Министерство образования Республики Беларусь
Международный государственный экологический университет им. А.Д.Сахарова
Кафедра иммунологии
Общая микробиология
Лекционная тетрадь
Часть I
Для студентов факультета экологической медицины
Г. Минск, 2002
Слово к студенту.
Вы начинаете изучение достаточно сложного предмета - микробиологии. Эта сложность обусловлена несколькими причинами. Во-первых, новая терминология, с которой Вы еще не знакомы. Во-вторых, разнообразие информации, требующей знания смежных дисциплин - биологии, химии, биохимии, физики, оптики, математики. В-третьих, ограниченность времени для изучения предмета. Для того, чтобы помочь Вам и дать дополнительный шанс получить и освоить максимум информации, подготовлен этот Учебный комплекс. Он состоит из лекционной тетради (I и II часть) и тетради для лабораторных занятий, а также включает информацию о распределении времени для изучения предмета, перечень практических навыков, которые Вы должны приобрести на лабораторных занятиях, итоговые вопросы. Создание Учебного комплекса по микробиологии - это попытка помочь Вам научиться учиться и показать, как экономя время, можно более эффективно освоить новый учебный материал.
Итак, как пользоваться всем этим?
1. Пролистайте Учебный комплекс полностью, чтобы сориентироваться в информации.
2. Материал лекционной тетради (I и II частей) сгруппирован в 13 темах. Темы - это логически построенные фрагменты учебного материала. Тема не всегда строго соответствует времени 1 лекции. В некоторых случаях тема читается на 2-3-х лекциях. Но порядок лекций всегда соответствует порядку тем. По своей сути тема представляет собой краткий конспект лекции, здесь есть объяснение отдельных терминов и понятий, определения, полностью приведены громоздкие классификации, есть слепые схемы или рисунки. Лекционная тетрадь - это Ваша собственность. Вам не нужны дополнительные тетради, так как в лекционной тетради из Учебного комплекса достаточно свободного для записей места, постарайтесь делать их именно в ней. Если Ваша цель - получение образования, найдите 15-20 минут накануне лекции для ознакомления с материалом соответствующей темы. Вам не нужно что-то заучивать, Вы должны лишь хорошо ориентироваться в расположении таблиц, схем и другом материале. Тогда на следующий день на лекции Вы будете четко знать где следует делать только пометки, а какая информация отсутствует и требует более внимательного конспектирования.
3. Тетрадь для лабораторных занятий содержит весь необходимый для выполнения лабораторных работ методический материал, а также протоколы работ. Правило аналогичное лекционной тетради - подготовьтесь к лабораторной работе накануне ее выполнения.
Успехов Вам и удачи!
Изучивший предмет студент должен
иметь представление:1) о значении микроорганизмов и их месте в процессах круговорота веществ в природе;
2) о роли микроорганизмов как важном факторе эволюции;
3) о многообразии экологических взаимоотношений в царстве микробов, между микробами и высшими живыми организмами, а также влиянии факторов внешней среды на жизнеспособность микроорганизмов;
знать:1) особенности морфологии, физиологии и генетики различных типов микроорганизмов (истинных бактерий, вирусов, простейших, грибов);
2) принципы классификации и таксономии микроорганизмов;
3) молекулярно-клеточные механизмы воздействия факторов патогенности микроорганизмов (структурных компонентов микробной клетки, экзо- и эндотоксинов, ферментов) на клетки, ткани и системы органов человека;
владеть:1) техникой световой микроскопии;
2) техникой бактериологического посева с помощью бактериологической петли (на твердые и жидкие питательные среды);
3) методиками и способами подготовки лабораторной посуды и др. материалом в бактериологической лаборатории;
уметь использовать:1) полученные навыки по антисептической и асептической обработке для предотвращения инфицирования организма человека и контаминации объектов внешней среды микроорганизмами;
2) лабораторные данные для этиологической диагностики бактериальных и вирусных инфекций;
3) результаты микробиологического исследования для определения концентрации микробов в исследуемом материале;
иметь опыт:1) в постановке и интерпретации результатов микроскопического, культурального, биохимического и серологического исследования чистой культуры бактерий;
2) в использовании культуры клеток для вирусологических исследований;
3) в выборе тактики и стратегии диагностического поиска в зависимости от свойств микроорганизмов-возбудителей патологического процесса.
Формы обучения
| Время
|
Лекции
| 46 часов
|
Лабораторные занятия
| 20 часов
|
Семинары
| 4 часа
|
Всего
| 70 часов
|
Экзамен
|
|
Темы лекций
№
п/п
| Тема и краткое содержание
| Часы
|
| Микробиология - как наука. История микробиологии. Связь микробиологии с другими науками. Микроорганизмы, их место в природе. Различия между прокариотами и эукариотами. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Вид микроорганизмов, критерии вида. Подвидовые категории.
|
|
| Структура бактериальной клетки. Основные формы микроорганизмов. Особенности химического состава микробной клетки. Строение и функции поверхностных структур бактериальной клетки (капсулы, фимбрий, клеточной стенки, цитоплазматической мембраны), внутренних структур (мезосом, включений, нуклеоида), а также аппарата движения.
|
|
| Рост и размножение у микробов. Вегетативная и покоящаяся формы микробов как две стадии онтогенеза. Спорообразование у бактерий, стадии, инициирующие факторы
|
|
| Процессы получения энергии у микроорганизмов. Фототрофы и хемотрофы. Классификация микробов по типу дыхания. Источники получения питательных веществ. Питание микробов. Способы транспорта питательных веществ через мембрану.
|
|
| Генетика микроорганизмов. Устройство генетического аппарата прокариотов. Нуклеоид, плазмиды, транспозоны. Виды плазмид и их физиологическое значение. Изменчивость микроорганизмов. Мутации, модификации, генотипические рекомбинации. Методы генетического анализа микробов.
|
|
| Экологическая микробиология. Задачи экологической микробиологии. Основные понятия экологии. Экологические связи. Типы экологических связей и их характеристика. Влияние факторов внешней среды на жизнеспособность микробной популяции.
|
|
| Роль микробов в круговороте веществ и энергии в природе. Микробиоценозы воздуха, воды, почвы.
|
|
| Концепция микробной доминанты. Эволюция микроорганизмов. Основные факторы эволюции микроорганизмов
|
|
| Инфекция, инфекционный процесс. Общая характеристика. Особенности инфекционного процесса. Периодичность инфекционного процесса. Условия возникновения инфекционного процесса. Пути передачи инфекционного агента. Понятие "входные ворота". Инфицирующая доза. Качественная и количественная характеристика способности микроорганизмов вызывать инфекционный процесс. Классификация инфекций.
|
|
| Факторы патогенности. Бактериальные эндо- и экзотоксины. Характеристика. Молекулярно-клеточные механизмы взаимодействия со структурами макроорганизма. Антигены микроорганизмов. Классификация и свойства микробных антигенов. Методы создания искусственного активного иммунитета - вакцинация. Виды вакцин. Способы их изготовления. Требования, предъявляемые к вакцинным препаратам. Вакцинотерапия и вакцинопрофилактика. Современные подходы к созданию вакцин.
|
|
| Частная микробиология: общая характеристика кокковых бактерий (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах)
|
|
| Частная микробиология: общая характеристика палочковидных бактерий (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах) - представителей семейств энтеробактерий, микобактерий, бацилл.
|
|
| Частная микробиология: общая характеристика извитых микроорганизмов (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах)
|
|
| Частная микробиология: общая характеристика внутриклеточно размножающихся микроорганизмов (морфо-физиологические особенности, распространение, значение в экосфере и микробиоценозах). Особо опасные инфекции - признаки заболеваний, классификация.
|
|
| Эукариотические микроорганизмы. Классификация простейших и грибов.Структурно-функциональные особенности простейших и грибов. Особенности инфекционного процесса, вызываемого эукариотическими микробами
|
|
| Вирусология, определение, решаемые задачи. Вирусы, отличия от других микроорганизмов. Формы существования вирусов - вирус, вирион, провирус. Классификация вирусов. Строение вирионов. Стадии взаимодействия вируса с восприимчивой клеткой. Строгий паразитизм и цитотропизм вирусов.
|
|
| Формы вирусной инфекции клетки. Цитопатическое действие вирусов. Особенности вирусных инфекций и противовирусного иммунитета. Вироиды и прионы - возбудители медленных инфекции.
|
|
| РНК-вирусы - представители семейств орто- и парамиксовирусов. Особенности строения и репродукции. Цитоторопизм вирусов. Чувствительность к физико-химическим факторам. Заболевания, вызываемые орто- и парамиксовирусами. Вирус бешенства - биологические свойства, значение в патологии человека.
|
|
| РНК-вирусы - представители семейства пикорнавирусов. Особенности антигенной структуры. Чувствительность к действию физико-химических факторов. Заболевания, вызываемые представителями пикорнавирусов. Вирусы гепатитов: цитотропизм, особенности репродукции, значение в патологии человека.
|
|
| ДНК-вирусы. Вирусы герпеса - общая характеристика семейства. Распространенность вирусов герпеса, чувствительность к физико-химическим факторам. Значение в патологии человека. Аденовирусы. Папилломавирусы. Онкогенное действие вирусов.
|
|
| Арбовирусы и арбовирусные инфекции. Биологические особенности арбовирусов. Цитотропизм арбовирусов и репродуктивные свойства. Значение арбовирусов в патологии человека.
|
|
| Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - представитель ретровирусов. Геном вируса иммунодефицита человека, антигены. Особенности взаимодействия ВИЧ с чувствительными клетками. Значение ВИЧ в патологии человека - синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Эпидемия СПИД. Меры профилактики СПИД
|
|
| Бактериофаги - вирусы бактерий. Классификация бактериофагов. Строение и особенности репродукции бактериофагов. Значение бактериофагов в эволюции микроорганизмов. Фаготипирование.
|
|
| Всего
|
|
Темы лабораторных занятий
№ п/п
| Тема лабораторного занятия
| Часы
|
| Структура бактериальной клетки. Микроскопический (бактериоскопический) метод исследования
|
|
| Культуральный (бактериологический) метод исследования
|
|
| Генетика микроорганизмов. Генетический анализ
|
|
| Методы определения количества микроорганизмов
|
|
| Противомикробные мероприятия. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам
|
|
| Методы изучения нормальной микрофлоры организма человека
|
|
| Вирусологический метод исследования
|
|
| Всего
|
|
Темы семинаров
№ п/п
| Тема
| Часы
|
| Роль микроорганизмов в круговороте веществ и энергии
|
|
| Особо опасные инфекции
|
|
| Всего
|
|
Перечень практических навыков
|
1. Приготовление фиксированных микроскопических препаратов из жидкого и плотного материала
|
|
2. Окрашивание микроскопических препаратов простыми и сложными (по Граму) методами
|
|
3. Техника иммерсионной микроскопии с определением морфологических и тинкториальных свойств бактерий
|
|
4. Техника посева бактериологической петлей (штрихом)и шпателем на плотные питательные среды на чашки Петри
|
|
5. Техника посева в жидкие питательные среды
|
|
6. Проведение количественного посева и учет результатов
|
|
7. Определение чувствительности культуры бактерий к антибиотиками, антисептикам и дезинфектантам
|
|
8. Постановка реакции агглютинации на стекле для определения антигенной структуры бактерий
|
|
9. Техника посева-отпечатка и аппликационным методом
|
|