Помещение в развивающую (проблемную) ситуацию
Один из способов поставить ребенка перед развивающей задачей - это разработка структуры и содержания сессий с расчетом на точку, которая находится чуть выше точки настоящего уровня развития ребенка. В ходе вводных бесед и оценки вы определили уровень функционирования ребенка в различных сферах: в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и социальной. Затем вы разработали цели лечения, среди которых упомянуто усовершенствование функционирования ребенка во всех этих областях. Но когда мы обсуждали вопросы детской психопатологии, мы отмечали, что дисгармоничность развития личности ребенка (неравномерность развития различных функций) обычно создает еще больше проблем, чем общая задержка функционирования. Поэтому важно начинать лечение с обращения к той области, функционирование ребенка в которой является самым отстающим. Другой способ помещения ваших клиентов в проблемную ситуацию, который вы применяете постоянно, - это высказывание парадоксальных утверждений или указаний. Парадоксальные утверждения - это заявления, противоположные по смыслу тому, что вы имеете в виду, и высказываемые вами с целью заставить ребенка подчиниться им. Например, вы можете сказать сердитому ребенку, только что ударившему вас, будто вы уверены в том, что он не сможет ударить куклу, находящуюся у вас в руках, с такой же силой, с какой он только что ударил вас. Очень немногие дети устоят перед вызовом ударить куклу, а вы успешно перенаправите нападение. Используя парадоксальный метод, следует избегать иронии, потому что ирония открывает ребенку двойственный смысл ваших слов. К тому же ирония содержит оттенок вызова и может вызвать злость. Внедрение/вовлечение Очень немногие игровые терапевты полагают, что должны вторгаться в личное пространство своих клиентов. Само слово «внедрение» (intrude) противоречит положениям о поддержке и некоторой дистанции, которые соблюдают игровые терапевты. И все же первичное действие каждого психотерапевта - вербализация во всех ее формах - это, по сути, вторжение, интервенция. В конце концов, как часто большинству увлеченных своей игрой детей приходится выслушивать, как взрослый человек комментирует их деятельность и смысл этой деятельности. Этот процесс почти всем детям кажется разрушительным, особенно на ранних стадиях лечения. Конечно, ребенок воспринимает плохо сформулированные и не вовремя высказанные отражения и интерпретации как вторжение и нарушение его личного пространства и поэтому не принимает их. Если это происходит, значит, вы совершили внедрение для удовлетворения ваших потребностей, а не нужд ребенка, и столкнулись с вполне предсказуемым результатом такого внедрения. Но во множестве случаев, когда вы совершаете вторжение способами, отвечающими интересам ребенка, оно, в силу этого, обладает терапевтическим эффектом. Точно сформулированная и вовремя высказанная интерпретация, вероятно, является самым общим и самым эффективным из всех видов поведения, связанных с внедрением. Хорошая интерпретация будет обладать всеми чертами внедрения, так как вызывает сдвиг мыслей и действий ребенка. Различные аспекты интерпретаций и их воздействия на ребенка подробно обсуждаются далее. Кроме того, терапевты, независимо от их теоретической ориентации, осуществляют внедрение и во многих других ситуациях. Например, большинство терапевтов нарушают границы личного пространства очень замкнутого ребенка. Представьте, что ребенок принял положение эмбриона и остается в нем более нескольких минут. В этом случае вы попытаетесь физически или вербально войти в его ситуацию. Вы можете уговаривать ребенка, показывать ему игрушки или гладить его по голове. Все эти действия являются вторжением в пространство ребенка, но выполняются с целью усилить его взаимодействие с вами. Если вы размышляете с позиции оптимальных взаимоотношений ребенка и родителя, вы осознаете, что ни один родитель не позволит своему ребенку сколько-нибудь долго находиться в состоянии одиночества, не попытавшись вовлечь его в социальное взаимодействие. Подобным же образом родители совершают внедрение, когда их ребенок перевозбуждается и они пытаются его успокоить. Терапевт не является ни пассивным наблюдателем, ни объектом, которому ребенок может не уделять внимания. Чтобы терапевтическая работа состоялась, ребенок и терапевт должны быть союзниками. Ребенок должен относиться к терапевту как к человеку, который обязался улучшить его качество жизни. Терапевт, со своей стороны, не должен превращать сессии в столь серьезные мероприятий что их трудно высидеть. Забота и уход Забота - это нечто, что обычно легко, а часто слишком легко, дается игровым терапевтам.. Но забота — это такая область, в которой наиболее сложно управлять своим поведением так, чтобы действовать не в наших интересах, а в интересах ребенка. Очень просто заботиться о плачущем ребенке, обнимая и утешая его. Но поможете ли вы ему понять эту боль или просто отбросить ее, чтобы она не беспокоила в данный момент? Правильный терапевтический подход заключается в том, чтобы, внедрившись в пространство ребенка, поместистить его в развивающую ситуацию, которая позволяет сохранить боль, на излечение которой направлена данная терапия, до тех пор пока ее не удастся хорошо изучил». Без этого справиться с болью не удастся, а значит, до того как проблема не станет понятной, забота о ребенке исключается. Важно помнить, что в определенных ситуациях, для того чтобы оказать ребенку помощь, нужно отказаться от части заботы о нем. Но существуют и ситуации, когда необходимо усилить заботу о ребенке. Одна из форм заботы, по-разному осуществляемая игровыми терапевтами - это питание. Есть много «за» и «против» введения пищи в игровую сессию, и вам следует рассмотреть их, прежде чем принять соответствующее решение. Главный аргумент против использования пищи выдвигают сторонники психоаналитической модели. Считается, что предоставление пищи на сессии портит отношения переноса, так как создает реальные, зависимые отношения, что является поводом для беспокойства, когда ребенок уже склонен к принятию зависимой позиции перед лицом других людей в своей среде. Другой главный аргумент против использования пищи в детской сессии состоит в том, что это с большой вероятностью может стать ритуалом, от которого будет очень сложно избавиться в дальнейшем и который может препятствовать проведению сессии (действительно, если вы приносите пищу на одну сессию, вам придется готовиться приносить ее и на каждую последующую встречу с этим клиентом, до самого завершения его лечения). Прием пищи и питья может стать ритуалом, посредством которого ребенок избегает терапевтической работы. Есть прагматические преимущества использования пищи на сессиях и преимущества, относящиеся к развитию. Главный прагматический вопрос состоите том, что дети часто приходят на встречи е вами прямо из школы, у них нет времени перекусит и поэтому вполне логично, что они голодны. Голодный ребенок, скорее всего, не будет слишком заботиться о хорошей терапевтической работе. Если еда в ходе терапевтического занятия с ребенком подается неким способом, специфически зависящим от уровня его развития, существует гораздо меньшая вероятность того, что ребенку захочется продолжить принимать пищу на сессиях после того, как эта фаза его развития будет успешно пройдена. Более общая форма проявления заботы по отношению к детям-клиентам - это позитивный физический контакт. Прикосновение важно для благополучия ребенка, для развития образа физиологического, социального и телесного «Я», а также для формирования навыков управления стрессом. И все же позитивный физический контакт может оказаться еще более противоречивым вопросом, чем использование удержания, и он несет в себе собственные потенциальные этнические и юридические проблемы. Философские основания, лежащие в основе играпии, развивающей игровой терапии и экосистемной игровой терапии, свидетельствуют о том, что физический контакт между ребенком и взрослым, если ребенок функционирует не более чем на третьем уровне развития, не только уместен, но и терапевтически оправдан. Прикосновение - это общение между тем, кто совершает прикосновение, и тем, кого касаются. С помощью рук, тех частей тела, которые обладают волшебной способностью совершать бесконечное разнообразие прикосновений, от тонких до очень сильных, касающийся сообщает о своем присутствии. Прикосновения сообщают тому, кого касаются, как к нему относятся. Экспрессивное прикосновение является первым средством общения, первым отданием и принятием в жизни каждого человека. Это фундамент, на котором должно строиться все последующее вербальное и невербальное общение. Потребность в прикосновении существует независимо от пола ребенка и терапевта и совершенно не зависит от биографии ребенка. На самом деле создается впечатление, что чем более патологичными были контакты ребенка со взрослыми людьми в прошлом, тем более показаны ему адекватные физические контакты в ходе терапии. Родителю необходимо знать уровень развития ребенка и типы взаимоотношений родитель/ребенок, которые соответствовали бы ребенку этого уровня. Также до родителя необходимо донести то, что взаимоотношение можно уберечь от возникновения любых сексуальных ассоциаций, сделав его очень инфантильным и сопряженным с оказанием заботы. Главное здесь -не вынуждать к вступлению в контакт ребенка, который в нем не нуждается, и