Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шениями в развитии из-за своего первичного дефекта оказывается в



2015-11-27 716 Обсуждений (0)
Шениями в развитии из-за своего первичного дефекта оказывается в 0.00 из 5.00 0 оценок




специфических социальных условиях. Все его воспитание и обуче­ние протекает искаженно. Те воздействия окружающих, которые были бы вполне адекватны по отношению к нормальному ребенку, становятся неадекватны, если он не может их правильно воспринять в силу своей слепоты, глухоты или умственной отсталости [137].

Исторически выработанную и зафиксированную в культуре систему отношений ребенка определенного возраста с обществом Л.С.Выготский определял как социалы\ую ситуацию развития в данном возрасте. Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитательницей детского сада, другими детьми). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребен­ка. «Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию своего раз­вития определяется особенностями его поведения и деятельности.

Изобразительная деятельность, относясь к типичным видам детской деятельности, оказывает существенное влияние на все сто­роны психического развития ребенка.

Исследования доказывают,что детское рисование является синтетической деятельностью, где, с одной стороны, проявляются разные стороны психического развития: «особенности зрительного восприятия и представлений ребенка, его двигательного развития, его мышления и отношения к действительности» [200; с.56]; а с дру­гой стороны, используется опыт, приобретенный в других видах детской деятельности [149, 159, 252]. Следовательно, рисование, рассматриваемое как форма усвоения ребенком человеческой куль­туры и как способ присвоения социального опыта, занимает в жизни ребенка дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью,

одно из ведущих мест.

Рассмотрим влияние изобразительной деятельности на скла­дывающиеся новообразования детского возраста, на развитие лич­ности, мотивационной, когнитивной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Как уже было показано, все виды деятельности ребенка - до­школьника как представителя рода человеческого (см. 1 -и параграф данной главы), мобилизуют его познавательные возможности, а, следовательно, развивают его и учат не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать ее. И в этом состоит главная роль изобразительной деятельности как важнейшей продуктивной деятельности ребенка.

Чтобы стать и продуктом, и орудием деятельности, изобрази­тельная деятельность должна быть специальным образом организо­вана [54, 73, 74, 79, 89, 93]. Чтобы стать осознанной и целенаправ-


ленной деятельностью,а не оставаться доизобразительным черкани-ем, деятельность должна иметь цель и способы ее достижения, оп­ределенную последовательность умственных и моторно-перцептивных действий, ребенку необходимо научиться контроли­ровать себя во время работы, уметь оценить полученный результат, соотнести его с собственным замыслом, внести необходимые кор­рективы, снова сопоставить замысел и результат и так далее. Чтожеприобретает психика, моторная, эмоциональная и речевая сфера ре­бенка в процессе выполнения всей этой сложной цепочки?

В наибольшей степени в научной литературе прослежена связь изобразительной деятельности с развитием у ребенка восприятия.

Как показали исследования, проведенные Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым и Б.М.Тепловым, процессы восприятия, развиваясь в зависимости от деятельности, сами представляют собой особые перцептивные действия, посредством которых осуществляется об­следование предмета и формирование его образа [8, 178, 284]. Экс­периментальные данные, полученные в лаборатории А.В.Запорожца, свидетельствуют о том, что в ходе возрастного и функционального развития перцептивные действия претерпевают своеобразные изме­нения. «Если первоначальноони носят внешний, развернутый ха­рактер,то затем свертываются,их эффекторные звенья оттормажи-ваются, и в конечном счетеони превращаются во внутренний, пси­хический, акт непосредственного усмотрения свойств воспринимае­мого объекта» [137, с. 47].

Уже У.Вундт показал, что прикосновение к предмету даже наиболее чувствительного участка кожи не в состоянии само по себе вызвать у испытуемого целостный образ этого предмета [69]. Для возникновения такого образа необходима последовательная работа руки по обследованию, ощупыванию, «прослеживанию» данного предмета. Таким образом, это не прикосновение, а целостное дейст­вие по отношению к данному предмету. Выдающимся отечествен­ным психологом А.В.Запорожцем опытным путем было доказано, что такое действие не может быть сведено к простому механическо­му передвижению по предмету. Например, движение по предмету неподвижными пальцами, которые ощущают его тактильно, не при­водит в возникновению целостного образа восприятия. Последний не возникает даже в том случае, если действие испытуемого относи­тельно предмета осуществляется вслед за движением руки экспери­ментатора, или его руку перемещают механически. По мысли А.В.Запорожца, необходимо складывание «системы операций, кото­рые охватывают собой весь предмет и объединены общей предмет­ной формулой» [137, с.61].

Так возникает тактильный образ предмета, лежащий в основе изображения. Но, чтобы изобразить предмет, необходимо и его зри­тельное восприятие. Здесь мы наблюдаем подобную же картину. Должна быть проведена активная целенаправленная работа глаз по обследованию предмета. Как показали Работы А.Р.Лурия [187], М.С. Лебединского [176], при «апраксии взгляда» возникает стойкое на­рушение зрительного восприятия, связанное не с поражением кор­кового конца зрительного анализатора, а с нарушением интеграции движений глаз и головы, нужных для сложного предметного вос­приятия.

Именно в процессе активного восприятия возникает сложный перцептивный образ, а он по мысли А.В.Запорожца, «являясь фор­мой предметного отражения, значительно более динамичен и более адекватно воспринимает объекты и ситуацию в целом, несмотря на постоянно изменяющиеся условия восприятия. Поэтому он в прин­ципе способен к регулированию значительно более сложных форм поведения, чем допсихические, чисто физиологические модели» [137, с.127]. «Чувственные данные ..., - писал С.Л.Рубинштейн, -тотчас приобретают предметное значение, т.е. относятся к опреде­ленному предмету» [245, с. 243]. Другие важные свойства воспри­ятия, такие как целостность, осмысленность, константность, являют­ся производными от предметности, от способности субъекта соотно­сить получаемые впечатления к целостным предметам, обладающим «относительной инвариантностью, несмотря на постоянно меняю­щиеся условия наблюдения. Это свойство качественным образом от­личает восприятие от допсихических форм сенсорной регуляции по­ведения» [137, с. 128].

Как было показано в исследованиях советских ученых, на раз­личных генетических ступенях меняется предметное содержание перцептивного образа [8, 136, 138, 178, 284]. Если на ранних стадиях развития ребенка происходит отражение непосредственно воспри­нимаемых объектов в виде «схематичного целого», то далее воспри­ятие последовательно переходит к отражению образов, основанных на простых единичных свойствах объектов, затем и к синтезирова­нию целостных образов, которые в дальнейшем учитывают уже не только внешние, но и внутренние свойства объектов. При этом ме­няется и само перцептивное действие, а сам процесс восприятия уточняется и совершенствуется.

Следует отметить такое важное свойство перцептивного об­раза как его субъективность, т.е. зависимость от мотивации, эмо­ционального состояния, установок. Это подчеркивает значение сре­ды для развития ребенка, которая может стимулировать как пози­тивное, так и угнетенное его эмоциональное состояние, закреплять


как созидательные, так и деструктивные мотивы поведения. Ведь

именно среда активно формирует восприятие ребенка, предлагая ему, руками взрослого, предметы ближайшего окружения, ставя пе­ред ним проблемные задачи. И от того, кто и что окружало ребенка в раннем и дошкольном детстве, существенно зависит активность перцептивно - моторной сферы ребенка, а в конечном итоге, и ак­тивностьего жизненной позиции.




2015-11-27 716 Обсуждений (0)
Шениями в развитии из-за своего первичного дефекта оказывается в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шениями в развитии из-за своего первичного дефекта оказывается в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)