Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческая экономика: цель изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами



2015-11-27 984 Обсуждений (0)
Управленческая экономика: цель изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами 0.00 из 5.00 0 оценок




Принятие правильного управленческого решения на основе экономического анализа – важнейшая задача менеджера.

Курс «Управленческая экономика» формирует теоретическую базу для принятия менеджерами ключевых коммерческих решений, касающихся распределения ограниченных ресурсов компании.

Дисциплина «Управленческая экономика» представляет собой продвинутый курс теоретической экономики с выходом на решение прикладных управленческих проблем на уровне фирмы (бизнеса). Программа данного курса предполагает, что у студентов есть знания и навыки, сформированные при изучении дисциплин программ подготовки бакалавров и специалистов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Инвестиции».

Курс «Управленческая экономика», в свою очередь, предшествует изучению студентами магистратуры специализированных экономических и управленческих дисциплин, создает базу для их успешного освоения. Знания и навыки, сформированные при изучении курса «Управленческая экономика» необходимы, в частности, при изучении курсов «Конкурентные стратегии бизнеса», «Стратегическая конкурентоспособность», «Профессиональный иностранный язык».

Освоение курса закладывает фундамент для аналитической деятельности (поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений; проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности); научно-исследовательской деятельности (выбор инструментария исследований, анализ их результатов, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, подготовка обзоров и отчетов по теме исследования; разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов; выявление и формулирование актуальных научных проблем; подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций), педагогической деятельности (преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов).

В идеальном варианте «Управленческая экономика» – это продвинутый курс современной микроэкономики, дополненный элементами, инструментарием, методами из арсенала экономической статистики, теории игр, теории инвестиций, финансового менеджмента и некоторых других дисциплин.

Фактически мы можем определить экономику управления как использование экономического анализа для принятия коммерческих решений, включающих в себя наилучшее использование ограниченных ресурсов организации. «Управленческая экономика» представляет собой курс прикладной микроэкономики, который включает в себя отдельные количественные методы, свойственные и другим дисциплинам, таким как линейное программирование (менеджмент), регрессионный анализ (статистика, эконометрика и менеджмент), экономический анализ намечаемых капиталовложений (финансы) и анализ затрат (управленческий и стоимостной учет). Многие дисциплины в бизнесе произошли от основ микроэкономики для общего представления и теоретической поддержки. Например, экономический анализ спроса и ценовой эластичности мы можем найти в большинстве текстов по маркетингу. Разделение рынков на четыре типа – совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия, – как правило, являются основой анализа конкурентной среды, который описывается в книгах по корпоративной стратегии и стратегии маркетинга.

«Управленческая экономика» как дисциплина в рамках магистерских программ делает акцент на микроэкономической теории поведения фирм на конкурентных рынках. Как известно, экономическая теория – наука, которая изучает поведение человека как связь между целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативное использование, это изучение того, как делается осознанный выбор направлений использования ограниченных ресурсов в производстве, потреблении и распределении товаров и услуг. Ключевым является термин «ограниченность ресурсов». Разумеется, ограниченность – это условие, с которым приходится иметь дело и отдельным потребителям, и произво­дителям. По существу, решение о распределении можно рассматривать как обобщение трех известных фундаментальных вопросов, которые можно найти во вступительных главах всех книг, посвященных экономическим принципам:

1. Какие товары или услуги следует производить, и в каких количествах?

2. Как следует производить эти товары или услуги?

3. Для кого следует производить эти товары и услуги?

Если же речь идет о принятии управленческого решения на уровне фирмы, то они звучат иначе, чем для экономики страны в целом. Менеджеры должны иметь дело с вопросами, которые приведены ниже в сокращенной форме:

1. Каковы экономические условия на конкретном рынке, на котором мы конкурируем или могли бы конкурировать?

2. Стоит ли нашей фирме заниматься этим бизнесом?

3. Если стоит, какой уровень цен и выработки нам следует установить, что­бы максимизировать нашу экономическую прибыль или свести к минимуму наши убытки в краткосрочном периоде?

4. Как мы можем организовать и инвестировать наши ресурсы (земля, труд, капитал, управленческие навыки) так, чтобы сохранить конкурентное преимущество перед другими компаниями на рынке?

5. Стоит ли расширять бизнес?

6. На каком уровне сконцентрировать усилия по завоеванию рынка (на уровне региона, страны, международном рынке)?

7. Какие существуют риски?

Как уже отмечено, базой дисциплины «Управленческая экономика» является курс «Экономическая теория». Для учебных и преподавательских целей экономическая теория делится на два больших раздела: микроэкономика и макроэкономика. Наиболее используемым разделом в «Управленческой экономике» является микроэкономика. Однако, следует учитывать и некоторые аспекты макроэкономики, потому что на управленческие решения влияет восприятие менеджерами современного и будущего состояния макроэкономики.

Например, для компаний, чей бизнес особенно чувствителен к экономическому циклу, спад будет негативно сказываться на продажах, тогда как период устойчивого расширения будет приносить выгоду. Тем не менее, в большинстве случаев экономика управления основывается на переменных, моделях и концепциях из микроэкономической теории.

Наверное, один из лучших вариантов понимания логической связи между проблемой принятия экономического решения в условиях ограниченности и ролью менеджера, как персонажа рыночной экономики, был предложен Р. Энтони. По его мнению, менеджер – это, главным образом, человек, отвечающий за распределение ограниченных ресурсов фирмы.

Интересно отметить, что управленцы и управленческие навыки не расценивались ранними теоретиками экономики как отдельный фактор производства. В классической теории факторами производства являются «земля», «труд», «капитал» и «предпринимательство». Можно полагать, что четвертая категория является достаточно обширной и включает в себя и менеджмент, но эти понятия подразумевают различные характеристики и навыки. Термин «предпринимательство», прежде всего, связан с владением средствами производства. Кроме того, он включает в себя готовность брать на себя риск, преследуя цели (например, начиная новый бизнес, производя новый товар или предоставляя новый тип услуг). Менеджмент в отличие от этого требует способности организовывать и управлять различными заданиями, преследуя различные цели. Важной частью работы менеджера являются контроль над людьми и их направление. Выражаясь словами П.Друкера, которого называют «отцом-основателем науки менеджмент», именно «менеджмент» определяет, что и как необходимо достигнуть в организации. Менеджмент – это работа. Будучи работой, менеджмент обладает своими собственными навыками, своими инструментами и свои­ми методами. Отчасти, быть хорошим менеджером означает идти на риск, поэтому эксперты советуют менеджерам быть более предприимчивыми. А предпринимателям может потребоваться опыт профессионального менеджмента для более эффективного управления своим предприятием. Некоторые экономисты выделяют управленческие навыки в отдельный фактор производства. Другие включают навыки менеджмента в общую категорию предпринимательства. А многие объединяют предпринимательские и управленческие навыки в одну категорию.

 



2015-11-27 984 Обсуждений (0)
Управленческая экономика: цель изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческая экономика: цель изучения и взаимосвязь с другими дисциплинами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (984)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)