Технология общения журналиста
В профессиональном общении для достижения задуманных целей используется определенная технология общения, включающая стратегию(реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий) и тактику(реализация подчиненных задач в процессе общения). Журналисты должны четко, логично, целенаправленно намечать рамки для принятия решений и позволять выбирать из целого ряда мероприятий наиболее необходимые в данный момент. Одной из основных целей профессионального общения журналиста в плане стратегии в области деловой коммуникации является достижение гибкости в общении, то есть обеспечение общающимся достаточного простора для проявления инициативы в общении. Особенно это относится к собеседнику журналиста, так как интервьюируемый или опрашиваемый может легко потерять контроль над ситуацией, если он будет вынужден реагировать в общении на события без подготовки. Последовательность достижения гибкости в принятии решений для журналиста может быть следующей: - определение собственных тем для общения; - конструктивные требования к общающимся; - тактически правильное умение общаться (правильное задавание вопросов, умения слушать, поощрять собеседника и т.д.); - точная постановка задачи общения, реалистичная и соотносимая с целями общения и, соответственно, с целями деятельности; - выработка плана совместной деятельности, с этой целью выделяются в общей программе общения коммуникационные планы, которые в свою очередь делятся на оперативные шаги (частичные проекты), позволяющие составить представления об эффективности профессионального общения на всех этапах его осуществления; - контроль за результатами коммуникативной деятельности как необходимый элемент современного профессионального общения. Стратегия профессионального общения журналиста позволяет общающимся корректировать планы, приводя их в соответствие с меняющимися целями, потребностями, ценностями партнеров и общей ситуацией делового партнерства. При планировании стратегии профессионального общения журналисту необходимо дать ответы на следующие вопросы: 1. Позволяет ли выбранная стратегия общения с собеседником разработать решаемую проблему? 2. Дает ли она общающимся достаточные возможности для проявления инициативы в общении? 3. Созданы ли в общении условия необходимого простора для принятия решения, выводящего на значимый результат? 4. Существуют ли в общении пути для рождения «нечто Целого», «третьей сущности», неизвестной до начала диалога? Стратегия профессионального общения может успешно осуществляться только при условии проведения анализа сложившейся ситуации и внимательного рассмотрения пройденного пути решения вопроса о достижении поставленных целей в результате проводимой коммуникационной активности журналиста. Владение искусством профессионального общения предполагает наличие солидного информационного базиса, включающего постоянное накапливание информации как по самому общению, его особенностям, структуре, средствах, формах, видах, так и по сфере профессиональной деятельности. Отсюда современному специалисту следует постоянно ставить перед собой следующие вопросы: 1. Какими недостатками обладает мое общение, где имеются слабые места? 2. Насколько эффективна моя концепция общения? 3. Эффективен ли результат деятельности, полученный в процессе проведения мероприятий общения и затраченных средств? 4. Какие стороны моей деятельности хороши или плохи с точки зрения общения? 5. Что для Другого в общении ценно и значимо? Без такой информации журналист вынужден в своей профессиональной деятельности действовать наугад. Важным в стратегии профессионального общения является ориентация на общие принципы общения: - выход из стереотипа – плоских образов мира; - представление об окружающем мире, включающее стирание – игнорирование того, что может угрожать человеку, обобщение – суждение на основе единичных событий, искажение – приписывание событию определенного смысла); - ориентация на поведенческие рамки (ориентация на результат, на действия, принцип обратной связи, поиск возможностей); - профессиональные фильтры журналиста в общении (реальность как текст (кадр, видеоряд), события как тема, акцент на необычном, значимом, противоречивом); - ориентация на общую проблему и друг друга, основанная на внутриличностных совпадениях (конгруэнции), на согласии и понимании. Для того чтобы успешно общаться, журналисту следует знать, что он хочет от общения; стремиться к большему соответствию друг с другом; помнить о том, что сообщение должно быть понятно собеседнику (аудитории). При этом необходимо пользоваться основными приемами настройки на общение, каковыми являются: - настройка на результат: позитивная цель, активная позиция, масштаб, конкретность, ресурсы, экология общения; - настройка на соответствие, включающая шесть уровней восприятия (миссия, самопредставление, убеждение, способности, поведение, окружение); - настройка на стратегию убеждающей коммуникации; - настройка на ресурсное состояние (состояние уверенности в своих силах и собственной компетенции); - настройка на понятность. Важным является знание установок на общение: на доминантность, равенство, подчинение, заинтересованность-незаинтересованность, официальное или доверительное отношение, зоны психологического пространства, открытость – закрытость. Иными словами, для профессионального общения журналиста значимым является решение следующей задачи: освоить науку вести разговор не столько для переубеждения собеседника или воздействия на него, сколько ради получения необходимых для работы сведений. Для её решения следует, прежде всего, «расположить» к себе собеседника. Общение (в форме интервью, опроса, беседы, пресс-конференции, дискуссии и т.д.) - важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации. Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста. Для общения необходима определенная специальная подготовка. Общение требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста. Однако нельзя забывать, что в общении всегда остается место для проявления инициативы, способностей журналиста. Таким образом, журналисту всегда следует помнить о том, что «поле» его деятельности – это постоянный контакт с людьми, искусством которого надо владеть в совершенстве. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в профессиональной деятельности.
1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала 1. Дайте определение профессиональному общению журналиста. 2. Почему профессиональное общение журналиста можно назвать творческим процессом? 3. Почему профессиональное общение журналиста – это взаимодействие? 4. Поясните понятия внутреннего и внешнего общения по отношению к журналистике. Приведите примеры. 5. Назовите черты профессионального общения журналиста. 6. Назовите особенности профессионального общения журналиста. 7. Расскажите об особенностях управления коммуникативными процессами в журналистике. 8. Расскажите о стратегии и тактике профессионального общения журналиста.
Вопросы для обсуждения и размышления 1. Прочитайте статью «Особенности общения по радио и телевидению» из книги «Психолингвистические проблемы массовой коммуникации» (см. Приложение 1 и ответьте на следующие вопросы: - В чем заключается специфика общения на радио и телевидении? - Чем отличается манера обращения к телезрителям и радиослушателям от обычной публичной речи? - Какие особенности восприятия радио- и телевизионного материала должен знать журналист? 2. Сделайте вывод о значении общения в деятельности журналиста с учетом знакомства с новым материалом. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт. 3. Прочитайте материал Л.В. Власова, В.К. Сементовской «Деловое общение» (см. Приложение 46) и ответьте на следующие вопросы: - Чем различаются процессы слышания и слушания? - Какое отношение процесс слушания имеет к деловому общению? - Какова роль интереса в процессе слушания собеседника? - Как классифицируется процесс слушания? - Какое отношение к слушанию имеют процессы восприятия, осмысления и понимания? - Каковы заповеди процесса слушания? - Коко взаимодействие процессов слушания и понимания? - Как вы можете оценить роль оценки услышанного в процессе делового общения? - Необходимо ли внимание в процессе слушания? - Проанализируйте прочитанный материала с точки зрения его использования в своей профессиональной деятельности. 4. Используя материал статьи Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» (см. Приложение 5), ответьте на следующие вопросы: - Какую информацию можно считать доверительной? - Можно ли вызвать человека на откровенность? Если да, то каким образом? (Ответ аргументируйте примерами из текста). - От чего зависит доверие между людьми? И какие пути для его достижения можно использовать?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1684)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |