Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация потребностей



2015-11-27 593 Обсуждений (0)
Классификация потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Социологический и психологический подходы к концепции потреб­ностей являются дальнейшей конкретизацией философского подхо­да. Они позволяют экспериментальными и статистическими метода­ми исследовать изменения потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует на­учная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разра­ботана пока не очень подробно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американ­ским психологом Абрахамом Маслоу, польским психологом Казиме-жем Обуховским и российским театральным режиссером и психоло­гом П. М. Ершовым1. В данной главе мы будем опираться в первую очередь на их работы.

Сначала подведем некоторый итог предыдущему изложению и кратко перечислим существующие в настоящее время классифика­ции потребностей.

Единой общепризнанной классификации потребностей не суще­ствует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень много­численны, они постоянно изменяются, возникают и ис 1езают. Тем не менее, существует несколько классификаций, позволяющих упоря­дочить и обобщить наши знания о потребностях, услугах и перспек­тивах развития сервисной деятельности.

1 См., например: Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003; Обухов-ский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Издательство «Речь», 2003; Ершов П. М. Потребности человека. М: Мысль, 1990.


Психологи обычно делят потребности на первичные,или насущ­ные, без удовлетворения которых человек вообще не может существо­вать, и вторичные,ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма. С точки зрения философского, мировоззренческого под­хода потребности могут быть разделены прежде всего на материаль­ные и духовные.Материальные потребности делятся в свою очередь на относительно простые — биологическиеи более сложные — соци­альные.К биологическим относятся насущные потребности и неко­торые ненасущные, связанные с функционированием человека как живого организма. Социальные потребности — это прежде всего по­требность в труде и материальном общении (т. е. в обмене различны­ми видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уров­нях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и ху­дожественного сознания. К духовным относятся нравственные, пра­вовые, эстетические и религиозные потребности, потребности в по­знании, образовании, воспитании и см меле жизни. Можно выделить также обобщенные потребности и научном и художественном твор­честве, потребность в духовном pa:iiuri'iiii человека. Целостная, обоб­щенная (и материальна», и духовная) потребность общества на всех этапах его развития .ло потребность и сохранении и развитии со­циальной жизни. Эта потребность сущестнует как у отдельного ин­дивида, так и у общества в целом. С" точки зрения субъекта (носите­ля) потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и общественные.Существуют потребности творческие и рутинные. В социологии используется разделение потребностей по сферам дея­тельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепен­ные, устойчивые и ситуативные). Все эти потребности выделяются по разным основаниям и их сложно свести в единую, логически взаи­мосвязанную систему.

Самая известная попытка систематизировать потребности — это иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пя­тиступенчатой пирамиды, начиная с насущных, без которых челове­ческий организм не может физически существовать, и кончая наибо­лее сложными — социальными. Вот эта знаменитая классификация:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности.


132 Глава 6. Соииально-психологическая концепция потребностей...

3. Потребности в любви и принадлежности.

4. Потребности в уважении.

5. Потребность в самоактуализации.

Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на дос­таточном уровне удовлетворены потребности предыдущей ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребно­стей (еда, одежда, жилище) человек обращает внимание на потреб­ность в безопасности, затем — ощущает потребность в любви, после ее удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в самоактуализации. Однако Маслоу подчер­кивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребно­сти отходят для него на второй план. Так, инженер, ученый или ху­дожник, увлекшись разработкой интересного проекта (т. е. занима­ясь творческой самоактуализацией), может не обращать внимания на уважение окружающих, любовь, безопасность и даже на физиоло­гические потребности — например, питаться урывками и чем придет­ся. В то же время это игнорирование низших потребностей возможно только в некоторых ограниченных пределах: никакой полет творче­ской фантазии не освободит человека от необходимости есть, пить, дышать и т. п. Во взаимодействии потребностей разного уровня про­являются общие закономерности соотношения низшего и высшего, раскрытые в философских концепциях Гегеля, Маркса и некоторых ученых XX в. Высшее возникает на основе низшего и может оказы­вать на низшее обратное направляющее воздействие. Но высшее не становится абсолютно самостоятельным, так как существует только в рамках и пределах, которые установлены законами низшего. В при­менении к потребностям это выражается в том, что человеку необ­ходимо удовлетворять физиологические потребности хотя бы на минимальном уровне, без этого человек не может существовать и за­ниматься деятельностью высшего, более сложного порядка.

В своей концепции Маслоу не только рассматривает психологи­ческие черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней политических взглядов и культурных традиций (роль эконо­мического базиса Маслоу, в отличие от К. Маркса, специально не рассматривает). «Существуют определенные условия, представля­ющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворе-


§ 1. Классификация потребностей 133

ния базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, сво­бода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к ин­формации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, чест­ность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей... Угроза этим свободам вызывает реакцию чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовле­творение базовых потребностей делается невозможным или, по край­ней мере, находится под серьезной угрозой. <...> Секретность, цензу­ра, обман и блокирование коммуникации угрожает всембазовым по­требностям»1. Следует, конечно, отмстить, что все перечисленные Маслоу ценности и условия понимались в истории по-разному, а в своем развитом виде сложились только в современной западной ци­вилизации.

Вопреки распространенному мнению пятиступенчатая иерархия не содержит в себе все возможные базовые потребности. Одно из ус­ловий удовлетворения всех баянных потребностей — способность к познанию и потребность и познании. ,'5а пределами основной иерар­хии Маслоу выделяет еще одну, параллельно существующую иерар­хию потребностей — потребностей и пшпаипп, включающую в себя «желание знать» и «желание понимать». «Даже после того, как мы что-либо узнаем, мы стремимся у.чнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой стремимся расширить на­ши знания в области мировой философии, геологии и т. д. Этот про­цесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит, нам следует постулировать желание постигать, систематизировать, организовы­вать, анализировать, искать связи и значения, создавать систему цен­ностей»2. Потребности в познании и осмыслении мира, а также эсте­тические потребности не образуют отдельной ступени в основной иерархии, а проявляются на каждой ее ступени.

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менедж­менте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так, ав­торы известной работы «Поведение потребителей» модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая ее к рынку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

1 Маслоу А. Мотивация и личность. Указ. изд. С. 68-69.

2 Там же. С. 71.


134 Глава 6. Социально-психологическая концепция потребностей...

физиологические потребности;

♦ потребности в безопасности и здоровье;

♦ потребности в любви и дружбе;

♦ потребность в финансовых ресурсах и стабильности;

♦ потребность в удовольствии;

♦ потребность в социальном имидже;

♦ потребность в обладании;

♦ потребность отдавать;

♦ потребность в информации;

♦ потребность в разнообразии1.

Дадим более подробную характеристику базовых потребностей с использованием материала современной социологии и психологии.



2015-11-27 593 Обсуждений (0)
Классификация потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация потребностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)