Показатели эффективности управления
Для оценки эффективности управления можно использовать понятия «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В том и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщающие показатели. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль. Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) очень много; среди них рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д. Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть: — степень выполнения заказов потребителей; — доля объема продаж фирмы на рынке и др. Частными показателями социальной эффективности являются: — своевременность выполнения заказа; — полнота выполнения заказа; — оказание дополнительных услуг; — послепродажный сервис и др. Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели: 1. Обобщающий показатель: Э -4 где Д — доходы организации; 3 — затраты на содержание аппарата управления. 2. Частные показатели: — доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации; — доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации; — норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др. К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся: 1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации; 2) сокращение управленческого персонала; 3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления. Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др. К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п. Частные методики определения эффективности управления. Из-за сложности оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны приемы оценки эффективности отдельных мероприя- тий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др. Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия. Коэффициент эффективности совершенствования управления определяется по формуле где Эгод — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий; Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления. Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле ЭГ0Д = С- ЗухЕн, где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления; Ен — отраслевой нормативный коэффициент эффективности. Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента обшей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к Кэ — коэффициенту эффективности совершенствования управления): где ДЭ — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, руб.; 3„ — общие затраты на совершенствование управления. Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой ее социальной эффективности. Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда. Расчет и анализ динамики указанных выше показателей не только позволяют оценить эффективность функционирования организации, но и выявить те стороны, которые являются ее слабым местом, направив усилия на решение ее первоочередных проблем. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности. В этой связи можно использовать классификацию факторов эффективности на уровне организации, представленную на рис. 15.1 (с. 220). Анализ подходов к определению наиболее важных направлений повышения эффективности деятельности организации позволяет объединить их в две группы1: 1) мероприятия, связанные с ростом результата деятельности организации; 2) мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов (ресурсосбережение, снижение затрат фирмы). В связи с тем что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. № 7-12/47. Согласно названным Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов применяется следующая система показателей: — показатели коммерческой (финансовой) эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; — показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия для федерального, регионального и местного бюджетов; — показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дис- 1 См.: Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М. : Финансы и статистика, 2003. С. 530. Пути роста экономической эффективности управления ^~ТГ
Мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов З^Е
Рис. 15.1. Классификация факторов эффективности контирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны. Таким образом, эффективность управления — это эффективность действия людей в процессе достижения целей организации. Контрольные вопросы 1. Что такое результативность управления? 2. Что такое эффективность управления? 3. Какова взаимосвязь понятий «результативность управления» и «эффективность управления»? 4. Назовите критерий эффективности управленческого труда. 5. Какие сложности количественной оценки результатов управленческого труда существуют? 6. Что включает в себя эффективность управления в широком смысле? 7. Какие показатели характеризуют эффективность управления в узком смысле? 8. Назовите показатели социальной эффективности. 9. Назовите пути роста экономической эффективности управления.
ПРАКТИКУМ Глава 1. Сущность, этапы развития и характерные черты современного менеджмента Вопросы для обсуждения 1. Менеджмент как вид человеческой деятельности. 2. Основные этапы развития менеджмента. 3. Современные научные подходы к менеджменту. 4. Развитие управления в России. 5. Особенности современного менеджмента. Тесты Выберите правильные ответы на поставленные вопросы (их мож быть несколько в каждом тесте). Правильные ответы следует обвес в кружок, а в таблицах — отметить галочкой. 1. Ниже приводится ряд определений менеджмента. Выберите то, а) менеджмент — деятельность группы людей, соединяющих свои б) менеджмент — умение добиваться поставленных целей, исполь в) менеджмент — это определенная категория людей, социальный г) менеджмент — это выполнение функций планирования, органи д) менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми е) менеджмент — это наука и искусство управления. 2. Что является задачей менеджмента: а) обучение персонала; б) взаимодействие людей; в) обеспечение результативной и эффективной работы персонала г) нахождение форм и методов управления рационального использования всех ресурсов организации? 3. Ниже перечислены школы менеджмента. Укажите их хроно а) административная школа управления; б) школа научного менеджмента; в) поведенческая школа; г) школа человеческих отношений; д) количественная школа управления; е) современные подходы к менеджменту. 4. Что из нижеперечисленного характеризует особенности со а) человек рассматривается как один из факторов производства; б) люди рассматриваются как главный ресурс организации; в) фирма рассматривается как закрытая система; г) фирма рассматривается как открытая система; д) нацеленность работы организации на достижение результата? 5. Что понимается под парадигмой управления: а) совокупность научных школ и подходов к управлению; б) практика управления; в) система взглядов на управление, сформированная на базе осно 6. Какие из названных позиций характеризуют новую систему а) децентрализация системы управления; б) моноцентрическая система хозяйствования; в) переход к полицентрической системе хозяйствования; г) сочетание рыночных и административных методов управления д) самоуправление организаций негосударственного сектора как Задание Приведите примеры, подтверждающие положение о том, что менеджмент — это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности. Глава 2. Организация как объект управленияВопросы для обсуждения 1. Организация — открытая система. 2. Внутренняя среда организации. 3. Внешняя среда организации. 4. Жизненный цикл организации. Тесты 1. Что из нижеперечисленного характеризует организацию как а) взаимодействие с внешней средой; б) источник энергии (ресурсов) внутри себя; в) получение ресурсов из внешней среды; г) реагирование на изменение факторов внешней среды? 2. Какие из перечисленных организаций относятся к коммерче а) общества с ограниченной ответственностью; б) товарищества на вере; в) фонды; г) акционерные общества; д) общественные организации; е) производственные кооперативы; ж) государственные и муниципальные унитарные предприятия? 3. Что из перечисленного относится к внутренней среде органи а) структура управления организацией; б) технический прогресс в отрасли; в) цели организации; г) персонал организации; д) экономическая политика государства; е) задачи организации? 4. Какой из перечисленных факторов относится к внешней среде а) потребители; б) рынок; в) конкуренты; г) поставщики; д) технический прогресс; е) акционеры? 5. Какие из названных факторов внешней среды организации от а) политика государства; б) правовая среда; в) инфраструктура; г) природно-географические условия; д) финансово-кредитная политика; е) торговые предприятия? 6. Соблюдение каких из перечисленных условий помогает со а) избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет б) разрабатывать и осуществлять качественные планы по марке в) постоянно расширять масштабы производства; г) систематически делать обоснованные прогнозы по наличности; д) идти в ногу с потребностями рынка; е) своевременно выявлять критические моменты, которые могут Задание Попытайтесь сделать анализ жизненного цикла известной вам организации.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |