Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метафорический кризис помогает увидеть решение



2015-11-27 451 Обсуждений (0)
Метафорический кризис помогает увидеть решение 0.00 из 5.00 0 оценок






Аналогичные обучающие ситуации как косвенное внушение

"Взять хотя бы нашего эквилибриста на вело­сипеде, — продолжал верблюд. — Помню то время, когда он на велосипеде и ездить-тоне умел. Быва­ло, заберетсяна свой велосипед и тут же упадет.Разумеется, кто-то должен был научить его, как правильно держать руль. Ему долго пришлось прак-

(Персонифицированные тиковаться> чт°бы держаться на велосипеде. А когда
аналогичные он НЛУЧЛЛСЯ держаться, тогда уж можно было рас-

обучающие ситуации) добиться и отпустить руль с чувством радости. Ты понаблюдайза ним сегодня вечером, Сэмми, и об­рати внимание на выражениеего лица и на то удо­вольствие, которое ему доставляет умение владеть своим велосипедом. Рассказываютебе об этом, а сам вспомнил одного жонглера, что работал у нас в цирке, — задумчиво произнес верблюд. — Когда он пришел к нам, он едва управлялсяс двумя малень­кими булавами. А теперь он жонглируетбольшими булавами и тарелками одновременно.[Пауза.] Он умеет теперь жонглироватьшарами, булавами и та­релками и делает все это, управляявелосипедом. У него безукоризненное чувство равновесия.

 


Вдруг Сэмми и верблюд услыхализвук сирен. Они погляделив сторону звука и увиделиогонь. "Похоже,вон там на ферме начался пожар, — встре­вожился верблюд. — Пожарные машины не смогут добраться сюда, потому что мост недавно смыло. Есть только один способ потушитьпожар: всем сло­нам надо носитьводу в своих хоботах и заливатьогонь. Но все они на окраине города с дрессиров­щиком и готовятся к вечернему представлению".

Малыш Сэмми вопросительно посмотрелна

верблюда: "Что же нам делать?" "Теперь вся надеж­да на тебя", — ответил тот. "Что ты имеешь в виду?" — спросил Сэмми. "Запомни одну очень важную вещь. Как ты знаешь, слоны очень долго могут удер­живать воду в хоботе. Я тебя научу этому, и ты тоже сможешь долго-долго удерживать воду.

А когда ты этому научишься, то отправишься к озеру, опустишьхобот в воду и сам увидишьи ус­лышишь,как вода будет втягиваться в него, и ты сможешь без труда удерживать ее в течение долгого времени. А теперь представь,как ты направляешьсяк месту пожара и тушишьего, выпустив всю воду в

 


(Метафорический кризис)

(Неизбежное решение)

(Репетиция)



 



       
   
 
 


самый нужный момент, не проронив ни капли ни за милю, ни за полмили, ни даже за несколько шагов до места пожара. Ты выпустишь водутолько, когда будешь совсем рядом и точно направишьсвой хо­бот". {Долгая пауза.]

"Просто вспомни какой-нибудь момент [пауза], когда ты был особенно счастлив и старался как мож­но дольше удержать это чувство [пауза]. Или вспом­ни, как долго ты сдерживал волнениев ожидании подарка ко дню рождения, гадая, что же это будет. Все знают, что слоны обладают хорошей памятью и всегда запоминают все важное [пауза]. Вот и ты вспомни то важное, чему ты когда-то научился и что прекрасно сохранилось в твоей памяти". [Долгая пауза.]

Сэмми становится участником кризисной ситуации. Отсутст­вие остальных слонов только подчеркивает важность посыла: "те­перь вся надежда на тебя". Больше надеяться не на кого (нет рядом родителей, сверстников, учителей, друзей), надо выходить из кри­зиса (энурез) самому. Верблюд продолжает выполнять свое дело обучения, помогая слоненку освоить необходимый опыт. Перенос воды слоненком ассоциируется у Джона с физиологической спо­собностью удерживать воду. Чтобы слоненок понял необходимость успешного обучения, верблюд предлагает ему увидеть в деталях все свои действия. Таким образом, методом репетиции (Эриксон, 1980) готовятся практические действия.

"Путешествие героя" — вторичный уровень восприятия

выслушалвас, мистер Верблюд, и прямо ощущаю и вижу, как я все это делаю. [Пауза.] Я чув­ствую, что сейчас я справлюсь". [Долгая пауза.] Тогда верблюд и Сэмми отправились к озеру, где слоне­нок набралстолько воды, сколько удобно было дер­жать [пауза].

А затем они долго шли к месту пожара. И Сэмми прошел весь путь так, как сказалему вер­блюд и выпустилвсю воду в нужном месте и в нужное время.

 


А когда он услышал звуквовремя ударившейв огонь струи, его охватило чувство радости и счастья.Лицо у него засияло,когда все вокруг стали хло­пать в ладошии приветствовать его криками одоб­рения:"Ура, Сэмми, у тебя все получилось!"

Впервые за долгое время Сэмми ощутил,что он сделал что-то особенное.Местная газета писала о его удивительной способности, о таланте — [пау­за] очень долго удерживать воду, а потом вовремя выпустить ее в самом нужном месте.

Со временем Сэмми сумел открыть в себе и другие забытые было способности. Он подумал: "Раз я знаю, как удерживать воду [пауза], то и все ос­тальное смогу удержать". Как раз в это время мимо проходил верблюд. Увидевего, Сэмми крикнул: "Посмотрите-ка!"А сам прошел туда, где ставили главный шатер, поднял тяжелыйдеревянный столб и отнес его к самому центру шатра, где ему и было место. Осторожноопустив столб, Сэмми почувство­вал,как хорошостало у него на сердце. Он видел,как на-дежно опустилон столб и слышал,как мягко лег он на землю.Верблюд улыбнулсяслоненку и сказал: "Да, теперь ты научился этому и еще многим другим вещам. И пока ты остаешься частью этого цирка, очень важной его частью, с каждым днем ты будешь узнавать все больше и больше .

Прошло несколько недель. Сэмми игрална своей площадке, когда увиделпроходившего мимо верблюда. Тот напомнил слоненку: "Всякий раз, когда тебе захочется увидеть себя за каким-то но­вым занятием, просто вспомни все то важное, чему ты уже научился [пауза[. Ты можешь научиться все­му, что нужно. Только не торопись и удерживайв себе те счастливыевоспоминания". Сэмми посмот­релна верблюда, согласно кивнулголовой и про­изнес: "Спасибо, мистер Верблюд, что помогли мне вспомнить то, что я давно знал".

Важно, что Сэмми теперь видит себя и все свои действия. Ис­пользование фраз типа — "вижу, как я все это делаю", "всякий раз,



 



когда тебе захочется увидеть себя за каким-то новым занятием," — преследует двоякую цель: (1) помогает представить зрителю репетиру­емое действие и (2) активизирует вторичный уровень восприятия (Рос-си), который служит мостиком между осознанием своих новых воз­можностей {'вижу, как я все это делаю) и воплощением их в жизнь ("теперь я могу это сделать").

Победа "героя в конце путешествия" служит отправным пунктом для освоения других навыков и знаний путем переноса уже приобре­тенного опыта. Возможно, было бы эффективнее закончить заверша­ющую часть метафоры криками приветствия герою, но достигнутая победа должна быть основательно "закреплена" в повседневной прак­тической деятельности, чтобы сработал эффект домино и Сэмми "мог бы успешно удерживать" все, что нужно.

 


на дом (хомячок). За неделю у мальчика был только один случай не­держания. Значительно уменьшилось нервное напряжение. На вто­ром занятии было рассказано несколько кратких метафор с использо­ванием понятий контролировать, удерживать, отпускать и т.д. Дома поручалось поливать сад.

К третьему занятию у мальчика не было ни одной "мокрой" ночи, ребенок заметно повеселел. На третьем занятии терапевт продолжал закреплять достигнутый успех, чему также способствовало новое до­машнее задание (запуск змея).

В последующий месяц, по сообщению матери, у мальчика был только один "мокрый" случай. Это был рекорд со времени появления болезни.

В следующие полгода признаки болезни полностью исчезли и больше не появлялись.




2015-11-27 451 Обсуждений (0)
Метафорический кризис помогает увидеть решение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метафорический кризис помогает увидеть решение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)