слушанию имеют процессы восприятия, осмысления и понимания?

- Каковы заповеди процесса слушания?

- Коко взаимодействие процессов слушания и понимания?

- Как вы можете оценить роль оценки услышанного в процессе делового общения?

- Необходимо ли внимание в процессе слушания?

- Проанализируйте прочитанный материала с точки зрения его использования в своей профессиональной деятельности.

4. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы:

- Какую информацию можно считать доверительной?

- Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста).

- От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?

 



2015-11-27 1684 Обсуждений (0)
Технология общения журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология общения журналиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)