Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Измерение по карте площадей



2015-11-27 803 Обсуждений (0)
Измерение по карте площадей 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение по карте высот, кру­тизны и решение других задач, связанных с рельефом

Научное обобщение и прогнози­рование

Изучение по картам структуры, взаимосвязей и динамики явлений. Использование карт в исследова­ниях и охране окружающей среды и ее мониторинга.

Рис. 198. Направления использования карты в разные века

Познание явлений реального мира с помощью картографичес­кого метода можно схематически свести к следующим этапам:

I. Наблюдения за окружающей нас действительностью (и ее
элементами) и получение соответствующей информации, подлежа­
щей картографированию.

II. Построение карты на основе обработанной информации.


 




       
 
   
 

График масштабов

III. Изучение карты или серии карт системой приемов, свой­ственных картографическому методу, с целью извлечения новой, дополнительной информации.

IV. Создание при необходимости производных карт и других картографических изображений (профилей, графиков, блок-диа­грамм и т. п.) на основе новой информации, полученной в резуль­тате применения картографического метода исследования.

Под картографическим моделированием понимают систему соз­дания, анализа и преобразования картографических произведений, рассматриваемых как модели реальных объектов, явлений и про­цессов с целью приобретения о последних нового познания. Други­ми словами, картографическое моделирование включает и процесс создания географических карт, и их последующее использование.

Покажем широкие возможности картографического метода на
примере создания картографической модели «Оценка качества во­
ды основных рек Молдовы» (рис. 199) на основе анализа влияния
различных природных и техногенных факторов и их воздействия
на здоровье человека. j

ШШШ Очень чис

Чистая

Умеренно загрязнённая

^'Чг1ж5. Ш1Гр '/ ll/q ; \( / 1Комрат)\ I ' / / / f )) V 1/ЬЧадыр-Лунг

й% Очень грязная

Рис. 199. Оценка качества воды основных рек Молдовы по гигиеническим пока­зателям

Загрязнённая «


Рис. 200. Бактериологические показатели рек Днестр и Прут (летний период)

Необходимость построения модели для решения поставленной задачи была очевидна. Оценить качество воды нескольких рек на всей их протяженности по комплексу показателей непосредственно в природе почти невозможно.

Для создания модели в форме синтетической карты пришлось учесть требования, предъявляемые ко всякой пространственно-временной модели, в частности отразить внутреннюю структуру явления.

Это вызвало необходимость создания вспомогательных анали­тических карт (например, это показано на рисунке 200).

Как видно из легенды итоговой синтетической карты (рис. 199), оказалось возможным дать обобщенную оценку качества воды от «очень чистой» до «очень грязной» на основе раздельной оценки ее качества по шести показателям. Эти показатели представлены в обобщенных показателях, основанных на конкретных исходных данных.


 



9 Зак. 2542 Г. Ю. Грюнберг



§ 60. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ


Выявление характерных особенностей карты дает возможность оценить пригодность ее использования для решения какой-либо конкретной задачи. С этой целью карта предварительно подверга­ется анализу и оценке.

Анализ карты — это процесс всестороннего рассмотрения ее элементов и свойств в целях выяснения степени пригодности карты к использованию в конкретных целях (научно-исследова­тельских, образовательных, практических и др.). Оценка карты осуществляется на основании ее анализа и является выводом о качестве карты, т. е. степени удовлетворения требований потре­бителей карты (соответствия целевому назначению).

Основные направления анализа качества карты и критерии ее оценки следующие: современность, научная обоснованность, идеологическая направленность, полнота, детальность и досто­верность содержания (степень соответствия действительности), целесообразность выбора элементов математической основы, спо­собов картографического изображения и оснащения, правильность генерализации, совершенство примененных изобразительных и других средств оформления (общая наглядность карты, различи­мость обозначений, логические связи знаков, общая географическая нагрузка), геометрическая точность положения точек, линий, кон­туров.

Анализ общегеографической карты включает следующие све­дения:

I. Выходные сведения картографического издания:

1. Заглавие (название) картографического произведения.

2. Подзаголовочные данные (сведения, содержащие поясне­ния или дополнения к заглавию,— содержание, назначение, автор­ский коллектив и др.).

3. Выходные данные (место и год выпуска, название издатель­ства) .

4. Надзаголовочные данные (наименование организации^ от име­ни которой выпускается картографическое произведение).

5. Особенности оформления (в частности, количество красок, использованных при печати).

II. Математическая основа:

6. Главный масштаб анализируемой карты.

7. Картографическая проекция — ее свойства по способу по­строения и характеру искажений; размещение линий или точек нулевых искажений, величина, направление и распределение иска­жений, их экстремальные значения. Географическая целесообраз­ность выбора проекции (целостность изображения территории, вид картографической сетки и др.).

III. Географическое содержание:

8. Водные объекты: виды водных объектов, классификация
по режиму, составу воды, хозяйственному значению, характерные


черты гидрографической сети, условные обозначения, отражающие ее особенности, характер и степень генерализации.

9. Рельеф: способы отображения, характерные особенности каж­
дого (если гипсометрический, то установить целесообразность
выбора ступеней шкалы высот и глубин).

10. Растительность и грунты: методы и средства их отобра­жения, принятая классификация и система условных знаков, ха­рактер и уровень генерализации.

11. Социально-экономические объекты: а) населенные пункты: их классификация и генерализация по людности и политико-адми­нистративной значимости; характерные черты расселения с учетом производственно-функциональных особенностей каждого; положе­ние относительно рельефа, рек и других элементов местности; б) политико-административное деление: границы, центры и другие административные данные, характерные особенности их отбора и отображения; в) экономика и культура: типы объектов, способы их картографического изображения, особенностей размещения, от­ражение состояния и разйития экономического потенциала регио­на; г) география транспорта: виды путей сообщения, особенности картографического отображения сухопутного, морского и других путей сообщения.

12. Надписи: какие категории объектов обозначены геогра­фическими названиями, пояснительными надписями качественной и количественной характеристик, как используются различия в раз­мере, цвете и характере шрифта в качестве картографических ус­ловных знаков.

IV. Элементы оснащения:

13. Исследование соответствия целевому назначению карты ее
оснащения: легенды, указания масштаба, картографической сет­
ки, рамки, зарамочного оформления.

V. Элементы дополнительной характеристики территории:
текстовые данные, дополнительные (врезные) карты, профили.

VI. Компоновка карты:

14. Анализ принятого на карте расположения картографируе­
мой территории, ее границ, среднего меридиана относительно рам­
ки карты, их соответствие оптимальному варианту.

Анализ тематической карты можно проводить по вышеизложен­ной программе. Следует только учесть, что раздел III — «Географи­ческое содержание» должен состоять из двух подразделов: а) анали-18 географической основы и б) анализа специального содержания, составляющего тему анализируемой карты.

Завершается анализ карты оценкой с выводом о возможности •е применения в отдельности или в составе серии карт как средства Исследования для решения поставленных задач.

Для оценки карты желательно привлекать дополнительные
материалы: а) картографические — в виде карт той же тематики
более крупных масштабов для выяснения уровня генерализации;
НОвейшие по времени издания карты для определения фактическо­
го соответствия действительности; б) текстовые данные — описа­
ем 259


нии, статистических справочников, материалов переписей и др. (что особенно важно для тематических карт).

При оценке карты рекомендуется проводить ее пробное чтение, начиная с «ключевых участков» — наиболее характерных и репре­зентативных, а также тех территорий, которые лучше знакомы осуществляющему анализ.

При анализе серии карт (который осуществляется изучением каждой карты серии по приведенной выше программе или близкой к ней по содержанию) оценивается соответствие их на­значению, согласованность по математической основе, принципам и степени генерализации картографического изображения, содержа­нию и оформлению.

Более сложную задачу представляет анал'из и оценка геогра­фического атласа, где, помимо изучения серий и групп карт, фор­мирующих его содержание, исследуется систематизированность соб­ранных карт, их соответствие назначению атласа, тематическая пол­нота, внутреннее единство и взаимная согласованность карт.

§ 61. ЧТЕНИЕ КАРТЫ И ДРУГИЕ ВИДЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

/ Использовать карты невозможно без умения их читать./ Чте­ние карты — процесс воссоздания действительности по комплек­су свойств образно-знаковой модели, какой является карта.j С чтения начинается любое действие по извлечению из карт необхо­димой информации независимо от конечной цели ее изучения — от школьного обучения до научных исследований и принятия важнейших решений экономического или оборонного характера. Безусловно, качество чтения карты во многом зависит от глубины географических знаний читателя./ Данные одной и той же карты будут интерпретированы в разим степени детальности и информа­тивности школьником, только освоившим азы географической науки, и опытным исследователем, постоянно работающим с картами.

Чтение карты и чтение текста сильно различаются друг от друга. Суть в том, что надписи и условные обозначения на карте простран­ственно локализованы, тем самым их местонахождение на карте четко фиксировано. Это дает возможность не только уяснить смысл отображаемых ими понятий, но и получить представление об их размещении в пространстве, в то время как текстовое описание тех же объектов требует дополнительной словесной привязки для их пространственной фиксации. Часто конфигурация надписей ли­нейных и площадных географических объектов на карте соответству­ет их протяженности, форме и размеру на земной поверхности, а иногда подчеркивает также их отличительную характеристику (на­пример, теплые или холодные морские течения определяются по цвету надписи).

Для выявления более «тонких» характеристик исследуемого явления чтение карты сопровождается применением ряда приемов

260 '


работы с ней различной степени сложности — от сравнительно прос­того качественного анализа к более сложному и углубленному ко­личественному изучению.

К этим приемам относятся: а) описание — метод качественной
характеристики отображенного на карте явления, обеспечивающий
получение о нем поэлементного или общего представления;
( б) графические приемы анализа карт, позволяющие построение

I по их данным двумерных графиков, диаграмм и трехмерных блок-

диаграмм; в) графоаналитические приемы картометрии и морфо-
метрии, обеспечивающие проведение различного рода измерений и
исчислений по картам количественных величин; г) математико-кар-
тографическое моделирование предназначено для построения и ис-
,' следования математических моделей, по данным, извлекаемым с карт

способами математического анализа, математической статистики,
1 теории информации и др.

Рассмотрим основные, наиболее часто применяемые приемы
использования карт при картографическом методе исследования.
: Визуальный анализ и описание по картам — приемы, издавна

j применявшиеся при работе с картой и не потерявшие свое значение

I И сегодня, несмотря на значительное развитие точных и объектив-

! НЫХспособов картографического метода исследования.

Очевидное преимущество визуального анализа и описания по кар­там перед другими приемами состоит в том, что оба они передают зри­тельно общий, непосредственно ощущаемый картографический образ Изучаемой действительности, что позволяет делать обобщающие, !'Ч|Ч комплексные выводы. Большинство же математизированных приемов j i анализа хотя и дают более детальную и углубленную характерис-\ . тику, но, как правило, лишь одной какой-либо черты исследуемого явления.

Цель визуального анализа и описания — выявление наличия Ни карте исследуемых объектов и явлений, их свойств, особен­ностей их размещения и взаимосвязей. Результатом применения •ТИХприемов является качественное представление об изучаемой Действительности (хотя при визуальном анализе могут быть выяв-Л1НЫтакже многие количественные характеристики).

* Подтверждением сказанного служат классические примеры ви-

|уального анализа карт, приведшие к установлению глобальных
Географических закономерностей. Так, целенаправленный анализ
ПО картам пространственных закономерностей почвенного покрова
Привел В. В. Докучаева в конце XIX в. к установлению явления
Широтных почвенных зон, которое в дальнейшем легло в основу
ЦКОНа природной зональности и ландшафтной дифференциации.
- Гипотеза континентального дрейфа была выдвинута Альфредом

'фц§нером в 1912 г. после тщательного изучения очертаний шель-Ц материков на картах мира. Совмещая эти очертания, Вегенер

ностей

' Следуетразличать понятия «анализ карты» и «визуальный анализ»: первый |Т К познаниюсвойств самой карты, а последний — к выявлению особен ОГрафируемогоявления.



установил, что современные материки в ранний период развития Земли составляли единый огромный континент — Пангею, который раскололся и его осколки — материки, дрейфуя, заняли современ­ное положение. Как известно, дальнейшие углубленные исследова­ния тектоники и палеомагнетизма материков подтвердили идею мо­бильности континентов, столь блестяще выдвинутую ученым на ос­нове визуального анализа карт.

При визуальном анализе и описаниях по картам необходимо придерживаться некоторых положений. Прежде чем подвергнуть карту визуальному анализу, следует убедиться, пригодна ли она по своим качествам для решения поставленной цели. Порядок ви­зуального анализа — от общего к частному, когда необходимо вы­явить сперва основные, определяющие характеристики описываемой территории или изучаемого явления, а затем остановиться на дета­лях и частностях, подтверждающих выделенные основные черты. Описания должны быть логичны, строго следовать определенно­му плану в отборе и систематизации фактов. Визуальный анализ (и описание) включает элементы сравнения, а также количественные показатели и завершается оценкой изучаемых процессов и явлений, формулировкой выводов. Так, например, описание природных ус­ловий по серии карт или по картам атласа проводится по еле-


дующему плану: географическое положение территории, ее админи­стративная принадлежность, рельеф, геологическое строение, полез­ные ископаемые, гидрография, климат, почвы, растительность, жи­вотный мир, ландшафтные районы (физико-географическое райони­рование). Описание может сопровождаться таблицами, графиками и схемами.

Графические приемы анализа карт используются для отображе­ния в наглядной форме каких-либо особенностей явлений, пред­ставленных на карте или на серии карт. К графическим приемам относится построение двух- или трехмерных графиков, профилей и блок-диаграмм.

Профили (разрезы). Ранее изложен способ построения профи­ля на основе горизонталей и высотных отметок топографической карты. Профиль по мелкомасштабной общегеографической карте с изображением рельефа гипсометрическим способом строится тем же Методом, с той лишь разницей, что высоты и глубины рельефа откладываются по вертикали согласно изогипсам и изобатам, зна­чение которых определяется цветом шкалы высот и глубин. Для профилей большой протяженности, строящихся по мелкомасштаб­ной карте, целесообразно использовать в качестве координатных Линий дугу и нормали к ней, а не взаимно перпендикулярные


 


 

 

 
  ПРОФИЛЬ ЕВРАЗИИ И
  -Дуговой масшц):
  Радиальный масшцЦ
-' _______________ -«
^^ — "
с -.-.^--"" АЛ1
   
   
   
   
   
'*■' ^ —-  
   
**■ ^ —■"  
-^ —- *"*  
  7:'7у:7:-:::х'-й-;.:
   
S ^&^^\' *ог"\1^"" '."■"■ ■ • .* • ■ * *•'■ " •"•"•" ■.".'■ '[
х* ^^Р?Т'''. 10 ..
'шШШШл iiiiii
ml

ЦИАНУ 85° в д

N0000 (i 1 см-ЗООим) 100 (| 1 см-5 им]

40'

ШЬ ТИБЕТ

сш

 

ьт


Г"»4*<Г - -

S<%& "

30°.


&&


Н)

 


Рис. 201. Профиль Евразии по меридиану 85° в. д.




п
С^ж.

прямые. На дуге, представляющей уровенную поверхность Земли, откладывают, соответственно избранному дуговому масштабу, го­ризонтальные расстояния между пунктами. Высотные отметки про­фильной линии наносят вдоль нормальных прямых в радиальном масштабе в 5, 10 раз (или иной кратностью) крупнее масштаба дугового. Таким образом, построенный профиль имеет дуговой и радиальный масштаб в отличие от горизонтального и вертикаль­ного масштабов, принятых на профилях небольшой протяженнос­ти (рис. 201). Из-за мелкого масштаба карты его профильная линия передает схематично сильно генерализованную структуру рельефа.

Построение профилей по общегеографическим картам способ­ствует более наглядному отображению только одного компонента геокомплекса — рельефа. В учебной работе и в научных иссле­дованиях часто возникает необходимость изображения взаимосвя­зи между несколькими явлениями, например геологическим строе­нием, рельефом, почвами, растительностью и климатическими осо­бенностями территории. Естественно, что весь этот геокомплекс нельзя отобразить на одной картографической основе. Построение комплексного профиля по серии общегеографических и тематичес­ких карт позволяет успешно решить эту задачу. Правда, при этом совмещенность явлений производится в вертикальном разрезе, а не в горизонтальной плоскости, но от этого наглядность только выигры­вает. Комплексные профили способствуют уяснению ландшафтной дифференциации территории, обоснованному природному райони­рованию, выявлению взаимосвязей и взаимозависимостей между компонентами изображенных территорий.

Блок-диаграммапозволяет получить трехмерное изображение пу­тем совмещения перспективного рисунка какой-либо поверхности, ее продольного и поперечного профилей. Блок-диаграммы нередко представляют собой прием графического отображения результата совместного изучения карт разного содержания (например, взаимо­связи между рельефом, геоморфологическим и геологическим строе­нием; рельефом и почвами, водными массами, глубинными течения­ми и соленостью вод и т. п.).

Широкое применение из-за своей наглядности получили блок-диаграммы в учебной, в частности школьной, практике.

Блок-диаграммы (рис. 202) в географической практике чаще всего строятся в аксонометрической (изометрической — с углами рав­ными 120°) проекции.

Рассмотрим пример построения блок-диаграммы по картам общегеографичес­кой, геологической и по геологическому профилю в аксонометрической проекции (но А. М. Берлянту).

На исходные карты наносится квадратная сетка. Рамки фрагментов этих карт и их сетки ориентируют по направлению осей (х, у, г) изометрической проекции, т. е. под углами в 120°, причем длины сторон откладывают по осям без измене­ний. В полученные клетки врисовывают содержание карт. Рядом с картой в изо­метрической проекции рисуют марку t в форме горизонтальной стрелочки. На каль­ке вычерчивают шкалу вертикального масштаба, который для наглядности (как и при построении профилей) берется крупнее горизонтального и соответствует вертикаль­ному масштабу профиля.


♦1"


'■:'Лгл:

 

90-70-50- В  

Рис, 202.Построение блок-диаграммы в аксонометрической проекции

Килькойпокрывают трансформированную общегеографическую карту, совмещая ШРКУ < с самой верхней отметкой на шкале масштаба, и вычерчивают на ней го-*"110ИТаль,имеющую эту же отметку— в нашем примере 50 м {D,). Сдвигая каль-Wepxтик, чтобы марка t находилась против следующей отметки шкалы, наносят МЛЬКуследующую горизонталь — 40 м (ОД- Таким же образом переносят все |ЛЬНЫГгоризонтали. Концыгоризонталей соединяют плавными линиями, которые оконтуривают верх-Поверхностьблок-диаграммы. На ней наносят географическую ситуацию, а ПОСТрос-нныеребра и боковые грани — геологический профиль.


 




В силу того, что масштабы вдоль осей X и Y (боковых граней блок-диаграм­мы) соответствуют масштабу карт, а по оси Z (вертикали) — масштабу профиля, из­мерения по построенной объемной модели можно производить в любых направле­ниях.

С развитием автоматизации трудоемкие графические операции по вычерчиванию блок-диаграммы все чаще поручаются автомати­ческим графопостроителям. В память ЭВМ фиксируют высотные от­метки ряда точек, снятые с карты источника,— либо вдоль изолиний, либо по профилям. Исходя из этих данных, ЭВМ управляет этими чертежными автоматами. Если данные преобразовать, то можно блок-диаграмму разворачивать под разными углами для выбора опти­мального варианта.

Картометрия и морфометрия. Свойство метричности мелкомас­штабных общегеографических карт позволяет решать по ним ряд картометрических и морфометрических задач примерно теми же методами, которые используются при работе с крупномасштабными общегеографическими (топографическими) картами. К ним относят­ся: измерения расстояний и длин линий любой конфигурации, пла­новых координат точек (географических и др.), определения аппли­кат — вертикальных составляющих явлений (абсолютных и относи­тельных высот, глубин, мощностей и т. п.), вычисления площа­дей, объемов, вертикальных и горизонтальных углов и направ­лений.

Многие морфометрические показатели относительны. Они могут выражать соотношения между длинами и площадями, длинами и высотами, площадями и углами наклона и т. д. (например,.средняя высота, средняя толщина, средняя мощность явления), его плот­ность (интенсивность), степень расчлененности поверхности (гори­зонтальной, вертикальной) и ее уклоны, извилистость линий, конту­ров объектов, изображенных на карте.

Принципиальное отличие работ с мелкомасштабными картами по сравнению с топографическими состоит в необходимости учета картографических искажений. Так, при измерениях длин, углов и пло­щадей рекомендуется определять по соответствующим формулам частные масштабы длин, площадей и наибольшее искажение углов в исследуемых, частях карты.

Измерение площадей можно проводить также, используя дан­ные площадей полей (2°Х2°, 4°Х4°, 5°Х5° и 10°Х 10°), заключенных между параллелями и меридианами. Такая таблица помещена в Гео­графическом атласе для учителей.

Процесс генерализации картографического изображения накла­дывает свой отпечаток на результат измерений вследствие обобщен­ности изображения.

Измерение площадей. Как известно (см. § 5), на крупномасштаб­ных (топографических) картах площади измеряют с помощью пла­ниметра и палетки. А. М. Берлянт так описывает эти измерения: «При измерении площади множества мелких одноименных ареалов (например, почвенных разностей) успешно применяют также спо­соб взвешивания, где все мелкие почвенные контуры переносят на


бумагу, вырезают и взвешивают на аналитических весах. В каче­стве эталонного участка взвешивают, например, участок в 1 км2 в масштабе данной карты, вырезанный из этой же бумаги. Точность измерения площадей этим способом при простых и плавных очер­таниях контуров близка к точности планиметрирования». Описанные в § 5 палетки являются одним из наиболее удобных и быстрых средств измерения площадей.

При измерении площадей объектов на мелкомасштабных кар­
тах лучше всего пользоваться картами, составленными в равнове­
ликих проекциях; тогда отпадает необходимость вводить поправки
на искажения. Карты, составленные в проекциях равноугольных и
равнопромежуточных, как известно, сильно искажают площади,
если все же приходится по ним измерять площади (например,
океанов, морей или их частей), то следует сгустить сетку меридиа­
нов и параллелей и делить измеряемую площадь на узкие пояса
(протяженностью от нескольких десятков минут до 3—4°), в грани­
цах которых колебания масштаба незначительны.
* Измерения объемов. Изучение баланса веществ в природе свя-

зано с вычислением их объемов. Например, в геоморфологии — Определение объемов снесенных и отложенных горных пород, в климатологии — подсчет объема выпавших осадков, в гидроло­гии — вычисление величин стока на исследуемой территории, объ­емов океанических впадин и озерных котловин, запасов воды в снеж­ном покрове, объемов ледников и т. п. Измерения этих объемов шыполняют по гипсометрическим, батиметрическим, гидрологиче­ским, климатическим и другим тематическим картам. Для определе­ния объема какого-либо явления по карте с изолиниями достаточно разместить на ней палетку и определить в центральных точках каж­дого деления палетки третьей координаты — ее «высоты» путем ин­терполяции между изолиниями. Затем надо суммировать их и ум­ножить на площадь, занятую явлением.

Измерения углов и направлений на топографических картах, Практически не имеющих искажений, не представляют трудности (см. § 9). Если возникает необходимость выполнить такие опреде­ления на мелкомасштабных картах, нужно, как уже отмечалось, ■оспользоваться картами с изоколами углов, помещенными, напри-Мер, в атласе для учителей, и в выполненные измерения внести со­ответствующие коррективы.

Рассмотрим кратко основные морфометрические показатели, Которые имеют общий характер и могут быть использованы при работе с разными картами. А. М. Берлянт предлагает следующий путь вычислений:

Среднее значение третьей (вертикальной) координаты в сис­теме ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООрДИНаТ (ВЫСОТЫ, ГЛубиНЫ, ТОЛЩИНЫ, МОЩ­НОСТИ любых явлений) подсчитывается как среднее арифметическое HI ряда высот, глубин и т. д., снятых с карты с изолиниями по сетке риномерно расположенных точек:

7 z,+z2+z3+... + z„

п


Плотность объектов или явлений подсчитывается по двум показа­телям. Первый отражает количество объектов (п), приходящихся на единицу площади (Р) картографируемой территории: Ц?=—. Этот показатель отображает встречаемость явления на карте или его частоту. Второй показатель дает отношение площади (Р), зани­маемой какими-нибудь объектами или явлениями, к общей площади района (Р):

7*=^--100%.

Целесообразно определять эти показатели по природным вы­дел а м (ландшафтам, бассейнам рек и т. д.), но иногда предпочи­тают вычислять их по трапециям, квадратам, шестиугольникам и другим сеткам. При достаточно густой сети ячеек можно строить карты в изолиниях плотности (например, карты плотности населе­ния или густоты речной сети).

Расчленение поверхности. Горизонтальное расчлене­ние поверхности, изображенной на карте (D), оценивается суммар­ной длиной расчленяющих линий, например гидрографической или эрозионной сети (2 /), относящихся на единицу площади (Р):

/> = #•■

Горизонтальное расчленение служит наиболее наглядной характе­ристикой при изучении подверженности территории эрозии.

Вертикальное расчленение (глубина расчленения) поверхности определяется амплитудой высот (аппликат)'в границах какой-либо территории: A =Zmax — Znun, где Zmax и Z,„,„ — максималь­ное и минимальное значение высоты. Измерения можно проводить, как указывалось при определении плотности, либо по природно-тер-риториальным единицам, либо по геометрическим ячейкам.

Уклоны и углы наклона поверхностей. Факти­ческий уклон (/) выражается тангенсом угла наклона поверхности в определенной точке карты: i = tga= ——-г^1, где Z, и Zi+\

значение соседних изолиний, между которыми находится точка, а / — заложение в направлении нормали к этим изолиниям. Полу­чив тангенс, нетрудно найти и угол а. При работе с тематическими картами (климатическими, гидрологическими и др.) принято гово­рить не об уклоне, а о градиенте поверхности, хотя в морфометри-ческом отношении эти показатели одинаковы.

Извилистость линий и контуров. Наиболее употре­бимый показатель относительной извилистости (а), характеризую­щейся отношением длины линии со всеми извилинами (/) к длине плавной огибающей (S) (рис. 203):

/


Рис. 203. Определение извилистости незамкнутого контура:

/ - извилистая линия; S — плавная огибающая; d—замыкающая линия

Если все извилины имеют примерно один и тот же размер, т.е. нет выделяющихся извилин с большим или мелким радиусом кри­визны, то можно использовать простой показатель извилистости (fi), представляющий отношение числа извилин (п) к общей длине линии (/):б = -^- .

Приведенные картометрические и морфометрические приемы могут быть применены в учебной работе для оценки объектов и явлений, изображенных на учебных крупно- и мелкомасштаб­ных общегеографических и тематических картах или на картах, помещенных в краеведческих атласах, при количественной оценке исследуемой территории. В частности, углов наклона рельефа, гус­тоты речной сети, общей протяженности путей сообщения, изви­листости гидросети, береговых линий, расчлененности (структуры) ландшафтов, плотности почвенных ареалов и растительных сооб­ществ, интенсивности распашки земель, залесенности или заболочен­ности и многих других характеристик.

Как известно, картометрия и морфометрия на протяжении более чем двух столетий развивалась применительно к топографическим картам. В последнее время картометрические и морфометрические определения стали осуществляться также и по тематическим кар­там, что привело к новому направлению — тематической карто­метрии и морфометрии. К основным морфометрическим характе­ристикам относятся показатели формы, плотности, концентрации объ-tKTOB, глубины и густоты расчленения. Наиболее известны и упот­ребимы в практике сельскохозяйственного, гражданского и дорожно­го строительства, а также при разработке мелиоративных и при­родоохранных мероприятий морфометрические карты рельефа —


                   
 
   
   
 
 
 
   
 
   




ПОВЕРХНОСТИ С УГЛАМИ НАКЛОНА (в градусах) Горы Равнина

более

Уступы и склоны речных долин и побережий кру­че 6° Т}:':-] Поймы крупных рен

ЛИНЕЙНОЕ РАСЧЛЕНЕНИЕ Равнина

уклонов местности, глубины и густоты расчленения. Пример таких карт приводится на рисунке 204. В рамках тематической морфо-метрии наиболее разработана геоморфологическая, дающая коли­чественную характеристику рельефа земной поверхности и дна Мирового океана.

В



2015-11-27 803 Обсуждений (0)
Измерение по карте площадей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Измерение по карте площадей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)