Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цвета условных знаков отраслей промышленности на советских экономических картах



2015-11-27 2713 Обсуждений (0)
Цвета условных знаков отраслей промышленности на советских экономических картах 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Название отрасли Цвет знака
Чернаяметаллургия бордо
'Цветная металлургия оранжевый
Машиностроение красный
Химическая фиолетовый
Лесная, деревообрабатывающая и бумажная зеленый
Промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая оливковый ;'
Текстильная голубой \
Кожевенно-меховая и обувная коричневьг
Пищевая желтый

[


НИЩИМ'" '<


Если предприятия в промышленном пункте относятся не к одной, а к нескольким отраслям, значок делят на секторы и окрашивают их в нужный цвет. Узкие отрасли показывают штриховкой всего значка или определенного сектора.

На общеэкономических картах показывают важнейшие пути сообщения, обеспечивающие экономические связи промышленных пунктов. Значками на этих картах изображают важнейшие место­рождения полезных ископаемых.

Такой характер имеют все общеэкономические карты в Геогра­фическом атласе для учителей средней школы и во многих других атласах. Но это не единственный тип такой карты. Например, в Атласе Армении общеэкономическая карта показывает не обще­экономические, а сельскохозяйственные районы.

Отраслевые сельскохозяйственные карты в большинстве отображают размещение и размер площади посевов


определенных культур или района разведения каких-либо видов домашнего скота (и его поголовья). На этих картах используют обычно способы ареалов, картограмм, картодиаграмм и точеч­ный (рис. 197)-.

Карты образования (один из видов карт куль­туры) содержат сведения об учебных заведениях и их типах (высшие, средние специальные, средние общеобразовательные, начальные), о количестве учащихся, об уровне грамотности. На­пример, карта «Образование» в Атласе Ленинградской области (1967 г.) представляет собой картограмму, на которой показано число учащихся общеобразовательных школ в каждом районе (на 1000 жителей). Значковым способом на карте показаны число школ в каждом населенном пункте области и их деление по типам (начальные, восьмилетние, средние, интернаты).

Из стенных карт этой тематики можно упомянуть карту «Народ­ное образование и наука в СССР».

Карты исторические отображают исторические события и явления. Они могут показывать размещениЧ' древних культур и государств, историю классовой борьбы, революционное и нацио­нально-освободительное движение, а также торговые пути, военные события прошлого, географические открытия в прошлом и т. д.

Представляют значительный интерес стенные агитационно-пропагандистские карты социального и экономического развития государства.

Литература

1Салящее К. А. Картография,—М.: Высшая школа, 1982.—Глава 3. 2. Атлас СССР.— М.: ГУГК, 1983.

Вопросыи задания

1. Каковы функции специального содержания и географической основы тема­тических карт?

2. Укажите черты внешнего сходства и коренного различия следующих пар способов картографирования, применяемых на тематических картах: значков и картодиаграммы; изолиний и картограммы; ареалов и качественного фона.

3. Рассмотрите экономическую карту с применением способа значков и устано­вите: какая форма значков применена, какой геометрический элемент условного знакавыражает величину явления, в какой шкале построены условные знаки.


Рис. 197. Отраслевая карта сельского хозяйства


Глава VIII.

СЕРИИ КАРТ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ

§ 57. СЕРИИ КАРТ

Стенные и настольные географические карты издают как отдель­ные печатные произведения. Но часто предусматривается издание нескольких одноименных карт, составляющих серию одного назна­чения. Единство карт серии может осуществляться по двум основ­ным признакам: а) серии первого рода образуют карты разных территорий с единообразным содержанием; б) серии второго рода состоят из карт одной и той же территории, но с различным

содержанием.

При издании карт серии первого рода предусматри­вается, что каждая карта серии будет использована независимо от других, а совместно карты могут рассматриваться лишь эпизо­дически.

Эти серии делятся на два вида. К первому виду относят карты, построенные в одном масштабе и образующие в совокуп­ности непрерывное изображение значительной части земной по­верхности, т. е. если вырезать у карты изображение показанной на ней территории, а затем все вырезанные участки сложить вместе, то получится одно сплошное картографическое изображение. Такой характер имеет, например, издающаяся у нас в СССР серия спра­вочных политико-административных карт АССР, краев и областей в масштабе 1:600 000.

Географической основой карт служит гидрографическая сеть, подробно показанная благодаря сравнительно крупному масштабу. Карты отображают административное деление областей и детально показывают населенные пункты и пути сообщения. Другим примером карт этого вида могут служить стенные учебные общеэкономические карты экономических районов СССР (для средней школы).

Серии карт описанного вида сходны с многолистными картами, к которым относятся советские топографические и обзорно-топогра­фические карты.

Ко второму виду можно отнести серии, карты которых также построены в одном масштабе, но в совокупности не дают сплошного изображения той территории, части которой показаны на каждой из отдельных карт. Примером могут служить туристские маршрут­ные схемы Подмосковья.

Серии второго рода строятся по иному принципу — их составляют карты, на которых изображена одна и та же терри­тория. Но каждая карта серии отличается содержанием, представляя


собой одну из разновидностей тематических карт. Среди карт серии могут быть и общегеографические карты. Серии подобного рода дают подробную и разностороннюю характеристику территории, которую невозможно осуществить на одной карте. Для изучения территории в практическом отношении и для решения теоретических задач содержание тематической карты во многих случаях бывает важно не столько само по себе, сколько при сопоставлении с другими картами (природы, хозяйства и населения), что помогает глубже понять связи между различными особенностями территории.

Характеристика территории на картах различных серий может быть и узкой, и более широкой. Существуют серии, посвященные какому-нибудь одному компоненту географической среды или одному виду ее хозяйственного использования. Примером серии карт с узкой тематикой могут служить карты грунтовых вод европейской части СССР в масштабе 1:2 500 000. На одной из них показано распространение грунтовых вод, на второй — глубина их залегания, а на третьей — степень минерализации. Несколько шире тематика у серии стенных карт по отраслям промышленности и сельского хозяйства СССР для средней школы (изданных в масштабе 1:6 000 000). Еще больший охват явлений у серии стенных карт СССР для высшей школы (в масштабе 1:4 000 000). В эту серию вошли карты: геологическая, тектоническая, гипсометрическая, геоморфологическая, почвенная, растительности и зоогеографи-

ческая и другие.

Стенные карты для высшей, школы имеют и иной территори­альный охват. Так, с одной стороны, среди них имеются карты час­тей СССР (европейской части СССР, Урала, Кавказа), а с другой — мировые карты, карты материков и региональные. Мировые карты также издаются серией (второго рода) с показом на отдельных картах разных компонентов природы (рельефа, почв, климата

и других).

Карты серий, объединенных единством территории, строятся в одной картографической проекции и в одном масштабе, имеют одинаковые рамки и единообразную компоновку. У всех карт серии одинакова или почти одинакова географическая основа. Специ­альное сбдержание у разных по тематике карт серии обычно бы­вает также согласованным в отношении размещения, степени ге­нерализации и т. п.

Есть и серии карт, в которых объединяются оба признака — единообразие содержания и единство отображаемой территории. Такова серия стенных учебных карт материков, предназначенная для изучения курса геогра'фии в средней школе. Серия заключает большое количество карт, которые систематически переиздаются. В серию входят политические, физические, климатические, расти­тельности, природных зон, народов и экономические карты мате­риков. Масштабы карт 1:4 000 000, 1:6 000 000, 1:8 000 000. На одноименных картах одинаковы и набор элементов специального содержания, и способы картографирования, и степень генерали­зации, и условные знаки.



§ 58. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ

Географическими атласаминазывают картографические про­изведения, главной составной частью которых является система географических карт, созданных по единой программе, объединенных общим назначением и едиными средствами картографического отображения действительности. Единство атласа как целостного произведения выражается в согласованности масштабов карт, проекций, методов изображения и самого содержания карт (в частности, контуров взаимосвязанных объектов и их характе­ристик) .

В атласах по сравнению с отдельными картами имеются гораздо большие возможности, чтобы показать различные географические особенности отображаемых территорий. Таким преимуществом перед отдельной картой атлас обладает уже потому, что в нем могут быть десятки или сотни карт, общая площадь которых во много раз превышает площадь одной карты, даже крупной по размеру. Это позволяет дать более глубокую и многостороннюю характеристику территории.

Кроме карт, многие атласы содержат географические описания картографируемых территорий и сведения об особенностях состав­ления вошедших в атлас карт. Помещают в атласах также различные таблицы, графики, иллюстрации. Наконец, атласы содержат разделы и указатели, помогающие ими пользоваться: оглавление, сведения об изготовлении атласа, таблицы условных знаков, указатель геогра­фических наименований с индексами, помогающими отыскать на картах любой географический объект.

Определенную группировку карт в атласе и последовательность разделов, отвечающих той или иной теме, а также размещение легенды, текста, пояснительных таблиц и изображений и прочих составных частей называют структурой атласа. Карты в атласах группируют по региональному признаку, образуя разделы карт мировых, по материкам, по странам и по их частям. Могут быть выделены разделы по тематическому принципу — разделы природы, населения, хозяйства и т. п. В учебных атласах существенны мето­дические разделы.

В создании географических атласов участвует большое коли­чество специалистов и учреждений — картографические пред­приятия, ведущие научно-исследовательские учреждения, в том числе академии и университеты, различные ведомства. Атлас пред­ставляет собой своеобразную энциклопедию, в которой получают отображение последние достижения науки и народного хозяйства.

Такое богатство содержания делает атласы очень ценными источниками знания. Часто атласами пользуются при изучении и оценке природных условий и естественных ресурсов для нужд народного хозяйства. С помощью атласов составляются общие планы наиболее рационального размещения промышленности, сельского хозяйства и транспорта, а также сети культурно-просве­тительных и лечебных учреждений. Атласы используют также для


разработки общих планов преобразования природы и при разре­шении многих народнохозяйственных задач.

Отдельные атласы отличаются друг от друга по охвату терри­тории, по назначению, содержанию карт и их оформлению, по общему внешнему виду. По назначению атласы бывают справочные, учебные, туристские, военные и др.

По содержанию карт выделяют атласы общегеографи­ческие, тематические и комплексные. В комплексных атласах по­мещают и общегеографические и тематические карты.

По территории, отображаемой на картах, различают атласы мира, отдельных государств, отдельных районов госу­дарств — областей, провинций и т. д. Наконец, атласы различаются по способу пользования (настольные, книжного размера, карманные), по времени и месту издания и по другим признакам.

В СССР издано и продолжает издаваться большое количество самых различных атласов. Большинство их издает Главное управ­ление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Многие советские атласы по оригинальности содержания, научности и полноте показа — одни из лучших в мире.

Одним из первых мировых атласов, изданных в Советском Со­юзе, был справочный комплексный Большой советский атлас мирабольшого формата (БСАМ).

В этом атласе получили осуществление основные принципы создания карт, сформулированные в различных документах по пово­ду подготовки первых советских атласов. В этот комплексный атлас впервые были включены карты финансовой взаимосвязи капитали­стических стран, рынков сбыта и сырья и многие другие.

В послевоенный период было создано более десяти мировых атласов.

Справочный общегеографический атлас мира(1954 г., 384 с, карт 280 с.) издан по специальному постановлению Совета Минист­ров СССР. Он предназначен для работников различных отраслей науки и культуры государственного аппарата, преподавателей и студентов высших учебных заведений. Атлас содержит разделы: 1) карты мира, 2) карты СССР, 3) карты Западной Европы, 4) карты Азии, 5) карты остальных материков.

Большую часть атласа составляют подробные общегеографиче­ские карты отдельных стран, а в СССР — союзных республик и районов РСФСР. Масштабы этих карт от 1:1 250 000 до 1:2 500 000. Некоторые наиболее важные районы государств представлены в масштабах 1:500 000 и 1:750 000. В атласе имеются общегеографи­ческие карты важнейших городов и их окрестностей в масштабе 1:250 000. Кроме того, атлас содержит политико-административ­ные карты союзных республик, а также физические и политичес­кие карты СССР и материков. Атлас переиздавался, а в даль­нейшем (с 80-х годов) издавался отдельными выпусками — по частям света и материкам. Так появились тома «Америка», «За­падная Европа», «Азия», «Африка», «Австралия и Океания». Каждый из них имеет по одной общей физической и по одной



политической карте всего материка (или части света) и обще­географические карты государств.

Физико-географический атлас мира (ФГАМ)(1964 г., 308 с, карт 247 с). Это справочный комплексный атлас. Он имеет три основных раздела: 1) карты мира; 2) карты материков; 3) кар­ты СССР. В каждом разделе содержатся карты всех основных элементов природы и карты природного районирования террито­рий. Карты атласа и пояснительный текст содержат большое ко­личество географических сведений и отражают уровень знаний о физико-географических условиях на поверхности Земли.

Морской атлас.Карты в 1-ом томе сгруппированы по отдельным морям. После общей карты каждого моря (залива) следует карта участков моря (в более крупном масштабе) и планы важнейших портов. В противоположность зарубежным атласам и морским кар­там в этом атласе суша охарактеризована так же подробно, как и море. На картах атласа детально изображены главные элементы ландшафта суши, рельеф морского дна, отмечены мели, скалы и другие объекты, представляющие опасность для навигации, сведе­ния о течениях, льдах, приливах, магнитном склонении, а также многие данные, очень важные для мореплавателей и океанологов. Во II томе атласа помещены карты по истории исследования и изучения океанов и морей и карты со всесторонней характеристи­кой их природы. В III томе содержатся военно-исторические карты.

Крупными океанографическими изданиями явились атласы от­дельных океанов (в трех томах) — Тихого, Атлантического и Индийского (в одном томе) и Северного Ледовитого (1974— 1980 гг.).

В последнее десятилетие издано много тематических атласов СССР. Среди них выделяется группа атласов общественно-поли­тического содержания. К ним относится атлас «Великий Октябрь»— научно-справочный, в котором собраны документы, фотографии и карты, отображающие события Великой Октябрьской Социалисти­ческой революции и гражданской войны. Несколько изданий имел атлас «История Коммунистической партии Советского Союза»(1979 г., 1980 г. и др.).

Атлас народов мира(1964 г., 188 с, карт 112 с). Карты этого справочного тематического атласа сгруппированы по ма­терикам. Имеется также вводный раздел. На картах показано размещение народов мира, лингвистических (языковых) групп и человеческих рас, плотность населения на материках. Большую справочную и познавательную ценность имеет текстовая часть ат­ласа. Изложены научные принципы классификации народов и спо­собы отображения этой классификации на картах. В статистических таблицах помещены сведения о каждой из 1600 народностей, обо­значенных на картах атласа.

Географический атлас для учителей средней школы(четвертое издание в 1980 г., 191 с, карт 149 с). Это справочный комплексный атлас со сложной структурой. После вводного раздела в атласе


представлены карты мира, материков и зарубежных стран. Завер­шает атлас раздел карт СССР.

В пояснениях к картам атласа приведены сведения об ото­браженных на них явлениях, о методах изображения и об исполь­зованных картографических проекциях. В атласе имеются табли­цы с образцами карт, иллюстрирующими различные способы изображения рельефа, разные типы рельефа, типы морских бере­гов и т. д.

В разделе мировых карт, карт материков и зарубежных стран каждому материку посвящена политическая и общегеографическая карты, после чего следуют тематические карты природы и населе­ния, а на последующих страницах — общегеографические карты государств или их групп.

В Атласе Советского Союза характеризуется природа нашей страны и ее естественные ресурсы, население и политико-админи­стративное деление, а также отрасли промышленности и размеще­ние сельскохозяйственного производства. Союзным республикам и экономическим районам в атласе посвящены общегеографические и общеэкономические карты.

Очень интересное содержание имеет специальный справочный Атлас истории географических открытий и исследований(1954 г., 118 с, карт 92 с). Основную группу карт в атласе составляют карты маршрутов путешественников и исследователей. Карты сгруп­пированы по историческим эпохам. На каждой показано полити­ческое деление в соответствующую эпоху. Интересны фотографии и схематические изображения карт, созданных в древности, в сред­ние века, в новое и новейшее время. Эти иллюстрации дают очень полное представление об эволюции географических карт, в частности о развитии картографии в России.

В 1986 г. был издан Атлас географический справочный. СССР. Мир.Он включает обширную информацию о физико-географи­ческих и социально-экономических особенностях государств и тер­риторий. Атлас содержит 296 с, в том числе около 200 с. карт, состоит из двух разделов — СССР и Мир. В разделе, посвященном Советскому Союзу, приведены сведения о политической системе со­ветского общества, о населении, природных ресурсах, о народном хозяйстве и культуре. После этих карт в атласе следуют карты общегеографические и общеэкономические регионов СССР (преиму­щественно экономических районов). В нем представлены карты материков и отдельных стран. В атласе много информационных сведений в форме схем, графиков, цифровых таблиц и текста. В СССР несколько раз издавались мировые атласы малого

формата.

Изданные в нашей стране атласы Советского Союза очень разнообразны по назначению, тематике карт, формату и внешнему виду карт и всего атласа. По охвату территории они делятся на атласы всего Советского Союза и региональные атласы — союз­ных республик, автономных республик, краев и областей (в пере­воде с латинского языка регионалис означает областной). В каж-


дой из указанных двух групп имеются атласы справочные, учеб­ные и иного назначения.

Среди справочных атласов СССР только общегеографические сравнительно небольшие атласы книжного размера. Примером мо­жет служить Атлас СССР(1954 г., 149 с, карт 76 с), в котором почти все карты общегеографические (кроме политико-админи­стративных карт союзных республик).

Ряд атласов относится к группе справочных тематических. О со­держании их можно судить по названиям: Экономический ат­лас СССР(1979 г.), Климатический атлас СССР(1960 г.) и др.

Широкая характеристика Советского государства была пред­ставлена в справочных комплексных атласах СССР. К ним от­носятся Атлас развития хозяйства и культуры СССРи Атлас СССР.

Атлас развития народного хозяйства и культуры СССР(1967 г., 192 с, карт 172 с). Комплексный характер и широту тематикиj атласа можно видеть из перечня основных разделов, как природные условия и природные ресурсы, индустриализация СССР, развитие сельского хозяйства СССР, развитие транспорта СССР и т. д.

Справочный комплексный Атлас СССР(первое издание 1969 г., 199 с, карт 149 с.) знакомит читателя с природными условиями, населением, промышленностью и сельским хозяйством страны. Он состоит из общегеографических карт, карт природы и экономи­ческих карт (отраслей промышленности СССР, сельскохозяйствен­ных и общеэкономических — по союзным республикам и районам РСФСР). Атлас отображает уровень научных знаний о нашей стране.

Атлас СССР(1983 г.) отличается от прежних изданий нали­чием синтезированных космических снимков, несколько большей иллюстративностью, лучшим полиграфическим исполнением. Он от­ражает самые последние научные данные о географии нашей страны.

В СССР издано много атласов отдельных союзных республик, областей и автономных социалистических республик. Все регио- , нальные советские атласы комплексные и включают, как правило, карты природы, населения, народного хозяйства, культуры, истори­ческие и политико-административного устройства.

По назначению региональные атласы можно подразделить на две группы: справочные и учебно-краеведческие. Справочные ре­гиональные атласы отличаются от атласов второй группы большей глубиной и подробностью в показе явлений, поэтому их объем составляет более 100 страниц карт, что в 3—4 раза превышает объем учебно-краеведческих атласов.

Например, комплексный справочный Атлас Армянской Советской Социалистической Республики(1961 г., 118 с, карт 92 с.) со­держит сведения о природе, административном делении, населе­нии Армянской ССР, о росте и развитии экономики и культуры республики, об истории Армении. Всесторонность и полнота сведе­ний о республике обеспечены включением в каждый раздел карт с очень разнообразной тематикой. Например, раздел природы содер-


жит карты всех компонентов географической среды (70 основных и врезных карт). Так же подробно раскрыты другие разделы атласа.

Почти все карты показывают Армянскую ССР в целом, но в ат­лас включены общеэкономические карты экономических районов республики и крупномасштабные карты столицы и интересных в каком-либо отношении районов (Севан-Разданский энергетичес­кий комплекс).

Комплексный учебно-краеведческий Атлас Тамбовской области■{1981 г.) отображает природу области, ее административное деле­ние, население, народное хозяйство. Немало в атласе карт куль­туры, образования и исторических, в том числе карт истории револю­ционного движения. Поскольку в атласе отображены также туризм, деятельность школ и пионерская работа, атлас в целом имеет очень широкую тематику.

В советской картографии много внимания уделяется тому, чтобы школьные курсы географии и истории были в достаточном коли­честве обеспечены высококачественными учебными атласами. Та­кие атласы имеются для всех школьных курсов географии.

Литература

Салищев К. А. Картография.— М.: Высшая школа, 1982.— Глава 6.

Вопросы

1. Укажите особенности каждой из двух родов серий географических карт.

2. Охарактеризуйте структуру имеющегося у вас справочного географического атласа. К какой группе относится этот атлас согласно классификации по содержа­нию?


           
   
     
 
 
 


Глава IX.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЛКОМАСШТАБНЫХ КАРТ

§ 59. КАРТА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Географические карты — одно из важных средств познания окружающей нас действительности. Как было отмечено во введении, с их помощью решаются многие научные и практи­ческие народнохозяйственные задачи, связанные с планированием, строительством, рациональным использованием природных ресур­сов и размещением производительных сил, обороной государства, освоением новых земель, поиском полезных ископаемых, изучением окружающей среды и ее мониторингом.

За последние десятилетия большое значение приобрели тема­тические карты как средство исследования в цикле географических наук. К. А. Салищев, внесший большой вклад в развитие теории картографии, впервые употребил термин «картографический метод» изучения и исследования действительности. «Суть картографическо­го метода,— пишет К. А. Салищев,— состоит во включении в процесс исследования промежуточного звена — географической карты как модели изучаемых явлений. При этом карта выступает в двоякой роли: в качестве средства исследования и как его предмет в виде модели, заменяющей собой реальные явления, непосредственное изучение которых невозможно или затруднительно».

А. В. Гедымин, своими работами способствовавший развитию советской картографии, большое внимание уделил карте как «сред­ству труда» и предложил выделить вопросы использования карты в качестве особого раздела картографии. Им разработана таблица основных направлений использования карты как орудия труда в историческом аспекте (рис. 198).

Дальнейшее углубленное развитие картографический метод исследования получил в трудах А. М. Берлянта, разработавшего теоретические и методические аспекты проблемы и практические приемы использования карт в цикле географических наук.

Под термином картографический метод исследования понимает­ся метод использования карт для познания отображенных на них явлений и процессов.

Как пишет А. М. Берлянт (1986): «Познание включает полу­чение по картам качественных сведений и количественных харак­теристик явлений и процессов, изучение взаимосвязей и взаимо­зависимостей в геосистемах, их динамики и эволюции во времени и в пространстве, установление тенденции развития и прогноз буду­щих состояний геосистем».


 

Новое время
!|!1! \

Средние века

о. 5 *


2015-11-27 2713 Обсуждений (0)
Цвета условных знаков отраслей промышленности на советских экономических картах 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Цвета условных знаков отраслей промышленности на советских экономических картах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2713)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)