МАГНИТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Прежде всего, обращаем внимание на относительность магнитного поля (неплохой мостик к СТО!), приводя пример с лаборантом, вносящим в класс заряженный шар: Магнитное поле существует для учащихся и отсутствует для лаборанта. Кроме того, нелишним будет обратить внимание учащихся на нецентральный характер магнитных взаимодействий: все магнитные взаимодействия будут описываться векторными произведениями, что определит направления сил не вдоль силовых линий магнитного поля, а перпендикулярно к ним. 4.1.СИЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГНИТНОГО ПОЛЯ. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗАРЯДА, ДВИЖУЩЕГОСЯ СО СКОРОСТЬЮ υ.
_ _ _ q·[υ·r] Н = ------------------ , (1) 4π·r³ _ Где Н – напряжённость магнитного поля – силовая характеристика магнитного поля движущегося заряда. Обсуждается вопрос: как меняется |H|, если r, υ, α= Const? Ответ: НИКАК. Следовательно, силовые линии магнитного поля (уместно при этом напомнить смысл силовых линий, например, электростатического поля) ЗАМКНУТЫ. СИЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГНИТНОГО ПОЛЯ. ЗАКОН БИО-САВАРА-ЛАПЛАСА. Det: Малой длины dl прямой провод с током I создаёт в точке А малую напряжённость магнитного поля dH: _ _ _ Ι· [dl·R] dH = ------------------------------ (2) 4π·R³ _ (Снова следует задать вопрос о значении |Н| при постоянных значениях переменных |dl|, I, |r|‚ α и снова подчёркнуть замкнутость силовых линий магнитного поля!) NB! Отметим, что на практике, в основном, рассматриваются прямые и кольцевые токи. Качественно объяснив сущность интегрирования, знакомим учащихся с итогами. НАПРЯЖЁННОСТЬ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ДЛЯ «СТАНДАРТНЫХ» КОНФИГУРАЦИЙ ТОКА. а). Для бесконечно длинного прямого провода с током I: _ Ι |H| = ----------------- , (3) 2π·R б). Для кругового тока I радиусом R (в центре витка!) _ Ι |H| = ----------------- (4) 2R Размерность напряжённости магнитного поля: [H] = 1 А/м. Для снятия страха перед формулами (1) – (4) предлагается пара простых задач на подстановку: 1. Рассчитать напряжённость магнитного поля для бесконечного прямого проводника с силой тока I = 400 А на расстоянии 20 см от проводника. Рассчитать напряжённость магнитного поля в центре кругового витка радиусом 20 м при силе тока 10 кА. (о размагничивании кораблей и подводных лодок) Затем следует предложить ДЗ на преобразование формул (3) – (4). Задачи типа: На каком расстоянии от провода с током силой I = 125,6А напряжённость магнитного поля равна 50 А/м? Какой ток создаёт в центре кольца радиусом 20 см напряжённость магнитного поля Н=400А/м? В качестве домашнего задания предлагаются задачи №№ 13.39, 13.40, 13.41, 13.42, 13.43, 13.46 из сборника «3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы», Москва, издательский дом «Дрофа», 2000. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ВЕЩЕСТВЕ (обзор). Объясняется необходимость рассмотрения магнитного поля в веществе для земных условий. Вводится относительная магнитная проницаемость μ как количественная характеристика взаимодействия магнитного поля и вещества: В Е Щ Е С Т В А Диамагнетики Парамагнетики Ферромагнетики (μ‹1, μ≈1) (μ›1, μ≈1) (μ››1) NB! μ= μ(Н)! He,Ne,Ar,Xe,Rn Ge,C,N2,S Fe,Cr и их соединения С6Н6,С10Н8,Вi,Sb для воздуха μ≈1 Cu,Be,H2O и Сверхпроводники ИНДУКЦИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА МАГНИТНОГО ПОЛЯ В ВЕЩЕСТВЕ. СВЯЗЬ НАПРЯЖЁННОСТИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ И ВЕКТОРА ИНДУКЦИИ. _ _ Det: В = μ0·μ·Н , -7 где μ0 = 4π·10 Гн/м – абсолютная магнитная проницаемость (магнитная характеристика вакуума). μ – относительная магнитная проницаемость вещества, в котором создано магнитное поле. Н – напряжённость магнитного поля. Размерность индукции магнитного поля: [B]= 1 Тл (тесла). Для снятия страха перед формулами предлагаются простые расчётные задачи типа: Определить индукцию магнитного поля, создаваемую в воздухе бесконечно длинным прямым проводом с током силой 5 А на расстоянии 4 см от провода. Какая сила тока создаёт в центре кругового витка радиусом 50 см индукцию 2 мТл? МАГНИТНЫЙ МОМЕНТ ПЛОСКОГО КОНТУРА С ТОКОМ Det: Магнитным моментом плоского контура с током называется _ Вектор Р: _ _ Р = I·S·n, Где I – сила тока в контуре, S – площадь контура (если витков N, то S = N·S1, где S1 – площадь одного витка), _
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |