ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
На автотранспортных предприятиях организуются также ремонтные бригады, которые могут быть комплексные и специализированные. Комплексные организуются на небольших АТП (менее 100 ед. подвижного состава) и в тех случаях, когда на предприятии недостаточно производственных помещений и оборудованных рабочих постов. Для повышения ответственности за техническое состояние автомобилей на некоторых автотранспортных предприятиях создаются крупные комплексные бригады до 25—30 чел., выполняющие все виды ТО-1, ТО-2 и ТР закрепленной колонны автомобилей.
На крупных и средних по мощности АТП организуются специализированные бригады, выполняющие определенные виды технического обслуживания или ремонта подвижного состава. Наиболее часто специализированные бригады организуются для выполнения ЕО, ТО-1. При выполнении ТО-2 в большинстве случаев производится определенный объем текущих ремонтов. В состав бригад по ТО-2 входят слесари, регулировщики, смазчики и электрики, а также могут входить рабочие производственно-вспомогательных цехов. В этом случае некоторые контрольно-регулировочные и ремонтные работы могут выполняться со снятием агрегатов, узлов или приборов с автомобиля и направлением их для соответствующих работ в цехи.
В специализированных бригадах осуществляется максимальное разделение труда, при котором каждый рабочий выполняет определенные работы. На рабочих постах применяются специализированное основное технологическое оборудование, необходимые средства для подъема и транспортировки агрегатов, приборы для осмотра и диагностики агрегатов автомобилей. Вследствие этого сокращается объем вспомогательных работ, повышается производительность труда рабочих, улучшается качество выполняемых работ. Специализированные бригады целесообразно организовывать на автотранспортных предприятиях с большим объемом работ.
Значительного внимания заслуживает вопрос специализации постов технического обслуживания. В настоящее время широко распространен метод выполнения ТО-2 на специализированных постах. При этом методе автомобиль в течение определенного периода времени постепенно проходит специализированные посты и в результате выполняется полный объем работ ТО-2.
Большое значение для обеспечения своевременного выпуска автомобилей на линию имеет организация труда специализированных бригад по текущему ремонту автомобилей. Их основная задача — быстрое устранение неисправностей и поломок автомобилей. Бригады по ТР должны работать круглосуточно (несколько бригад работает посменно) с наибольшей мощностью в ночные часы. Бригады состоят в основном из слесарей-монтажников. Иногда к ним прикрепляют рабочих производственно-вспомогательных цехов. Автомобили могут закрепляться и не закрепляться за этими бригадами. В случае закрепления автоколонны или группы автомобилей бригады делятся на звенья, которые работают в различные смены. В этом случае автомобили, пришедшие с линии по техническим неисправностям, могут ремонтироваться рабочими закрепленной бригады. Закрепление автомобилей за ремонтными бригадами способствует повышению ответственности за качество ремонта.
Рабочие подсобных цехов, занятые ремонтом агрегатов, узлов или изготовлением деталей, специализируются по определенному комплексу работ (слесарь по ремонту двигателей, токарь и т. д.) и работают по индивидуальным и групповым нарядам.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
1.8 Транспортная документация
Основной учетной документацией является «Путевой лист», по нему ведется учет рабочего времени, расхода топлива и т.д.
Различают несколько форм путевых листов:
- Стандартная – по ней работают все автомобили и спецтехника. В стандартной форме делаются отметки о типе и марке АТС, государственный номер, фамилия водителя, прохождения медицинского осмотра, фактическое и расчетное время прибытия и убытия, показания спидометра, выдача и сдача горючего, отметки о техническом состоянии АТС; Заказчик делает отметки о времени прибытия, убытия, показаниях спидометра и выполнении транспортной работы; Помимо названных в путевом листе делаются отметки о поломках, непредвиденных простоях, опасных грузах и некоторые другие.
- Специальная форма – применяется для работы кранов (в т.ч. автокранов). Форма разработана для учета работы кранов и содержит специфические разделы (такие как таблица откосов для различных типов грунтов) и предупреждения для безопасной работы подъемно-транспортных машин.
- Путевой лист с дополнительной рейсовой картой. Применяется для учета работы бетоновозов, а также при перевозке асфальта и некоторых других видов грузов. Рейсовая карта представляет собой бланк, на котором ведется подробный учет каждого рейса, делаются отметки о времени прибытия на «БРЗ», простоях, и убытия к заказчику; заказчик также делает отметки по каждому рейсу. Все записи заверяются печатями.
Минтранс России приказом от 18.09.08 № 152 утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этими правилами заполнения должны руководствоваться компании и индивидуальные предприниматели, использующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи для перевозок грузов и пассажиров.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером.
Для грузовых автомобилей установлено 3 формы путевых листов:
- типовая междуведомственная № 4-С (сдельная);
- типовая междуведомственная № 4-П (повременная)
- ведомственная № 4-М (междугородная), предназначенная для системы автотранспорта общего пользования.
На лицевой стороне путевого листа формы № 4-М наносится по диагонали полоса красного цвета с типографской надписью "Междугородные перевозки".
Путевые листы форм № 4-С и 4-П выдаются водителю только на один рабочий день или смену. На более длительный срок при междугородных перевозках грузов выдаются путевые листы формы № 4-М. Бланки путевых листов № 4-М могут выдаваться в подотчет автохозяйством независимо от их ведомственной принадлежности только предприятиями автотранспорта общего пользования, на которые в данной местности возложена организация междугородных перевозок грузов.
Применение путевых листов не установленной формы запрещено. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием, при выезде на линию, и сдачу, при возвращении в гараж автомобиля.
Путевой лист, выданный водителю в автохозяйстве перед выездом, должен содержать следующие сведения:
- дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль;
- марку и государственные номера автомобиля и прицепа /прицепов;
- фамилию и инициалы, номер водительского удостоверения водителя;
- фамилию и инициалы лиц, сопровождающих груз.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
В разделе "Работа водителя и автомобиля" должны быть заполнены все графы за исключением "нулевого пробега" по строке "выезд из гаража", а в строке "возвращение в гараж" указывается только время возврата автомобиля по графику.
В разделе "задание водителю" должны быть заполнены все графы, причем право изменения задания имеет только АТП. Заказчик по согласованию с АТП может изменить задание с соответствующей записью в строках "Особые отметки".
В разделе "Движение горючего" указывается остаток за предыдущий день или смену работы, количество выданного горючего.
Состояние здоровья и исправность автомобиля должны быть удостоверены подписями ответственных за это лиц.
Ответственность за правильное оформление путевых листов несут руководители предприятий и лица, отвечающие за эксплуатацию транспортных средств и участвующие в заполнении документов.
Документ оформляется на один день или на срок, не превышающий один месяц. Если автомобиль или автобус используют посменно несколько водителей, то на одно транспортное средство можно оформлять несколько путевых листов раздельно на каждого водителя. Даты, время и показания одометра при выезде транспорта с постоянной стоянки и его заезде обратно проставляются лицами, назначаемыми руководителем предприятия или предпринимателем. Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляются медработником, проводившим осмотр. Оформленные путевые листы необходимо регистрировать в журнале и хранить не менее 5 лет.
Во время работы на линии в путевой лист вносятся грузоотправителем и грузополучателем (заказчиком) время прибытия и убытия в форме № 4-П и номера товарно-транспортных накладных (ТТН). ТТН заполняются подписями и печатями/штампами грузоотправителя и подписью водителя. В
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
них вносятся номера и серии путевых листов, время прибытия и убытия автомобиля с объекта.
ТТН должны быть оформлены все перевозки грузов транспортом. Исключения составляют перевозки грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, а также использование автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозки почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, при сборе вторичного сырья предприятиями и организациями Госснаба РФ.В этих случаях перевозки осуществляются при наличии у водителя грузового автомобиля путевого листа формы № 4-П. Установлены две формы ТТН:
№ 1-Т - типовая междуведомственная для перевозки грузов автотранспортом, кроме общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении.
№ 2-ТМ - типовая ведомственная для всех видов перевозок автотранспортом общего пользования.
Перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. Использование автомобилей с оплатой по повременному тарифу оформляется записями в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента за вычетом времени обеденного перерыва шофера. Использование автомобилей с оплатой его работы из покилометрового расчета оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе.
Министерства и ведомства — грузоотправители устанавливают формы товарно-транспортных накладных в соответствии с типовой формой товарно-транспортной накладной. Форма и порядок заполнения товарно-транспортной накладной при междугородных перевозках устанавливаются
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
Правилами междугородных перевозок грузов.
Транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (списания у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей), результатов работы грузового автотранспорта и для расчетов за выполненную транспортную работу.
В тех случаях, когда для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя требуются, помимо указанных в транспортной накладной, дополнительные характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к транспортной накладной могут прилагаться специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке. По ним производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходование их у грузополучателей, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.
В этих случаях в транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями.
По транспортной накладной оформляется перевозка грузов и нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания и так далее.
Транспортные (товарно-транспортные) накладные являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя в отдельности. Изготовление бланков с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) производится Росбланкучетиздатом РФ по заказу предприятий, организаций и частных лиц в количествах, удовлетворяющих потребность в них.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
Транспортная (товарно-транспортная) накладная составляется грузоотправителем в отдельности на каждого грузополучателя.
Если груз перевозится несколькими автомобилями или разделен отправителем на отдельные партии, то любая из сторон, участвующих в перевозке, может потребовать составления транспортной накладной на каждый используемый автомобиль или на каждую партию груза.
Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза могут оформляться одной транспортной (товарно-транспортной) накладной суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку. При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет транспортную накладную на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется накладная, подлежат уничтожению.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, необходимые для последующего внесения этих данных в транспортные накладные. В том случае, когда перевозка груза осуществляется группой автомобилей и объем перевезенного груза определяется по геодезическому замеру аккордно, заказчик по согласованию сторон может оформить и выдать перевозчику транспортную накладную на весь объем выполненной работы без выдачи водителям талонов.
Транспортная накладная выписывается грузоотправителем, а при перевозке грузов в междугородном сообщении транспортно-экспедиционном или другим предприятием автотранспорта, на которое в данной местности возложена организация междугородных перевозок грузов, не менее чем в четырех экземплярах (на междугородных перевозках - пяти экземплярах) о
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за выполненную транспортную работу:
- первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
- второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Все экземпляры заверяются в установленном порядке подписями (печатями) отправителя и перевозчика.
Заполнение реквизитов транспортной накладной производится в следующей последовательности:
грузоотправитель или транспортно-экспедиционное предприятие (на междугородных перевозках) до прибытия автомобиля отмечает: дату выписки, наименование, адрес, номер телефона (телефакса) и расчетный счет организаций, производящих соответственно оплату транспортной работы, отгрузку (списание) и получение (оприходование) перечисленных в документе товарно-материальных ценностей, а также номера (коды) грузоотправителя и грузополучателя в специально отведенном для этого месте; адреса соответственно пунктов погрузки и разгрузки; номер и дату договора или заказа, на основании которого выполняется транспортная работа.
После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
ценностей грузоотправитель на основании предъявленного водителем путевого листа проставляет в транспортной накладной дату путевого листа, к которому прикладывается транспортная накладная, фамилию, имя и отчество водителя; модель и государственный номер автомобиля; наименование, адрес, номер расчетного счета, отделение банка и другие банковские реквизиты предприятия или организации, на подвижном составе которого осуществляется перевозка грузов, а также его код; наименование груза, перевозимого согласно договору или заявке, а также код и маркировка груза, соответствующие международным стандартам ИСО. При приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, должна быть указана в накладной масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01 тонны), подготовленного заказчиком к перевозке согласно договору или заявке, для контейнеров и поддонов также количество метров в длине платформы.
При приеме тарно-штучных грузов в накладной указывается общее количество и маркировка грузовых мест.
Определение массы груза и проверка количества грузовых мест производится совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправители.
В транспортной (товарно-транспортной) накладной ведется регистрация операций, работ и услуг, сопутствующих перевозке грузов.
Грузоотправитель заполняет реквизиты по погрузочным работам, а именно:
- наименование организации, выполняющей погрузочные операции (автопредприятие, грузовая автостанция, грузоотправитель, специализированная организация и прочее);
- способ погрузки (ручной, механизированный наливом из бункере и так далее), наименована механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристику (например, грузоподъемность, емкость
ковшам);
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
- проставляет штамп часами время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.
Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта либо лицу, ответствен ному за отгрузку груза организации-грузоотправителя Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи транспортных накладных водителю лицом, ответственным за отгрузку груза.
Если в одной ездке груз отгружается по нескольким транспортным накладным, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки.
Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра транспортной накладной.
Отправитель несет ответственность за расходы или убытки понесенные перевозчиком вследствие неправильности или недостаточности данных, указанных в транспортной накладной отправителем или внесенных в нее перевозчиком от имени отправителя.
Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя и используются автотранспортные средства и оборудование, конструкция которых обеспечивает достаточную сохранность груза в процесс перевозки (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), то в транспортной накладной в разделе «Особые отметки» делается соответствующая запись.
Грузополучатель после доставки груза принимает от водителя три экземпляра транспортной накладной и заполняет реквизиты по разгрузочным операциям; наименование организации, выполняющей разгрузку, способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
До момента сдачи груза указанному в транспортной накладной получателю отправитель имеет право требовать прекращения перевозки, изменения пункта доставки или грузополучателя.
В случае отказа от приема груза или если в пути следования производится переадресовка груза грузополучатель обязан сделать соответствующую запись в транспортной накладной. При этом зачеркиваются реквизиты прежнего грузополучателя и проставляются реквизиты нового. Все эти исправления удостоверяются подписью водителя либо представителем перевозчика.
Аналогичные записи делаются в случаях перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль. Наряду с этим факт передачи груза от одного водителя другому водителю удостоверяется актом установленной формы, а в транспортной накладной делается отметка о составленных актах.
Груз считается сданным получателю после того, как водитель подписью в транспортной накладной подтверждает сдачу груза получателю, а получатель подписью и статью подтверждает приемку груза от водителя и передает ему третий экземпляр транспортной накладной.
В специальном разделе транспортной накладной «Транспортно-экспедиционные и прочие услуги» перечисляются дополнительные операции, выполненные водителем при погрузке, разгрузке и приемке грузов.
Если отправителем были оформлены дополнительные грузосопроводительные документы (таможенные, санитарные, технологические и т.п.), которые водитель обязан принять и передать вместе с грузом получателю, то в соответствующем разделе транспортной накладной указываются наименование и номера прилагаемых документов.
Отметки о нарушениях условий, предусмотренных договорными обязательствами, составленных актах, а такие записи органов Госавтоинспекции, дорожных служб, об использовании автомобиля по специальному назначению, органами милиции, врачом и т.д. делаются в
специальном разделе транспортной накладной.
По завершении перевозки и прибытии на предприятие, организацию водитель сдает заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя и своей подписью второго экземпляра транспортной накладной вместе с путевым листом лицу, ответственному за оформление перевозочных документов. Тот, в свою очередь, в транспортной накладной отмечает: код плательщика, наименование вида перевозки, учитывающего разновидности форм ее оплаты (сдельный, повременной, покилометровый, договорной тариф, работы по групповому акту замера, централизованные перевозки, попутная загрузка, завоз-вывоз грузов с железнодорожных станций и т.п.), расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог и поправочные коэффициенты в основному тарифу, применяемые для регионов с особо сложными климатическими и дорожными условиями.
По требованию любого участника перевозок в транспортной накладной может быть зафиксирована цена, по которой предоставлены те или иные автотранспортные услуги
Далее проверенные путевые и перевозочные документы передаются на обработку.
При обработке путевого листа одновременно с эксплуатационными показателями работы автомобиля учитывается расход топлива, проводимый диспетчером, а на некоторых автотранспортных предприятиях техником по учету горюче-смазочных материалов. Фактический расход топлива,определяется как разница между суммой количества топлива, выданного натурой (или талонами), и остатка в баке при выезде автомобиля минус остаток топлива в баке при возврате автомобиля. При наличии па территории автотранспортного предприятия заправочного пункта (бензоколонки) удобнее производить заправку автомобиля при возврате до полного бака. В этом случае количество заправленного топлива в конце смены покажет его расход.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
Данные, отраженные в путевых листах водителей, работавших по маршрутам в соответствии с плановым заданием, анализируются путем сопоставления фактического выполнения перевозок с планом. При невыполнении плана перевозок должны быть установлены причины, главными из которых являются простои под погрузкой или разгрузкой сверх установленной нормы, простои по технической неисправности автомобиля, бездорожье. При отсутствии в путевом листе всех необходимых данных, характеризующих работу автомобиля на линии, причины невыполнения плана могут быть установлены с помощью водителя, выполнявшего перевозки. Если на анализируемом маршруте работал не один водитель, то следует сделать сравнение работы различных водителей, что может сделать более правильные выводы. Анализ путевых листов автомобилей, которым в процессе перевозок по причинам, не зависящим от водителя (отсутствие груза, поломка механизмов в пунктах погрузки или разгрузки и т.п.), диспетчером был изменен маршрут движения, усложняется изменением условий работы. При таком положении определять степень выполнения водителем сменно-суточного плана только в натуральных показателях (тоннах и тонно-километрах) недостаточно, так как результаты его работы оказались измененными вследствие отклонения фактического среднего расстояния от планового. В таких случаях оценивать выполнение водителем сменного плана целесообразно методом приведенных тонно-километров, который в значительной мере позволяет исключить влияние расстояния перевозок на уровень производительности труда. Этот метод основан на переводе количества перевезенных тонн в условные (приведенные) тонно-километры, исходя из соотношения затрат времени на погрузку и разгрузку одной т груза и на выполнение одной т*км.
Оперативный анализ работы автомобилей, производимый ежедневно, не является исчерпывающим. Его цель вскрыть основные недостатки и в самые короткие сроки принять меры к их устранению. Наряду с
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|
производственными показателями работы при составлении сменно-суточного плана и анализе выполнения плана полезно обратить внимание и на экономические показатели, и в первую очередь на рентабельность перевозок . Определение рентабельности перевозок при оперативном планировании производится по действующим тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом и укрупненным показателям по себестоимости перевозок. Такими показателями себестоимости (их подготавливает плановый отдел автотранспортного предприятия) являются переменные расходы (зависящие от величины пробега автомобилей) на 1 км пробега, постоянные (накладные расходы) на 1 автомобиле-час работы и основная и дополнительная заработная плата водителей с начислениями
Путевые листы хранятся в архиве предприятия 3 года. Пример заполненного путевого листа в приложении В.
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
|