N – вектор нормали к плоскости контура,
Направление которого определяется по Правилу буравчика вращением ручки Буравчика по направлению тока. Например:
Размерность магнитного момента: [Р] = 1 А·м² Простая расчётная задача: Лабораторный круговой контур диаметром 4 см имеет 100 витков. Каким будет магнитный момент контура при силе тока 100 мА? МЕХАНИЧЕСКИЙ МОМЕНТ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ НА КОНТУР С ТОКОМ, ПОМЕЩЁННЫЙ ВО ВНЕШНЕЕ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. (Демонстрация: виток с током в поле постоянного магнита) На контур с магнитным моментом Р, помещённый во внешнее магнитное поле с индукцией В, действует механический вращающий момент М: _ _ _ М = [Р·B] _ _ _ _ _ Численное значение механического момента: |М|=|Р|·|В|·Sin(РˆВ)
NB! Если угол между Р и В составляет 90°, то Sin(РˆВ)=1, и магнитный момент принимает максимально возможное значение, равное Мmax = Р·B. Именно из этого соотношения в большинстве учебников для средней школы выводится определение индукции магнитного поля: Мmax В = -------------- Ι·S NB! Отмечаем ещё раз особенность магнитных взаимодействий. Они определяются, наряду с другими характеристиками, Ещё и ориентацией взаимодействующих элементов. Этого в ранее изученных центральных гравитационном и Электростатическом взаимодействиях мы не наблюдали. В качестве домашнего задания предлагаются задачи №№ 13.134, 13.135, 13.136, 13.137, 13.142, 13.143 из сборника «3800 задач по физике для школьников и поступающих в ВУЗы», Москва, издательский дом «Дрофа», 2000. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ДВИЖУЩЕГОСЯ ЗАРЯДА И ВНЕШНЕГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ. СИЛА ЛОРЕНЦА. _ _ _ Det: Fл = q·[ υ ·B] Очевидный интерес представляют как частный случай влёта частицы перпендикулярно к силовым линиям магнитного поля, так и общий случай влёта частицы под произвольным углом. Начнём с рассмотрения более лёгкого случая. Пусть угол между векторами υ и B равен 90°. Тогда движение частицы происходит в одной плоскости, поскольку в любой момент времени векторы υ и F представляют собой компланарную систему векторов, лежащих в плоскости, перпендикулярной силовым линиям магнитного поля.
Ускорение ā, с одной стороны (по ΙΙ закону Ньютона)
_ _ _ Fл q·[ υ ·B] _ ā = ---------- = ------------, и мы видим, что вектор ā ┴ υ, M m что означает, что ускорение ā является центростремительным. С другой стороны, из курса механики нам известно, что (υ ┴)² ā = ----------, и легко, приравняв правые части R обоих уравнений, получить υ ²·Sin²α q· υ ·B·Sinα ------------ = ---------------- , откуда получим R m m· υ ·Sinα R = --------------------- - радиус окружности – траектории q·B заряженной частицы в случае её Перпендикулярного влёта по Отношению к силовым линиям поля. Рассчитываем период обращения частицы: 2π·R 2π· m· υ ·Sinα 2π·m Т = -------------- = ------------------- = ------------- υ ┴ q·B·υ·Sinα q·B Неплохо обсудить с учащимися вопрос: почему период обращения частицы не зависит от её скорости? Частота обращения также представляет определённый интерес: В этом же учебном году предстоит знакомство с радиолокацией, поэтому понятие о СВЧ-технике (например, магнетроне), реализующей успешную работу РЛС, для заинтересованных учащихся кажется нелишним. Т.к. ν = -------, то получаем T q·B ν = -------------- 2π·m Чтобы учащиеся имели представление о техническом применении силы Лоренца, следует, наряду с типовым примером телевизионной кинескопической системы с магнитным управлением, рассмотреть, например, задачу о «магнитной стенке»: Какова должна быть минимальная протяжённость области однородного магнитного поля, чтобы частица массой m, влетевшая со скоростью υ перпендикулярно к границе области и перпендикулярно к силовым линиям поля с индукцией В, не пролетела через неё? После обсуждения задачи и её решения представляется целесообразным предложить для домашнего самостоятельного решения эту же задачу, изменив условия для угла влёта частицы: оставив условие перпендикулярности векторов υ и В, угол влёта относительно границы области взять произвольным; неплохо пояснить порядок решения этой задачи, рекомендовав начать с рисунка, на котором обязательно зарисовать траекторию частицы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |