Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 23: Методы аутопсихокоррекции и их характеристика. Методика обучения методам аутопсихокоррекции



2015-11-27 463 Обсуждений (0)
Вопрос 23: Методы аутопсихокоррекции и их характеристика. Методика обучения методам аутопсихокоррекции 0.00 из 5.00 0 оценок




История возникновения аутопсихокоррекции как направления психотерапии и саморегуляции. Методы аутопсихокоррекции.

Прогрессивная мышечная релаксация (ПМР). Теоретическая основа метода Джекобсона. Техника лечения. Этапы ПМР.

Медитация. Медитативный процесс и его ступени. Виды медитаций. Медитативный образ жизни.

Произвольное самовнушение. Аутогенная тренировка. Суть метода. Техника лечения произвольным самовнушением. Техника АТ – 1. Техника АТ – 2.

Измененные состояния сознания. Дыхательные трансы. Принципы и суть терапии с применением дыхательных подходов. Размерности сознания. Гипертонус мышц, направленная работа с телом. Противопоказания. Процедура сеансов. Музыка. Работа после сеанса. Самовнушение. Проработка прошлого. Работа с представлениями о будущем.

Аутогенная (от греч. Autos – сам и genos – происхождение, создание; создание себя) тренировка как психотерапевтический метод была разработана в 1932 г. немецким врачем И.Г.Шульцем для лечения неврозов. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х г.г.

АТ – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

АТ – синтетический метод, интегрировавший в себе три учения, три вида психотехник:

1) самовнушение Э.Куэ («Теперь с каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше»); принцип: сознательное самовнушение; по мнению виднейших специалистов самовнушение у человека – врожденное, природное свойство; Куэ учил своих учеников, что главное – убедить человека в силе его собственного самовнушения; главный принцип – внушать без раздумий, без усилий, машинально, не внушать от обратного (напр.: «Голова легка и здорова» вместо «Голова не болит»;

2) учение йоги, позы:

а) положение сидя, «кучера» - сидя на стуле с опущенной головой, кисти и предплечья лежат на бедрах, ноги свободно расставлены и стоят на всей ступне;

б) положение лежа – лежа на спине, голова покоится на низкой подушке, руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

в) положение полулежа – свободно сидя в кресле, облокотившись на спинку, руки на бедрах или на подлокотниках, ноги свободно расставлены и стоят на всей ступне;

для всех трех положений необходимы полная расслабленность и ощущение физического комфорта, а для облегчения погружения глаза должны быть закрыты;

медитация: высшая форма погружения в себя, особое состояние, при котором активизируются восстановительные процессы, происходит гармонизация функций организма;

дыхание;

3) учение о гипнозе – техника ввода в гипнотическое состояние: вызывание ощущения тяжести, а затем тепла, что вызывает состояние аутогенного погружения.

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 – 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Классическая АТ Шульца имеет две ступени:

1. Низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.

2. Высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень АТ составляют шесть стандартных упражнений:

1) тяжесть,

2) тепло,

3) работа сердца,

4) дыхание,

5) живот (тепло в солнечном сплетении),

6) голова (прохладный лоб).

На проработку каждого упражнения уходит в среднем 2 недели. Весь курс АТ-1 длится около 3-х месяцев. В дальнейшем идет совершенствование техники с целью сокращения времени входа в аутогенное состояние. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководством психотерапевта или психолога; продолжительность занятия – до получаса. Большое значение имеет самостоятельная тренировка пациентов, которая должна проводиться дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед тем, как уснуть).

Упражнения осваиваются последовательно. Переход к освоению очередного упражнения осуществляется только тогда, когда достигнуто полное ощущение осваиваемого упражнения. Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

При освоении первых двух упражнений («тяжесть», «тепло») возникает особое состояние аутогенного погружения. Оно характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием и близко к первой стадии гипнотического сна. Это состояние объясняется снижением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствии сосредоточенности на формулах тренировки.

Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы:

1. Ощущение тяжести, тепла, истомы, разлившейся по всему телу.

2. Ощущение телесной легкости, невесомости, причем нередко возникают нарушения схемы тела.

3. «Исчезновение тела».

После освоения шести базовых упражнений у пациента появляется возможность, направленного против определенных болезненных расстройств, самовнушения.

Модификации АТ:

1. Модификация Мюллера-Хегеманна. Основываясь на многочисленных работах об обширном представительстве в корковых структурах мышц лица, языка и кистей, Мюллер-Хагеманн модифицировал методику АТ, введя следующие дополнительные формулы: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» перед формулой о прохладе лба, «Обе кисти рук совершенно тяжелые» и струящееся тепло, разливающееся от левой кисти руки в правую.

2. Модификация Клейнзорге и Клумбиеса. Техника тренировки, нацеленная на органы. После завершения сокращенного общего курса АТ больные делятся на группы по определенным синдромам, после чего к общим формулам добавляются формулы по снятию болезненной сиптоматики.

3. Модификация К.И.Мировского и А.Н.Шогама. Психотоническая тренировка. Применение мобилизующих формул, повышающих тонус (озноб, «гусиная кожа», холод и т.п.).

4. Модификация А.В.Алексеева и Л.Д.Гиссена. Психомышечная тренировка для спортсменов. Сочетание формул внушения с дыханием и последовательным напряжением и расслаблением мышц.

5. Модификация А.Г.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина. Комплексная методика психофизиологической и личностной саморегуляции. Дополнительно к основным упражнениям широко используется сенсорная репродукция.

 



2015-11-27 463 Обсуждений (0)
Вопрос 23: Методы аутопсихокоррекции и их характеристика. Методика обучения методам аутопсихокоррекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 23: Методы аутопсихокоррекции и их характеристика. Методика обучения методам аутопсихокоррекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)