не вызвать регресс у детей. Как и в случае с физическим руководством, поведение терапевта всегда должно руководствоваться потребностями ребенка. Планирование вербального компонента детской игровой терапии Термин «переживание эмоций» используется для определения процесса, в ходе которого человек как переживает (почти на психологическом уровне), так и узнает (на когнитивном уровне) некую эмоцию. Процесс, посредством которого в ходе нормального развития начинают использовать переживание эмоций в своей повседневной жизни, довольно похож на то, как этот процесс происходит в ходелечения. В игровой терапии терапевт может способствовать переживанию ребенком эмоций, разбив этот процесс на шаги. Первый шаг - выявление эмоции. Он не противоречит процессу создания корректирующих, переживаний в ходе детской сессии, описанному ранее. Вторым шагом терапевт помогает ребенку зарегистрировать эмоцию, назвав ему испытываемое чувству. Вполне обычное для ребенка явление - описание физического ощущения вместо, аффекта, например - описание боли в животе, а не испытываемой тревоги. Словесный ярлык, предоставленный терапевтом, конвертирует физическое ощущение в когнитивный опыт, таким образом радикально повышая шансы ребенка эффективно справиться с ним. Третье, терапевт отражает выявленные чувства обратно ребенку, в ходе сессий последовательно сдвигая внимание на эмоциональные проявления. Это позволяет ребенку легче узнавать эмоции и использовать их в повседневных межличностных взаимодействиях. Терапевт может облегчить ребенку переживание эмоций на сессии несколькими способами: - Во-первых, помещая эмоциональные переживания в ситуативный контекст. Дети могут столкнуться с трудностями при ответе на открытый вопрос относительно того, как они себя чувствуют в данной ситуации. Но если терапевт сначала спросит ребенка о деталях его переживания, это может вывести его на эмоцию с гораздо меньшими затратами. Так, ребенок, который не способен сказать, что он испугался, когда отец велел ему выключить телевизор и идти в постель, может сделать это, если опишет, что в это время его отец кричал, махал кулаком и его лицо при этом покраснело. - Во-вторых, терапевту может понадобиться изыскать способ поддержания эмоционального переживания ребенка. Если ребенок будет рисовать картины некоторого аффекта или использовать нечто вроде техники «Раскрась свою жизнь», чтобы создать конкретную репрезентацию чувств, он сможет удержать аффект, в то же время пытаясь перейти к его переработке. - В-третьих, терапевту может понадобиться использование непрямых методов для недозволенных чувств ребенка. Разговор о ситуации насилия (abuse) над ребенком или о жестоком обращении с ним может вывести ребенка из себя и помешать точному узнаванию чувств. Разговор о медведице, грубо разговаривающей со своим медвежонком, может оказаться гораздо менее угрожающим. Наконец, насколько это возможно, терапевт должен постоянно оставаться в настоящем времени, в положении «здесь-и-сейчас». Дети переживают не самые простые моменты, когда вспоминают, как они чувствовали себя в прошлых ситуациях. Иногда такое простое действие, как, например, проигрывание по ролям события из прошлого, помогает ребенку получить доступ к эмоциональным переживаниям, которые он не может вспомнить вне контекста. Как только ребенок начал переживать и узнавать свои собственные аффекты, он должен научиться регулировать их, чтобы они служили своему прямому назначению и гарантировали, что удовлетворение потребностей ребенка происходит эффективно и адекватным способом. Шаги, посредством которых происходит эмоциональная регуляция, следующие: - Во-первых, существует восприятие эмоции, переживание эмоции и осознание потребности регулировать этот аффект. - Во-вторых, индивид интерпретирует эту эмоцию и приходит к когнитивному пониманию ее причины, а также того, кто или что несет ответственность за ее изменение. - В-третьих, существует установление цели, и в ходе этого процесса индивид решает, что необходимо сделать для изменения этого аффекта. - В-четвертых, происходит генерация реакции; в эту стадию включен оперативный поиск конкретных действий, которые можно предпринять прямо сейчас. - В-пятых, происходит оценка, когда критически рассматриваются все «за» и «против» идей, выработанных на предыдущем шаге, и происходит выбор одной идеи. - Наконец, индивид реализует выбранную идею. В течение последнего десятилетия были разработаны специфические стратегии организации вербализаций терапевта. Эти стратегии принимают к рассмотрению как технические варианты, позволяющие лечить более широкую популяцию людей, так и тенденции понимания развития ребенка.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |