Рассмотрим случай влёта частицы под произвольным углом к силовым линиям магнитного поля
_ _ _ Разложив вектор скорости υ по компонентам υ║ и υ┴ , направленным соответственно параллельно и перпендикулярно силовым линиям однородного магнитного поля, получим сначала выражение для радиуса траектории частицы: Fл q·υ·B·Sinα По ΙΙ закону Ньютона а = ---------- = ---------------------- , M m С другой стороны, из кинематики криволинейного движения Можем записать (υ┴)² υ²·Sin²α a = ---------------- = -------------- R R Приравнивая правые части вышеприведённых выражений, в итоге получаем: m· υ ·Sinα R = ----------------------- q·B
Поскольку период обращения частицы 2π·R 2π·m Т = ---------- = --------- , υ ┴ q·B
То за один период частица смещается вдоль силовой линии на расстояние h, называемое шагом силовой линии: 2π·m· υ ·Cosα h = ------------------- q·B Обсудив полученные формулы для радиуса и шага винтовой линии, можно в качестве примера рассмотреть полярные сияния. Неплохо, раз уж получили формулы для элементов R и h траектории частицы, вывести несколько ценных соотношений. Это полезно для учащихся, поскольку даёт определённый опыт в решении задач, требующих определённой смекалки. Рассмотрим отношение радиуса R винтовой линии к её шагу h: R m· υ ·Sinα·q·B Sinα ------- = ------------------------ = ------------- , h 2π·m· υ ·Cosα·q·B 2π· Cosα откуда получаем возможность определить угол α влёта частицы в однородное магнитное поле: 2π·R tg α = ------------ h Выразив из формулы радиуса и шага поперечную и продольную составляющие импульса частицы m·υ·Sinα = q·B·R h m·υ·Cosα = q·B·-----, 2π Затем возводим их в квадрат и складываем, чтобы получить Возможность расчёта импульса частицы по элементам её траектории: h ½ m· υ = q·B·(R² + (-------)²) , 2π А также для кинетической энергии частицы можем, применяя Соотношение p² (m· υ)² Ек = ----------- = ----------- , 2·m 2·m получить: q²·B² h Ек = --------·(R² + (-------)²) 2·m 2π Полученная формула для расчёта кинетической энергии частицы чуть упрощается при расчёте в электрон-вольтах, если частицей является протон или электрон: ē·B² h ½ Ек = --------·(R² + (-------)²) 2·m 2π Значительное время и место, по мнению автора, следует уделить решению задач именно по теме «сила Лоренца», что должно существенно облегчить в дальнейшем изложение темы «Электромагнитная индукция». Для решения задач автор рекомендует взять из сборника «3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы» №№ 13.51—13.72, 13.76--13.81, 13.96, дающие достаточно широкий выбор уровня сложности. Для домашнего задания, кроме расчётных задач, можно задать вопросы типа: Каким будет движение заряженной частицы в неоднородном (всё возрастающем) магнитном поле? Какова роль магнитного поля Земли с точки зрения защиты от «солнечного ветра»? Что представляют собой полярные сияния и почему они происходят именно в полярных областях? СУММАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА ЗАРЯДЫ, ДВИЖУЩИЕСЯ В ПРОВОДНИКЕ (СИЛА АМПЕРА). Поскольку учащиеся имеют представление об электрическом токе в проводниках (металлах) как о дрейфовом движении электронов, логично будет представить суммарную силу, действующую на дрейфующие электроны, как силу, действующую на проводник с током в магнитном поле – силу Ампера. Рисунок, представленный для вывода формулы силы Ампера, весьма похож на рисунок, использовавшийся для вывода основного уравнения молекулярно-кинетической теории. Вспомнить пройденный в недавнем прошлом материал всегда полезно…
Сила Лоренца, действующая на отдельно взятый электрон: _ _ _ Fл = q·[ υ ·B], Или, если нас интересует модуль силы Fл = q· υ ·B·Sinα, где α – угол между вектором скорости υ электрона И индукцией В внешнего Магнитного поля. Суммируя по объёму проводника, получаем в итоге: _ _ ΣF = Fл·S·l·n, Где S – площадь поперечного сечения Проводника, L - длина «активной», т.е. Находящейся во внешнем Магнитном поле части прямого Проводника, N – концентрация электронов В проводнике. Подставляя выражение для силы Лоренца в полученную формулу, обратим внимание на произведение членов υ · S ·q·n, встречавшееся в недавнем прошлом при выводе закона Ома: это произведение есть не что иное, как сила тока I! _ _ _ _ _ ΣF = q·[ υ ·B]·S·l·n =[ l·B]·I , или _ _ _ Fa = [l ·B]·I И модуль силы Ампера Fа = Ι·B·l·Sinα Несколько простых задач на подстановку или преобразование формулы силы Ампера служат «разогревом» для задач более сложных, в которых учащимся придётся вспомнить как механику, так и электростатику. К простым задачам следует отнести задачи №№ 13.102—13.110 из сборника «3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы», к более интересным №№ 13.111—13.118 из этого же сборника задач. В качестве домашнего задания предлагается довольно широкий спектр задач на выбор. Автор убеждён, что сборник задач коллектива авторов-составителей Н.В.Турчиной, О.И.Сурова, Г.Г.Спирина и др. является весьма удобным в работе учителя средней школы, поскольку уровень предлагаемых вниманию школьников задач даёт возможность значительно дифференцировать нагрузку, получаемую учеником. Вариант контрольной работы по теме «Магнетизм» можно сформировать в зависимости от степени усвоения материала. В приложении 1 приведён вариант, позволяющий проконтролировать усвоение материала в полном объёме. ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ Переход к явлению электромагнитной индукции при нормальном усвоении предложенного материала представляется достаточно простым: после введения понятия потока вектора магнитной индукции обсуждается «классический» пример проводящего кольца, надеваемого на магнит. Анализ направления силы Лоренца, выполняемый учащимися, позволяет им самостоятельно придти к формулировке правила Ленца. Решение вызывающих, как обычно, затруднение качественных задач на определение направления индукционного тока после чёткого усвоения векторного произведения оказывается для учащихся вполне доступным занятием.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |