Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Речевая традиция. Речевой этикет и культура речи. Выразительность и образность речи



2015-11-27 1062 Обсуждений (0)
Тема 3. Речевая традиция. Речевой этикет и культура речи. Выразительность и образность речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретический материал.

Этикет (от греч. «еthos» -обычай, характер) – правила поведения, установленные в обществе. Речевой этикет – правила поведения, сложившиеся при речевом общении. Речевой этикет непосредственно связан с речевой традицией, которую формируют повторяющиеся речевые ситуации. Для каждой культуры характерны свои речевые традиции. Из речевых традиций русского языка складывались этикетные формулы приветствия, прощания, извинения, благодарности и др. (добро пожаловать, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, добрый вечер и др.) Обращение на «Вы» принятое в русском языке, свидетельствует об уважении к адресату. Так, на «Вы» принято обращаться к людям старше по возрасту, социальному статусу (в том числе званию), начиная с определенного возрасте, к незнакомым людям. В XVII-XIX веке сложилась традиция обращения на «Вы» в академической среде, в том числе и к студентам. Обращение по имени и отчеству, как означающее уважение, сложилось в Средние века и было связано с социальным статусом адресата. С норами речевого этикета связаны также невербальные средства общения.

Одной из норм культуры речи (наряду с соблюдением орфографических, грамматических, интонационных и орфоэпических норм, выбором слова, лексической сочетаемостью и др.) является использование средств художественной выразительности, благодаря которым создается образность и эмоциональность языка. Система тропов (от греч. «tropos» – оборот) была разработана еще Аристотелем и включает в себя: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору, метонимию, синекдоху, оксюморон, гиперболу, литоту, перифраз, иронию, антитезу и др. Тропы очень важны в художественном стиле и публичных выступлениях, так же, как и фигуры речи – аллитерация, ассонанс, повтор, анафора, эпифора, градация, инверсия и др.).

Основные понятия: этикет, речевая традиция, речевой этикет, этикетные формулы речи, средства образности и художественной выразительности, тропы, риторические фигуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Как связаны речевая ситуация и речевая традиция?

2. До скольких лет носители русского языка называют сверстников на «ты»?

3. Какую роль при общении играет обращение?

4. Какие жесты можно использовать при приветствии?

5. Какую роль играют в речи тропы и риторические фигуры?

Упражнения.

№ 1. Какие этикетные формулы речи вам знакомы? Как вы:а) приветствуете; б) извиняетесь; в) прощаетесь; г) обращаетесь к: а) своих родных; б) друзей; в) преподавателей; г) коллег. От чего зависит выбор варианта? Как вы обращаетесь к незнакомому человеку, если вам необходимо с ним заговорить? Как вы представляетесь незнакомым людям, если это необходимо? Как влияют особенности речевой ситуации на выбор этикетной речевой формулы? Приведите примеры из своей речевой практики.

№ 2. Предложите формулы приветствий для следующих ситуаций: а) вы встретили соседа на лестнице; б) вы вошли в кабинет и здороваетесь с коллегами; в) вы пришли на тренировку и здороваетесь с приятелями; г) на улице вы спрашиваете у незнакомого пожилого человека, как пройти на нужную вам улицу; д) вы приходите домой и здороваетесь с мамой; е) вы ответили на телефонный звонок и здороваетесь с маминой подругой.

№ 3. Прочтите варианты приветствий. В каких взаимоотношениях находятся адресат и адресант? Какую дополнительную информацию можно почерпнуть из предложенных приветственных формул? Какая речевая ситуация возникает при предложенных речевых формулах? Зависит ли от речевой ситуации выбор варианта имени?

- Добрый день, Иван Иванович; - Уважаемая Вера Алексеевна; - Здравствуй, Ваня!; – Верочка, доброго времени суток; - Вань, привет!; - Здрасьте, Верунь; - Здоров!; - Вечер добрый; - Привет; – Приветики, Веруш; - Приветствую вас, Иваныч! – Рад вас видеть, Иван Иваныч.

№ 4. Напишите несколько вариантов обращений к одному и тому же человеку, которые будут указывать на пол, возраст, степень родства. Предложите нейтральные и эмоционально окрашенные варианты.

№ 5. Напишите возможные варианты вашего имени. Какие из них используются в официальной и неофициальной речи? Какие используются в письменной, а какие в устной речи? Какую информацию дает каждый из вариантов? Подберите к каждому из вариантов речевую ситуацию. Выберите самые эмоционально окрашенные.

 

№ 6. Прочитайте текст. Разбейте его на логические части. Определите функциональный стиль, к которому он относится. Назовите обращения, которые дают информацию о возрасте, семейном положении, социальном статусе. Какие слова принято считать некорректными? С чем это связано? Можно ли считать употребление неполиткорректной лексики нарушением норм речевого этикета?



2015-11-27 1062 Обсуждений (0)
Тема 3. Речевая традиция. Речевой этикет и культура речи. Выразительность и образность речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Речевая традиция. Речевой этикет и культура речи. Выразительность и образность речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)