Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРА СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ



2015-11-27 2067 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 4.75 из 5.00 4 оценки




«Сервис — это особый вид qeлoвeчecкoй деятельности, который на­правлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями».1

Потребности человека разнообразны и образуют сложно структури­рованную систему. Сервисная деятельность также разделяется на боль­шое количество направлений (сфер, форм, секторов и т. п.). Структура сервисной деятельности должна в общих чертах повторять структу­ру потребностей, соответствовать ей. Так, материальным и духовным потребностям соответствуют два направления сервисной деятельно­сти — материально-ориентированная и духовно-ориентированная. На­личие индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребно­стей выражается в существовании иерархии форм сервисной деятель­ности, охватывающей различные общности людей:

♦ уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт);

♦ уровень района;

♦ уровень города (транспортная система);

♦ уровень региона внутри государства;

♦ уровень отдельного государства (правовые услуги, финансовая
система, здравоохранение, образование);

♦ уровень региона, группы государств;

♦ общемировой уровень (на нем пытаются действовать средства
массовой информации и серзисные службы транснациональных
корпораций).

Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Романович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.


 


Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей 155

Сфера услуг имеет постоянно развивающуюся структуру. В ней можно выделить крупные направления деятельности, которые сохра­няются в течение длительного времени. В России эти направления официально зафиксированы в Общероссийском классификаторе услуг населению OK 002-93.1 Классификатор включает в себя сле­дующие группы услуг:

1 — бытовые услуги;

2 — услуги пассажирского транспорта;

3 — услуги связи;

4 — жилищно-коммунальные услуги:

5 — услуги учреждений культуры;

6 — туристские и эксплуатационные услуги;

7 — услуги физической культуры и спорта;

8 — медицинские услуги, санатории оздоровительные услуги, вете-

ринарные услуги;

9 — услуги правового характера;

10 — услуги банкой;

 

11 услуги в системе образовании;

12 услуги торговли и пбщепмеиппт питания, услуги рынков;
80 прочие услуги.

Подробные обзоры ocnoiuii.ix классификации услуг содержатся в трудах специалистов Московскою государственного университета сер­виса2. Так, согласно одной n:t наиболее распространенных классифи­каций можно выделить пять укрупненных видов сервисной деятель­ности:

♦ технический сервис;

♦ технологический сервис;

♦ информационно-коммуникативный сервис;

♦ транспортный сервис;

♦ гуманитарный сервис.

Вопрос о методахсервисной деятельности не очень хорошо ис­следован и требует специальных пояснений.

1 Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. М, 1995.

2 См.: Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Т. 1. Формирование сферы
услуг / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко. М: ВЕГА ИНТЕЛ XXI, 2000; Смирно­
ва Е. Т.
Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М: ГОУ
ВПО «МГУС», 2004.


vKrypa сервисной деятельности.

i способ осуществления какой-либо деятельности, со-триемов и операций, необходимых для теоретического и icoro освоения действительности. В применении к сфере 1'тод сервисной деятельности можно, следовательно, опреде-как способ оказания услуг, совокупность приемов и операций,

4воляющих оказывать услуги и удовлетворять потребности кли­ента.

Обычно на методы деятельности не обращают особого внимания, тем более если они давно сложились и применяются почти автома­тически. Однако в сложных и кризисных ситуациях, возникающих в деятельности служб и предприятий, обнаруживается, что специаль­ный анализ и корректировка методов деятельности позволяют повы­сить ее эффективность, а иногда помогают найти выходы из сложив­шейся кризисной ситуации.

Сервисная деятельность, как и потребности людей, которые она удовлетворяет, отличается сложностью и комплексностью. Поэтому в ней используется большой набор разнообразных методов, связь ме­жду которыми может быть отдаленной и опосредованной.

Методы удовлетворения потребностей можно, прежде всего, раз­делить на две группы: общие, применяемые в различных сферах че­ловеческой деятельности, и специфические, которые возникают и раз­рабатываются именно в сфере сервиса (хотя потом могут частично заимствоваться в других областях деятельности общества).

К общим можно отнести, прежде всего, наиболее фундаменталь­ные методы, необходимые для любой успешной деятельности, — ме­тод объективного подхода и метод рассмотрения любых явлений в их изменении и развитии. (На языке философии это материалисти­ческий и диалектический методы). На первый взгляд, они могут по­казаться банальными, само собой разумеющимися. Но это ошибоч­ное, упрощенное мнение. Так, метод объективного подхода требует адекватно, неискаженно осмысливать ситуацию, действовать в соот­ветствии с законами природы, человеческой психики и принимать во внимание закономерности функционирования технических систем. В реальности нередка ситуация, когда руководитель или рядовой ра­ботник дают ошибочную оценку происходящему — мнениям и на­строениям потребителей, качеству услуги, возможностям техники или коллег по работе, возникающим конфликтным ситуациям и т. п. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, кото­рые дают возможность принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ


 


Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей 157

любой ситуации в ее развитии. Так, если мы будем планировать при­обретение технических средств для оказания услуг на основе сего­дняшних потребностей, не учитывая их изменений (насколько воз­можно их предусмотреть), то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Поэтому в любой сфере деятельности обще­ства осуществляется прогнозирование и предвидение с учетом на­правлений изменения существующей ситуации.

К общим методам относятся также системный подход, необходи­мый для организации деятельности и сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика — общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем).

Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовле­творения потребностей можно, с пашей точки зрения, классифици­ровать на основе главных видов профессиональной деятельности ра­ботников сервиса1:

1. Методы эксплуатациоино-технило/ичсс кой деятельности. Сюда
входит разработка технологического процесса оказания услуги,
зависящего от свойств используемых материалов и от поставлен­
ной цели (каком результат мы должны мо.чучить). Для vcvivr, на­
правленных непосредственно ii;i организм человека, необходимы
методы воздействия, учитывающие ею особенности.

2. Методы производственно-ун/нимепческон денпн-■пупоапи. Сюда вхо­
дят психологические методы организации общения с клиентами
и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например,
статистические) методы планирования и оценки процесса оказа­
ния услуги, а также технические методы воздействия на организм
человека или на используемые для удовлетворения потребностей
приборы и материалы.

3. Проектно-конструкторская деятельность использует специфи­
ческие методы конструирования и проектирования, методы сбора
и анализа информации.

4. Методы экспертно-аудиторской деятельности — это методы тес­
тирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результа­
тов оказания услуги с существующими нормами и стандартами.

5. Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии —
это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента,

См., например: Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию). Указ. изд. С. 31-32.


158 Глава 7. Структура сервисной деятельности...

моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Спе­цифика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стра­тегий и алгоритмов обслуживания: связанные с'ними методы ис­пользуются только в сервисной деятельности.

Таким образом, методология сервисной деятельности представля­ет собой синтез сложного набора общих и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный подход создает условия для качественно­го удовлетворения потребностей человека.

Литература к главе 7


Заведующая редакцией Выпускающий редактор Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

1. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. М.,
1995.

2. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Рома­
нович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.

3. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисоло-
гию): Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО «МГУС», 2004.

4. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. акад.
Ю. П. Свириденко. Т. 1. Формирование сферы услуг. М.: ВЕГА
ИНТЕЛ XXI, 2000.

5. Черников В. Г. Человек и его потребности / Учеб. пособие. Рыбинск:
РГАТА, 2003.

6. Хаксевер К., Рендер Б., Мердик Р. Управление и организация в
сфере услуг: Пер. с англ. / Под ред. В. В. Кулибановой. СПб.: Пи­
тер, 2002.

Вопросы для повторения

1. Какие существуют способы классификации услуг?

2. Что такое метод? Какие общие методы используются во всех сфе­
рах человеческой деятельности?

3. Как можно классифицировать методы оказания услуг?


Орлов Сергей Владимирович Дмитренко Нина Андреевна

Человек и его потребности

Серия «Учебное пособие»

М. Трофимова

Е. Егерева

Е. Пурицкая

Е. Дьяченко

II Исрншкова, Н. Шелковникова Л. Егорова


ООО «Питер Пресс». Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 00S-93, том 2:

95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 26.10.07. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 10.

Доп. тираж 2500 экз. Заказ № 3766.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906».

195299, Санкт-Петербург, Киришская ул.. 2.

Тел.: (812) 531-20-00, 531-25-55

 



2015-11-27 2067 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СТРУКТУРА СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)