Составление плана выпуска автомобилей на линию (по согласованному с пунктами погрузки графику) обеспечивает равномерное прибытие их к местам погрузки и создает определенный ритм работы, сохраняемый, как правило, в течение дня. Выпуск автомобилей на линию производится по графикам, составляемым отделом эксплуатации ОАО «Новокузнецкая автобаза» совместно с технической службой автобазы в соответствии с характером предстоящей перевозочной работы двумя способами. При первом способе диспетчер при выписке путевых листов закрепляет автомобили за определенными маршрутами и проставляет в путевых листах номера автомобилей и фамилии водителей. При выпуске водитель получает путевой лист на закрепленный за ним объект. При втором способе путевые листы выписываются обезличенно, без предварительного закрепления автомобилей: при выпуске водитель получает путевой лист на очередной объект по указанию диспетчера. В этом случае все реквизиты путевого листа (номер автомобиля, фамилия водителя, его табельный номер и т.д.) заполняются диспетчером в процессе выпуска. Преимущества первого способа выпуска состоит в более быстром процессе выдачи путевых листов, в них надо записать только время выхода и показание спидометра, а также в том, что водители постоянно закреплены за определенными объектами, хорошо знакомы с условиями и порядком работы на этих маршрутах. Однако это преимущество теряется при возникновении новых объектов и
маршрутов.
Недостатком этого способа является трудность регулирования ритмичной
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
подачи автомобилей на объекты, поскольку водитель, получивший путевой лист, может по различным причинам не выехать вовремя. Кроме того, при этом способе трудно регулировать выпуск запланированного количества автомобилей на первоочередные объекты. Преимущество второго способа выпуска заключается в возможности регулирования ритмичной подачи автомобилей и в выполнении выпуска запланированного количества автомобилей на первоочередные объекты'. Однако следует заметить, что ритмичная подача автомобилей на объекты может быть достигнута при условии, что диспетчерская находится у выездных ворот и готовый к выезду автомобиль подается водителем к диспетчерской, откуда, получив путевой лист, тут же выезжает на линию. Если диспетчерская находится не у выездных ворот и водитель, получив путевой лист, идет к месту стоянки автомобиля, может быть, даже не готового к выезду, то основной эффект этого способа теряется. Кроме того, недостатком такого способа является большая затрата времени на заполнение путевого листа, что требует во избежание задержки автомобилей добавочного количества диспетчеров на время выпуска. Наиболее целесообразным является комбинирование этих способов (часть автомобилей закрепляется за объектами, а часть назначается в процессе выпуска). Выданные путевые листы (номера) записываются диспетчером в ведомости выпуска автомобилей или в диспетчерский журнал, составляемые по колоннам. Показания спидометра при выезде из автотранспортного предприятия и возвращении, а также остаток бензина в баке автомобиля при выезде и возврате записываются механиком или другим уполномоченным на это лицом. Время выезда автомобиля из АТП и возврата в предприятие отмечается в путевом листе и ведомости диспетчером. На основании разнарядки и ведомостей выпуска автомобилей по колоннам старшим
диспетчером смены составляется суточный рапорт, в котором указываются
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
количество выпущенных автомобилей за сутки, по колоннам, моделям, сменам; количество автомобилей по клиентам (лимитированным), а при централизованных перевозках по грузоотправителям (поставщикам); число опозданий с выездом (против график) и общее число часов опозданий. В соответствии с фактическим впуском производится - корректировка/разнарядки по общему объему запланированных перевозок в тоннах и тонно-километрах. Одним из условий, определяющих рациональную организацию работы подвижного состава на линии, является правильно организованный выпуск автомобилей из автотранспортного предприятия. Порядок выпуска автомобилей на линию устанавливается службой эксплуатации автотранспортного предприятия в зависимости от режима работы клиентуры, принятых форм организации работы подвижного состава на линии, фронта погрузочных работ, количества постов погрузки и времени прохождения автомобилями контрольно-пропускных постов.
В подготовке и выпуске подвижного состава на линию участвуют служба эксплуатации, техническая служба, начальники колонн, дежурный механики, диспетчеры, механики контрольно-пропускных постов и водители.
Перед выездом на линию водители производят технический осмотр подвижного состава, заправку горюче-смазочными материалами и водой, осуществляют прогрев и запуск двигателя, получают необходимый инструмент и такелаж. Заправка автомобилей топливом может быть перед выездом на линию либо по окончании рабаты непосредственно в АТП
или на автозаправочных станциях общего пользования.
Заправка автомобилей смазочными материалами и водой производится в автотранспортных предприятиях. После выполнения подготовительных работ водители в диспетчерской получают путевые листы, где указано время выезда на линию. При выдаче водителю заполненного путевого листа сменный диспетчер обязан провести предрейсовый инструктаж, который
должен включать в себя сведения об особых свойствах
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
перевозимого груза, об особенностях маршрута, о погодных условиях на маршруте. Особенно это необходимо при направлении водителей на новые, незнакомые пункты работы.
При перевозке опасных грузов водителя предупреждают о правилах их перевозки под расписку, а на путевом листе проставляют специальный штамп красного цвета «Опасный груз». При проведении выпуска диспетчер должен следить за своевременностью прибытия водителей на работу. В случае невыхода водителя на работу сменный диспетчер обязан организовать работу подменному водителю или вызвать на подмену водителя с выходного дня. В случае невыхода на линию занаряженного автомобиля диспетчер должен направить на линию резервный автомобиль, а в случае его отсутствия взять автомобиль с более позднего выезда или переставить автомобиль с менее важного маршрута на более важный. Окончательное разрешение на выезд из автотранспортного предприятия водители получают только после осмотра и проверки технического состояния подвижного состава дежурным механиком непосредственно в автоколонне или механиком контрольно-пропускного поста, который размещается у выездных ворот предприятия. Исправность подвижного состава подтверждается подписью механика в путевом листе, где также им проставляется показание спидометра. В целях сокращения времени выпуска подвижного состава на линию в некоторых автотранспортных предприятиях опытным водителям, работающим без аварий, разрешается выезд на линию без контрольного осмотра их автомобилей механиком. Эти водители сами расписываются
в путевом листе о технической исправности автомобиля. В их
путевых листах ставится штамп «Освобожден от контрольного осмотра» или «На самоконтроле». Такая же надпись делается на левой двери кабины автомобиля. Порядок выпуска автомобилей зависит от принятой формы их
работы на линии: индивидуальная, колонная и бригадная.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
При индивидуальной работе автомобилей (выполнение разовых перевозок небольших партий грузов) время выпуска из автотранспортного предприятия зависит только от режима работы предприятий клиентуры, расстояния нулевого пробега и принятой скорости движения. При этом
время работы на линии и другие эксплуатационные показатели устанавливают каждой единице подвижного состава отдельно в зависимости от конкретных условий работы и в соответствии со сменно-суточным планом перевозок. При такой форме организации работы подвижного состава выпуск на линию производится «цепочкой». Выпуск автомобилей цепочкой представляет собой последовательный выпуск подвижного состава на линию с постоянным заданным интервалом и может быть запланирован во времени суток для каждой единицы подвижного состава. Работу автомобилей по колоннами организуют в тех случаях, когда требуется обеспечить выполнение особых условий перевозки (при доставке радиоактивных веществ; взрывоопасных и ядовитых грузов, перевозка грузов по зимникам и т .п.). Автомобили движутся колонной с определенной скоростью и соблюдением заданного интервала под руководством начальника колонны, несущего ответственность за сохранность груз и безопасность перевозки. Начальник колонны получает общее задание на перевозку грузов для
всех водителей колонны автомобилей устанавливает очередность погрузки и разгрузки, время начала движения и оформляет транспортную документацию. Чаще всего перевозки такого рода являются разовыми
и осуществляются по одному маршруту. Выпуск подвижного состава на линию производится поколонно, независимо от времени работы погрузочных постов клиентуры и их пропускной способности.
Бригадную работу автомобилей организуют при массовой
перевозке грузов по заранее разработанным маршрутам. Задание на перевозку, выдается каждому бригадиру на всю бригаду и каждому водителю бригады. Численный состав бригады по каждой смене
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
соответствует количеству автомобилей на данном маршруте с учетом установленного режима их работы на линии. Выпуск подвижного состава на линию при бригадной форме зависит в первую очередь от времени, работы клиентуры, режима работы погрузочных постов и их пропускной способности, что определяет величину интервала и порядок выпуска подвижного состава на линию. При наличии одного погрузочного поста ритм его работы определяется временем простоя подвижного состава под погрузкой. При этом интервал выпуска автомобилей из автотранспортного предприятия будет определяться временем производства погрузочных работ
с учетом дополнительного времени, необходимого для сменяемости подвижного состава на постах погрузки. Если ритм погрузочных постов меньше времени прохождения автомобилями контрольно-пропускных постов, интервал выпуска на линию определяется по времени прохождения последних. При организации выпуска подвижного состава; интервал
выпуска устанавливают по фактической пропускной способности погрузочных постов, а не по нормативному времени простоя подвижного состава под погрузкой. При организации работы подвижного состава бригадами осуществляется ступенчатый выпуск на линию. Выпуск подвижного состава осуществляется побригадно через одни, двое, трое ворот в один или два ряда в зависимости от численности парка подвижного состава и установленного интервала выпуска. При приеме автомобиля с линии диспетчер обязан проверить, выполнил ли водитель сменное задание и правильно ли оформлены товарно-транспортные документы.
В случае, если имеются нарушения, диспетчер обязан
выяснить причину и требовать письменного объяснения водителя.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
1.4 Анализ подвижного состава ОАО «Новокузнецкая автобаза»
Классификация и система обозначения автомобилей, используемая в отечественном автомобилестроении, определяется отраслевой нормой ОН 025270-66 Минавтопрома СССР, введенной в действие с 1966 г.
В соответствии с этой нормой принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа или полуприцепа присваивается цифровой индекс, перед которым ставится через дефис буквенное обозначение завода-изготовителя (аббревиатура или условное название):
АВС
Х
Х
Х
Х
Х
- ХХ
Завод-изготовитель
Класс
Тип (вид)
Номер модели
Номер модификации
Исполнение
Приставка
Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя – для легкового автомобиля (4 класса); по габаритной длине – для автобуса (5 классов); по полной массе – для грузового автомобиля, прицепа и полуприцепа (7 классов).
Вторая цифра указывает на тип (вид) АТС:
1 – легковой автомобиль;
2 – автобус;
3 – грузовой автомобиль с бортовой платформой (общего назначения);
4 – седельный тягач;
5 – самосвал;
6 – цистерна;
7 – фургон;
8 – резерв;
9 – специальный автомобиль.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
Третья и четвертая цифры индекса указывают порядковый номер модели (для прицепов и полуприцепов – в зависимости от полной массы), а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация.
Шестая цифра обозначает исполнение:
1 – для холодного климата;
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ДП «Организация перевозок грузов автотранспортом ОАО «Новокузнецкая автобаза», г. Новокузнецк»
6 – экспортное исполнение для умеренного климата;
7 – экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые транспортные средства в своем обозначении через тире имеют приставку (01, 02, 03 и т.д.), что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.До введения в действие ОН 025270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующим образом: вначале ставилось буквенное обозначение завода-изготовителя, после нее через дефис – двух- или трехзначное цифровое обозначение. При этом каждый завод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах (ГАЗ – от 10 до 100; ЗИЛ – от 100 до 200 и т.д.).Для модернизированных АТС и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двузначное число.
В зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы подразделяются на АТС общего назначения, специализированные и специальные.
АТС общего назначения (тип 3) имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный в ряде случаев дугами с тентом, и используются для перевозки различных грузов.
Специализированные автомобили (типы с 4 по 7 включительно) предназначены для перевозки определенных видов грузов и имеют соответствующий кузов.
Специальные АТС (тип 9) предназначены для выполнения нетранспортных задач и имеют соответствующее оборудование.
ОАО «Новокузнецкая автобаза» состоит из пяти автоколонн, каждая автоколонна имеет подвижной состав определенного назначения, а именно: