Глава 3. Миссия и цели организации. Функции и принципы
Менеджмента Вопросы для обсуждения 1. Миссия организации. 2. Цели организации. Дерево целей. 3. Функции планирования и организации. 4. Функции мотивации, контроля и координации. 5. Предпринимательское управление. Тесты 1. Выберите из представленного списка обязательные характеристики миссии организации: а) отраслевая принадлежность; б) получение прибыли; в) назначение; г) роль для общества; д) ассортимент продукции; е) политика по отношению к персоналу. 2. Что понимается под целями организации: а) основные направления деятельности организации; б) ключевые результаты, к которым стремится организация в сво в) линия деятельности организации? 3. К основным (общим) функциям менеджмента относятся: а) планирование, организация, маркетинг, контроль; б) планирование, организация, маркетинг, управление персоналом, в) планирование, организация, маркетинг, контроль, координация. 4. Функция планирования включает: а) определение целей и задач развития организации; б) разработку управленческих решений; в) разработку прогнозов на будущее; г) определение структуры организации; д) разработку перспективных планов; е) разработку текущих планов. 5. Что из перечисленного относится к функции «организация»: а) формирование структуры управления; б) обеспечение предприятия всем необходимым для работы; в) делегирование прав и ответственности; г) подбор персонала управления? 6. Укажите правильную последовательность при мотивации: а) потребности — мотив — стимулы; б) мотив — потребности — стимулы; в) стимулы — мотив — потребности. 7. Функция контроля включает следующие этапы: а) постановку целей, разработку планов, анализ достигнутых результатов, корректировку планов; б) установление стандартов, сопоставление стандартов с достигну в) анализ достигнутых результатов, корректировку планов. 8. Функция координации необходима: а) для обеспечения бесперебойности и непрерывности процесса б) достижения согласованности в работе всех звеньев управления; в) согласования стиля руководства; г) эффективного достижения поставленной цели. 9. Что из перечисленного входит в число требований предприни а) концентрация внимания на рынке, на изменении спроса; б) финансовое предвидение, особенно в планировании и регули в) подбор и расстановка кадров; г) заблаговременное создание управленческого звена, а не подстраи- д) умение определять участки наиболее эффективного примене Задание Используя данные известного вам предприятия, сформулируйте его миссию, общую (корпоративную) цель и ключевые цели по видам деятельности или функциональным подсистемам. Глава 4. Методы управления Вопросы для обсуждения 1.Сущность и система методов управления. 2. Организационно-административные методы управления. 3. Экономические методы управления. 4. Менеджер-организатор эффективного управления. Тесты 1. Что из перечисленного относится к методам организационного воздействия: а) организационное нормирование; б) организационное планирование; в) приказы; г) организационный инструктаж; д) организационное распорядительство; е) директива; ж) организационный контроль? 2. Какие из названных позиций относятся к методам администра а) приказы; б) технические стандарты; в) распоряжения руководителя; г) директивы; д) указания; е) планы организационно-технических мероприятий; ж) резолюции? 3. Какие из перечисленных позиций относятся к экономическим а) внутрифирменное планирование; б) коммерческий расчет; в) технические условия; г) оплата труда; д) премии; е) показатели качества продукции; ж) ценообразование? 4. Что из перечисленного относится к доплатам за дополнитель а) доплата за совмещение профессий и должностей; б) доплата за профессиональное мастерство; в) доплата за стаж работы на предприятии; г) оплата за выполненное задание; д) премия за высокие трудовые достижения; е) премия за экономию сырья и материалов? 5. Какие из названных позиций относятся к социально-психологи а) учет психологических особенностей каждого члена коллектива; б) доброжелательный тон беседы руководителя с подчиненными; в) приказ о выполнении задания; г) формирование благоприятного морально-психологического д) выговор за плохо выполненную работу? Задание Дайте определение понятия «менеджер», раскройте его межличностные и информационные роли, а также роли в качестве лица, принимающего управленческие решения. Опишите разделения функций и полномочий между менеджерами высшего, среднего и низового уровней, используя данные конкретного предприятия. Какими способностями должны обладать менеджеры для выполнения отмеченных ролей? Глава 5. Управленческое решение Вопросы для обсуждения 1. Содержание и виды управленческих решений. 2. Этапы подготовки и принятия решений. 3. Методы принятия управленческих решений. Тесты 1. Что из указанного списка относится к классификации управ а) стратегические решения; б) тактические; в) производственные; г) конкурентоспособные; д) кадровые; е) аналитические; ж) реалистичные; з) единоличные; и) документированные? 2. Что из перечисленного относится к требованиям эффективного а) ясная цель; б) обоснованность; в) дальновидность; г) конкретность; д) универсальность; е) своевременность; 3. Что представляет собой процедура подготовки и принятия а) документальное оформление принятого решения; б) распределение ответственности и полномочий в процессе под в) последовательность этапов подготовки и принятия решения г) построение дерева целей; д) документальное оформление схемы информационных потоков 4. Выработка решения состоит из следующих этапов: а) диагноза проблемы, формулирования критериев и ограничений, б) разработки и оценки альтернатив, выбора альтернативы, органи в) разработки и оценки альтернатив, выбора альтернативы. 5. Что из перечисленного можно считать критериями подбора а) образование; б) опыт работы; в) рост человека; г) его возраст; д) цвет его волос; е) здоровье кандидата? 6. Что из названного можно отнести к этапу организации выпол а) определение комплекса необходимых действий; б) определение необходимых ресурсов; в) определение влияния факторов внешней среды; г) определение сроков выполнения решения; д) доведение задания до исполнителей? 7. Возможно ли использование мозгового штурма в качестве ме а) да; б) нет? Задание Сравните и проанализируйте стадии принятия известных вам управленческих решений. Поясните полученные результаты. Глава 6. Организационная структура управления Вопросы для обсуждения 1. Бюрократические структуры управления и их характеристика. 2. Адаптивные структуры управления, их достоинства и недостатки. 3. Проектирование организационных структур. Тесты 1. Какие из перечисленных типов организационных структур от а) линейная; б) функциональная; в) линейно-функциональная; г) дивизиональная; д) проектная; е) матричная? 2. Определите, каким типам организационных структур (функ а) в структуре имеется закрепление связей на основе двойного под б) каждый подчиненный имеет только одного руководителя, кото в) гибкость, оперативное принятие решений по межфункциональ г) каждый подчиненный имеет несколько руководителей, выполня д) специализация и компетентность, быстрое решение проблем, 3. Что из нижеперечисленного относится к преимуществам линей а) единоначалие; б) подотчетность исполнителя одному лицу; в) увеличенное время прохождения информации; г) простота и четкость управления; д) келейность при принятии решений; е) стимулирование развития компетентности руководителя? 4. Что из приведенного списка относится к недостаткам функцио а) возможность получения противоречивых указаний исполните б) специализация деятельности руководителей; в) сложность разделения взаимосвязанных функций; г) сложность контроля выполнения указаний; д) короткое время прохождения информации? 5. Какие из приведенных позиций относятся к преимущества а) расширение возможности принятия компетентных решений; б) сохранение принципа единоначалия; в) отсутствие гибкости и динамичности процессов управления; г) возможность привлечения высококвалифицированных специа д) трудность регулирования отношений линейных и функциональ 6. К достоинствам дивизиональной структуры относятся: а) специализация, многопродуктовость; б) специализация, гибкость; в) оперативность, инновационность. 7. К достоинствам матричной структуры относятся: а) гибкость, инновационность; б) оперативность, специализация; в) гибкость, специализация. 8. Назовите принципы построения организационных струк а) соответствие структуры управления целям и стратегии развития б) единство структуры и функции управления; в) первичность функции и вторичность органа управления; г) уровень механизации и автоматизации управленческих работ; д) квалификация работников; е) комплексная увязка в структуре управления всех видов деятель 9. Что из приведенного списка относится к требованиям при проектировании организационных структур управления: а) оптимальность ступеней управления; б) оперативность процесса принятия и исполнения управленческих в) простота структуры управления; г) экономичность структуры управления на основе оптимального д) гибкость структуры управления в соответствии с изменениями Задание Используя данные конкретного предприятия (организации), изобразите на схеме его организационную структуру, выделите ее элементы (подразделения, звенья, уровни), покажите горизонтальные и вертикальные связи. Определите вид организационной структуры, дайте ее характеристику. Глава 7. Стратегическое управление организацией Вопросы для обсуждения 1. Сущность стратегического управления и его роль в развитии организации. 2. Виды и характеристика деловых стратегий. 3. Факторы выбора стратегии деятельности и ее оценка. 4. Функции и содержание стратегического планирования. Тесты 1. Что из перечисленного является характерными признаками стратегического управления: а) видение долгосрочной перспективы организации; б) ориентация деятельности на запросы потребителей; в) использование прошлого опыта; г) опора на человеческий потенциал как стержень организации, ее д) осуществление гибкого реагирования на изменения во внешней е) ориентация на выживание и достижение целей организации ж) использование существующей структуры управления организа 2. Какие из названных позиций правильно характеризуют страте а) прогноз развития предприятия; б) модель действий для достижения поставленных целей; в) план развития предприятия? 3. Какие из приведенных характеристик относятся к наступате а) рассчитана на занятие лидирующего положения на рынке; б) предполагает удержание своих позиций на рынке; в) требует значительных финансовых затрат; г) имеет высокую степень риска? 4. Что из приведенного списка характеризует оборонитель а) предполагает удержание своих позиций на рынке; б) фирма располагает ограниченными средствами; в) имеет высокую степень риска; г) требует пристального внимания к действиям фирм-конкурентов; д) связана с большими финансовыми затратами? 5. Какие из перечисленных характеристик относятся к сильным а) высокая квалификация кадров; б) современная технология производства; г) хорошая репутация у потребителей; д) слабое представление о рынке; е) низкие издержки? 6. Какие из перечисленных факторов характеризуютвозможн а) выход на новые рынки; б) самодовольство среди конкурентов; в) возможность появления новых конкурентов; г) добавление сопутствующих товаров; д) замедление роста рынка; е) вертикальная интеграция? 7. Какие из названных факторов оказывают ключевое влияни а) финансовые возможности; б) квалификация работников; в) место размещения предприятия; г) степень риска, заложенная в стратегии; д) возраст руководителя предприятия? 8. Какие из приведенных позиций относятсяк функциям стратегического планирования: а) содержит основные проблемы организации; б) является наиболее долгосрочным по сравнению с другими ви в) определяет технологию производства продукции; г) придает деятельности организации в разные периоды стройность д) заставляет высшее руководство организации активизировать
9. Чтоиз перечисленногоопределяет успешную реализацию стратегии: а) доведение стратегии и планов до всех работников организации; б) обучение персонала исходя из требований выбранной стратегии; в) закупка необходимого сырья; г) разработка эффективного мотивационного механизма; д) формирование системы контроля и оценки достигнутых резуль Задание Изобразите на схеме в виде логической цепочки модель стратегического менеджмента, используя ее основные элементы: миссия, цели, стратегии, обследование внутренней и внешней среды, альтернативы, программы, оценка, контроль. *■ -*• —» Впишите эти элементы в прямоугольники. Глава 8. Управление персоналом Вопросы для обсуждения 1.Подбор кадров и его критерии. 2. Порядок и содержание обучения персонала. 3. Организация и условия работы командой. 4. Принципы эффективного управления персоналом. 5. Оценка результатов работы персонала. Тесты 1. Что из перечисленного относится к основным критериям под а) здоровье; б) образование; в) стаж работы; г) национальность; д) трудолюбие; е) общительность; ж) рост человека; з) организованность? 2. Какие положения из числа приведенных относятся к этапам а) выявление претендентов путем анализа их документов; б) ознакомительное собеседование с претендентами; в) прием работника в результате ознакомительного собеседования; г) целевые собеседования для оценки необходимых качеств пре д) тестирование для получения всесторонней информации о пре е) прием работника на основе прошлых его заслуг? 3. Какие положения из числа приведенных характеризуют пре а) персонал получает необходимые знания в соответствии с требо б) персонал узнает больше о своей организации и вырабатывает в) возможность повысить квалификацию за счет организации; г) работники узнают о новых разработках, новой технике и техно д) в сочетании с эффективным стимулированием труда обучени 4. Какие из перечисленных факторов влияют на эффективность а) размер команды соответствует ее задачам; б) состав команды — люди с одинаковыми чертами характера; в) сплоченность на основе тяготения членов команды друг к другу г) здоровый уровень конфликтности; д) имеющие высокий статус члены команды не доминируют? 5. Что из перечисленного относится к факторам эффективного а) говорить с подчиненным понятным ему языком; б) соотносить цели работы со способностями подчиненных; в) сдерживать рост квалификации сотрудников; г) следить за психическим состоянием подчиненных; д) обеспечивать положительное подкрепление работы сотрудников; е) руководить всеми сотрудниками одинаково; ж) критиковать мотивированно, не вызывать реакции недовольства; з) стремиться к достижению конечных целей постепенно по вос 6. Что из названного относится к процессу оценки результатов а) анализ итогов работы сотрудника за прошедший год; б) похвала сотрудника за успехи в работе; в) рассмотрение недоработок и их причин; г) критика недостатков в работе сотрудника; д) возможность для сотрудника высказать свое мнение об услови Задание Приведите примеры и дайте оценку схеме подбора кадров на основе рекомендаций родных и знакомых. Глава 9. Основы инновационного менеджмента Вопросы для обсуждения 1. Понятие и квалификация инноваций. 2. Роль инноваций в развитии организации. 3. Содержание и принципы инновационной деятельности. 4. Организация инновационной деятельности. Тесты 1. Какие из предложенных вариантов можно назвать новшеством: а) новый вид продукции; б) новый вид услуг, в) новая технология; г) новый обычай; д) изобретение; е) новый порядок организации производства? 2. Назовите правильные варианты из перечисленных, что Й. Шум- а) использование новой техники; б) изобретения; в) использование нового сырья; г) изменения в организации производства; д) появление новых рынков сбыта; е) открытия. 3. Какие из названных вариантов включает инновационная дея а) выявление проблем предприятия; б) поиск инновационных идей; в) оценка финансовых возможностей предприятия; г) осуществление инновационной деятельности; д) повышение квалификации персонала; е) организация инновационной деятельности? 4. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним ис а) успех, неудача в деятельности предприятия; б) неконгруэнтность; в) демографические изменения; г) нововведения, основанные на потребностях процесса; д) новые знания? 5. Назовите правильные варианты ответов из числа названных по а) инновация должна соответствовать нуждам, желаниям людей; б) инновация должна быть простой и иметь точную цель; в ) инновация не должна быть нацелена на лидерство на рынке; г) внедрение инновации необходимо начинать масштабно, с раз д) не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. 6. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной деятельности: а) создание в структуре предприятия обособленного инновацион б) формирование команды из лучших работников предприятия, в) назначение работника, персонально ответственного за успех ин г) проведение оценки эффективности вложений в разработку ин д) формирование в коллективе атмосферы восприятия нового как Глава 10. Лидерство и руководство Вопросы для обсуждения 1. Понятие лидерства. 2. Стиль руководства. Типы управленческого поведения. 3. Власть и влияние. Формы власти. 4. Формы влияния на персонал. 5. Основные качества менеджера. Тесты 1. Какие из перечисленных качеств относятся к лидеру: а) честность; б) способность видеть в человеке личность; в) уход от ответственности; г) настойчивость в достижении целей; д) отсутствие устремленности к роскоши; е) эрудированность; ж) отсутствие контроля над эмоциями? 2. Руководитель, который дает своим подчиненным почти полную а) авторитарному руководителю; б) демократическому; в) либеральному. 3. Что из перечисленного характеризует демократический стиль а) руководитель считает, что люди изначально не любят трудиться; б) лидер считает, что труд для людей является естественным про в) единоличная власть руководителя увеличивает его возможно г) удовлетворенность трудом всегда ведет к его более высокой про 4. Что из перечисленного характеризует тип менеджера-органи а) учитывает потребности и интересы людей; б) учитывает нужды производства; в) в основном ориентирован на производство; г) нацелен на инновации и развитие организации; д) нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе; е) использует в качестве метода управления беседу о результатах? 5. Какие из приведенных позиций относятся к формам власти: а) власть, основанная на принуждении; б) власть, основанная на убеждении; в) власть, основанная на вознаграждении; г) власть, основанная на профессиональной компетентности; д) власть примера; е) власть собственника (хозяина)? 6. Какие из приведенных качеств характеризуют современного а) хороший управляющий; б) лидер, способный увлечь людей и повести их за собой; в) властный руководитель; г) воспитатель, способный выявить и развить у работников их спо д) инноватор, стремящийся к новшествам во всех сферах деятель е) человек, которому не чуждо ничто человеческое? Задание На конкретных примерах покажите применение менеджером различных методов управления и стилей руководства. Выявите случаи, когда стиль руководства сдерживает развитие и вступает в противоречие с методами управления. Глава 11. Управление конфликтами и стрессами Вопросы для обсуждения 1. Сущность и типы конфликтов. 2. Причины и последствия конфликтов. 3. Управление конфликтом, варианты его разрешения. 4. Факторы, вызывающие стресс, способы управления стрессами. Тесты 1. Что из перечисленного относится к основным типам конф а) внутриличностный конфликт; б) межличностный конфликт; в) конфликт между личностью и группой; г) конфликт между руководителем и подчиненным; д) межгрупповой конфликт? 2. Какие из названных позиций являются причинами конфликтов: а) распределение ресурсов; б) нечеткое разграничение прав и обязанностей; в) неудовлетворительные коммуникации; г) низкое качество выполнения работы; д) неблагоприятные условия труда; е) необоснованное публичное порицание одних сотрудников и не 3. Что из перечисленного является причинами конфликта, свя а) неопытность в работе с людьми; б) карьеризм, нечестность; в ) нежелание признать допущенную ошибку; г) внимательное отношение к людям; д) завышенная требовательность к подчиненным; е) низкий культурный уровень? 4. Какие из приведенных факторов характеризуют отрицатель а) ухудшение психологического климата; б) снижение производительности труда; в) нарушение сотрудничества и взаимопомощи; г) укрепление нервной системы работников; д) возрастание неудовлетворенности трудом и текучесть кадров; е) формирование представления о другой стороне как о враге? 5. Какие из приведенных позиций делают целесообразным комп а) использование равных аргументов в пользу взаимоисключа б) требование временного урегулирования проблемы; в) необходимость принимать срочное решение при дефиците г) источник разногласий несуществен; д) директивные утверждения точки зрения руководителя не при 6. Что из перечисленного относится к факторам, вызывающим а) перегрузка в работе; б) страх наказания; в) интересная работа; г) плохие условия работы; д) выговор; е) увольнение с работы; ж) поощрение? 7. Какие из приведенных позиций являются способами управле а) распределение объема и типа работы в соответствии со способ б) четкое определение полномочий и ответственности сотруд в) принуждение к выполнению неинтересной работы; г) надлежащее вознаграждение за эффективную работу; д) использование стиля лидерства, соответствующего требовани е) развитие способностей работников и обсуждение с ними слож Задание Определите природу и тип известного вам конфликта (причину, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.
Глава 12. Основы финансового менеджмента Вопросы для обсуждения 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. 2. Финансовое планирование и его содержание. 3. Управление прибылью и рентабельностью. 4. Анализ финансового положения предприятия. Тесты 1. Что относится к стратегическим целям финансового менед а) воспроизводство; б) максимизация прибыли; в) минимизация расходов; г) рост рыночной стоимости акций организации; д) повышение благосостояния собственников? 2. Что относится к тактическим целям финансового менеджмента: а) рост объемов производства и реализации; б) увеличение доли рынка; в) рентабельность; г) минимизация риска; д) борьба с конкурентами; е) избежание банкротства; ж) выживание? 3. Какие позиции из перечисленных относятся к функциям фи а) финансовый анализ и планирование; б) принятие долгосрочных инвестиционных решений; в) анализ структуры основных фондов; г) управление портфелем ценных бумаг; д) управление оборотными активами организации; е) функции, связанные со страхованием активов, налогообложе 4. Какие из перечисленных задач решает финансовый менед а) формирует финансовую систему организации; б) осуществляет планирование использования краткосрочных в) управляет процессом формирования капитала организации г) управляет процессом производства продукции; д) управляет финансовым обеспечением производственно-хозяй е) управляет изучением рынка; ж) управляет оптимизацией налогообложения? 5. Какие из названных позиций относятся к финансовому плани а) анализ финансовой ситуации и стоящих перед организацией б) прогнозирование будущих финансовых условий; в) постановка финансовых задач; г) выбор оптимального варианта решений финансовых задач; д) составление и выполнение финансового плана; е) выбор стратегии развития организации; ж) анализ и контроль выполнения финансового плана? 6. Какие позиции относятся к принципам финансового планиро а) обеспечение максимальной рентабельности вложенных средств; б) сокращение сроков окупаемости вложенных средств; в) использование наиболее экономичных способов финансирова г) минимизация рисков; д) игнорирование инфляции? 7. Какие задачи необходимо решить в ходе составления финансо а) определить основные финансовые показатели организации на б) увязать финансовые показатели с производственными и ком в) выявить резервы увеличения доходов и прибыли организации; г) определить пути повышения эффективности использования д) определить перспективы развития организации? 8. Какие из перечисленных позиций относятся к постоянным за а) амортизация; б) аренда зданий и оборудования; в) оплата труда производственных рабочих; г) страховые взносы; д) административные расходы; е) оплата труда руководителей? 9. Какие из названных позиций относятся к переменным затратам: а) затраты на сырье и материалы; б) затраты на топливо и энергию; в) затраты на транспортировку грузов; г) отчисления на социальные нужды; д) оплата труда управленческого персонала? 10. Какие из предложенных вариантов правильно характеризуют а) выручка, полученная от реализации продукции; б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС в) чистый доход предприятия; г) валовой доход предприятия? 11. Какие из названных направлений способствуют росту прибыли: а) снижение затрат на единицу продукции; б) увеличение объема производства; в) внедрение прогрессивной технологии; г) повышение заработной платы персонала; д) снижение цены на продукцию? 12. Какой из названных вариантов правильно характеризует рен а) отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции; б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества пред 13. Рентабельность производства определяется как отношение: а) прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; б) балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных про в) балансовой прибыли к объему реализованной продукции. 14. Показатель фондоотдачи характеризует: а) количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основ б) уровень технической оснащенности труда; в) производительность труда. 15. Какие позиции характеризуют коэффициент оборачиваемости а) объем реализованной продукции в расчете на 1 руб. оборотных б) количество оборотов оборотных средств за соответствующий в) продолжительность одного оборота оборотных средств? 16. Что характеризует показатель материалоемкости продукции: а) нормы расхода материалов на изготовление продукции; б) суммарный расход материальных ресурсов на производство в) общий вес материалов на изготовление изделия? 17. Какие показатели характеризуют ликвидность организации: а) коэффициент текущей (общей) ликвидности или коэффици б) коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки; в) коэффициент абсолютной ликвидности; г) коэффициент рентабельности? Задание В базисном и плановом периодах предприятие имеет следующие показатели:
А 200 210 180 182 1 000 1 100 Б 280 300 260 265 1600 1800 В 350 370 310 300 2 000 2 600 Определите и проанализируйте: а) прибыль предприятия в базисном и плановом периодах и ее рост; б) рентабельность по отдельным видам изделий, всей реализован в) прирост прибыли в плановом периоде за счет изменения себе Глава 13. Деловое общение Вопросы для обсуждения 1. Сущность и содержание делового общения. 2. Виды и формы делового общения. 3. Организация и осуществление делового общения. Тесты 1. Что из приведенного является барьерами общения: а) речь-скороговорка; б) непонимание ряда слов (терминов); в) сложная логика рассуждений; г) четкая речь коммуникатора; д) недоверие к коммуникатору? 2. Что из приведенного относится к интерактивному взаимодей а) сотрудничество; б) противоборство; в) уклонение от вза<
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2895)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |