Транспортная характеристика грузов
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие «транспортная характеристика груза». Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выбора типа подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств, складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозок и т.п. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза. Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если: - если находится в кондиционном состоянии; - соответствует требованиям стандартов и условий перевозки; - имеет исправные тару, упаковку, пломбу, замки, контрольные ленты и положенную маркировку; - надежно защищен от неблагоприятного внешнего воздействия; - не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.
Транспортная классификация грузов введена для определения оптимальных условий транспортирования грузов, обеспечивающих их сохранность на транспорте, планирования, регулирования и учета грузооборота, обоснования специализации погрузо-разгрузочных механизмов (ПРМ), параметров складов и типов перегрузочного оборудования. Из множества признаков, по которым можно выполнить классификацию, выбирают определяющий, то есть существенный для достижения поставленной цели, классификационный признак. Под транспортной классификацией грузов понимается упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса. На транспорте установлены следующие виды грузов: а) наливной - жидкий груз, перевозимый наливом; б) сухой – любой груз, кроме наливного; в) навалочный – сухой груз перевозимый без тары навалом; г) насыпной – зерновой груз, перевозимый без тары; д) штучный – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест; е) генеральный – различные штучные грузы. Каждая группа (вид) делится на подгруппу, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте применяется несколько систем классификации грузов; например, транспортная классификация грузов, определяющая тип используемого для перевозок подвижного состава. К навалочным грузам относят твердое топливо, руду, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и прочее. Указанные грузы принимают к перевозке без счета мест. Навалочные грузы делят на две группы:
- подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (например, цемент, мел, известь и т.д.). Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй – в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах. Насыпные грузы допускаются к перевозке насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень и т.д. Муку и крупу также относят к тарно-штучным грузам и перевозят в таре. Генеральные грузы классифицируют по категориям (подгруппам): - металлопродукция: металл прокатный, профильный, листовой, металл в чушках рельсы, балки и т.д.; - подвижная техника: подвижные технические средства на гусеничном и колесном ходу; - железобетонные изделия и конструкции: балки, ригели, шпалы, колонны, плиты, панели и т.д.; - контейнеры: крупнотоннажные – масса брутто от 10 до 30 т, среднетоннажные от 3 до 5 т, малотоннажные от 0,625 до 1,25, универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны и т.п.; - пакетированные грузы – грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нее: пакеты в обвязке (пленке), на поддонах, блок- и строп-пакеты; тарно-упаковочные и штучные с массой одного места менее 500 кг, тяжеловесные с массой одного грузового места более 500 кг, длинномерные и громоздкие – длина более 3 м, ширина 2,6 м, высота 2,1 м. Негабаритные высота свыше 4 м, ширина 2,5 м и выступающие за задний борт или край платформы ПС более, чем на 2 м; катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем,
К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, живая раба и т.д. В зависимости от специфический свойств и условий транспортирования все грузы могут быть разделены на девять групп: а) скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства и т.д. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложный органических веществ; б) гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объема, физико-химический свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся соль, сахар, цемент, песок, хлопок и т.п.; в) грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продукта; г) грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче продукта; д) грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериал); е) навалочные грузы, теряющие при транспортирования свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль); ж) слеживающиеся навалочные грузы, у котором при длительном хранении или перевозке происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоев (цемент, глина, фосфоритная мука, торф); з) опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения ПС, участвующих в перевозке; и) грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты). По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы: - ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах; - грузы, неподверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом; - грузы, неподверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранить рекомендуется на открытых складах Ниже на рисунке 3 представлена транспортная классификация грузов. На ОАО «Новокузнецкая автобаза» перевозится в основном строительные грузы. Для перевозки навалочных грузов используются бортовые автомобили и автомобили-самосвалы. При перевозке насыпных грузов необходимо укрыть кузов какой-либо материей, для того, чтобы избежать их просыпания на проезжую часть, кроме того, при движении и маневрировании следует проявлять максимальную осторожность. Доверять перевозку насыпных грузов следует профессионалам с большими опытом работы в данной сфере. Перевозкой опасных и скоропортящихся грузов автобаза не занимается.
Рисунок 1.10 – Транспортная классификация грузов
В таблице 1.12 приведены виды перевозимых грузов «Новокузнецкой автобазой» в процентном соотношении.
По данным таблицы 1.12 составляется диаграмма (рисунок 1.11).
Рисунок 1.11 – Диаграмма процентного соотношения видов перевозимого груза Из номенклатуры строительных грузов видно, что «Новокузнецкая автобаза» в основном занимается перевозкой навалочных и насыпных грузов, таких как щебень, песок. С начала текущего года руководство автобазы для перевозки насыпных и навалочных грузов приобрело два новых самосвала HOWO.
Водители - это основная профессия на автотранспорте; их численность составляет примерно 60% всей численности работников автотранспортных предприятий. Поэтому от организации их работы в значительной степени зависит уровень производительности труда, качество перевозок и безопасность движения. Работа водителей на линии связана со значительными физическими и нервными напряжениями. Постоянно меняющаяся обстановка и необходимость восприятия и переработки большого количества различной дорожной информации требуют от водителей не только затрат физической силы на управление подвижным составом, но и пристального внимания и быстрого принятия решений, обеспечивающих безопасность движения. Поэтому при планировании и организации работы водителей на линии необходимо строго придерживаться нормируемого режима труда и отдыха, правильного чередования дневных и ночных смен работы, не допускать значительного физического переутомления водителей из-за сверхурочных работ. Работа водителей состоит из работы в автотранспортном предприятии, связанной с подготовкой автомобиля к выезду на линию и со сдачей его по возвращении, подготовительно-заключительные операции и работы на линии. К подготовительно-заключительным операциям относятся: - получение и сдача путевых листов, автомобильного инструмента; - заправка автомобилей топливом, охлаждающей жидкостью, долив масла; - прогрев и пуск двигателя, проверка технического состояния автомобиля; - постановка автомобиля на отведенное место;
- прохождение предрейсового медосмотра и др.
Работа на линии составляет основную часть рабочего времени водителя, которое в зависимости от вида перевозок складывается из: - времени движения и простоев под погрузкой и разгрузкой, а также сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и разгрузки груза и на линии; - времени остановок в пути для обслуживания автомобиля или кратковременного отдыха от вождения автомобиля, предусмотренных графиком движения (междугородные перевозки). Работа водителей в автотранспортном предприятии организуется в соответствии с трудовым законодательством, устанавливающим продолжительность рабочего дня, время отдыха, продолжительность перерывов, порядок применения сверхурочных работ и т. п. В связи с различным режимом работы обслуживаемой клиентуры для водителей может быть установлен рабочий день разной продолжительности: семичасовой рабочий день в обычные и шестичасовой рабочий день в предпраздничные и праздничные дни при шестидневной рабочей неделе; рабочий день продолжительностью восемь часов пятнадцать минут в обычные дни, 8 часов в предвыходные дни и 7 часов 15 минут в предпраздничные дни при пятидневной рабочей неделе; рабочий день продолжительностью 8-12 часов в сутки с работой через день, с двумя рабочими днями и третьим выходным; ненормированный рабочий день для водителей, работающих в особых условиях. Ненормированный рабочий день и конкретный размер доплаты устанавливает руководитель автотранспортного предприятия. В автотранспортных предприятиях осуществляют учет рабочего времени водителей с целью обеспечения контроля за соблюдением установленного законом режима рабочего дня.
Поденный учет рабочего времени применяется в том случае, если водители работают по 7 часов (а в предвыходные и предпраздничные дни по 6 часов) в смену. В этом случае продолжительность рабочей смены составляет одинаковое количество часов и учет ведется по дням. Время, отработанное в течение дня сверх нормативного количества часов (сверхурочные работы), учитывается отдельно. При поденном учете переработка сверх установленной продолжительности рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни, и наоборот. Такой же порядок учета и при пятидневной рабочей неделе. Специфические условия организации транспортного процесса, когда режим работы предприятий клиентуры определяет время работы подвижного состава и водителей, приводит к тому, что не всегда представляется возможным установить твердый ежедневный рабочий день нормальной продолжительности. В зависимости от конкретных условий перевозок время работы водителей на линии за смену может быть различным, поэтому в автотранспортных предприятиях наибольшее распространение получил помесячный учет рабочего времени водителей. При помесячном учете рабочего времени продолжительность смены в различные дни может быть больше (или меньше) установленной нормальной продолжительности, но суммарное время за месяц не должно превышать месячного фонда рабочего времени, определяемого умножением установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце. Часы работы, превышающие месячный фонд рабочего времени, являются сверхурочными. Если у водителя в течение месяца были перерывы в работе по уважительным причинам (болезнь, отпуск, выполнение государственных обязанностей и т. п.), норма рабочего времени за учетный месяц соответственно уменьшается.
В соответствии с действующим законодательством водителям кроме времени работы планируется: ежедневный отдых, еженедельный отдых, отдых в праздничные дни и сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни. Ежедневный отдых водителям предоставляется продолжительностью не менее 12 часов в сутки. Еженедельные дни отдыха предоставляются водителям, в любые дни недели равномерно в течение месяца продолжительностью не менее 24 или 48 часов в зависимости от принятого режима работы автотранспортного предприятия. Число дней отдыха в течение месяца должно быть не менее числа воскресных дней данного месяца. Отдых предоставляется только в месте постоянной работы водителя. Работа водителей на линии может быть организована по принципу одиночной, спаренной и сменной езды. При одиночной езде один водитель работает в течение всего времени нахождения подвижного состава на линии. При спаренной езде (дальние междугородные перевозки) в автомобиле находятся одновременно два водителя. При сменной езде на автомобиле работают 2—3 водителя, чередуясь по сменам в течение суток. Планируемое время рабочей смены водителей не должно превышать, как правило, 7—8 часов в сутки, а по маршрутам междугородных перевозок и при вывозке урожая в отдельных случаях допускается планировать работу до 12 часов в сутки. Если время движения по маршруту превышает 12 часов в сутки и при этом водителю не может быть предоставлено нормального отдыха, то автомобиль должен обслуживаться двумя водителями. При работе
одновременно двух водителей и при наличии в кабине автомобиля спального
Рабочее время водителей целесообразно планировать с помощью графиков работы, в которых устанавливаются для каждого водителя дни работы, смена, часы работы и дни отдыха. Графики работы водителей составляются в форме таблиц исходя из установленной продолжительности рабочего времени с учетом обеспечения предусмотренного в плане режима работы подвижного состава и выпуска на линию необходимого количества автомобилей и перерывов в течение смены для отдыха и приема пищи, выполнения работ по ежедневному уходу за автомобилем. В зависимости от конкретных условий эксплуатации подвижного состава и формы организации труда водителей графики могут отражать: односменную, полуторасменную, двухсменную и трехсменную работу водителей и подвижного состава на линии. Поскольку у водителей продолжительность рабочей смены может быть больше нормальной, переработка в эти дни компенсируется соответствующей недоработкой или полным освобождением от работы в другие дни, но общее количество часов работы за месяц не должно превышать установленной нормы. В исключительных случаях, когда возникают срочные перевозки и их организация не могла быть предусмотрена заранее, допускается сверхурочная работа водителей на линии, продолжительность которой согласуется с профсоюзной организацией. В этом случае директор издает приказ, в котором перечисляются работники, которые будут работать помимо тех, кто указан в суточном наряде (Пример приказа в приложении Б). В этом случае водители должны дать свое письменное согласие.
Если время работы водителя на линии значительно превышает время смены нормальной продолжительности и составляет 11- 12 часов в сутки, то такая форма организации работы называется полуторасменной. В этом случае количество дней выходов на работу водителей определяется отношением месячного фонда рабочего времени ко времени работы в течение одной смены. При полуторасменной форме, работу водителей целесообразно организовать по бригадному методу в составе двух основных водителей, за которыми закрепляют два автомобиля, и одного подменного водителя (бригадира), который будет работать на линии, поочередно подменяя основных водителей. Полуторасменная форма организации работы водителей имеет существенный недостаток - большая продолжительность рабочей смены, что отрицательно сказывается на производительности труда и безопасности движения подвижного состава. При организации двухсменной работы за двумя водителями за
Такая форма организации работы водителей является наиболее рациональной, так как обеспечивает более полное использование основных производственных фондов предприятия, способствует повышению выработки и безопасности движения подвижного состава и создает нормальные условия труда водителям и ремонтным рабочим. Трехсменная форма организации работы водителей на линии предусматривает закрепление за тремя водителями одного автомобиля, один водитель назначается бригадиром. Первый и второй водители работают в дневное и вечернее время с продолжительностью смен по 7 часов, третий в ночное время 6 часов. Каждую декаду происходит смена выходов водителей. Трехсменная работа водителей чаще всего применяется на технологических перевозках, где целесообразность ее применения диктуется производственной необходимостью. За последние годы в автотранспортных предприятиях получил широкое распространение бригадный метод организации работы водителей, сущность которого заключается в создании бригад численностью примерно 12—16 человек, сформированных по производственному принципу с учетом однородности перевозимых грузов, закрепления за обслуживаемой клиентурой, режима работы автомобилей, их однотипности и одномарочности. В основе формирования бригад положен принцип добровольности работы водителей в любой бригаде
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |