Виды индуктивных умозаключений
Различают два вида индуктивных умозаключений - полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему множеству предметов получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений. В неполной индукции такое заключение получают на основании повторяемости признака у некоторой части рассматриваемого класса явлений. Если полная индукция дает достоверные заключения, то неполная индукция только вероятные. Схема умозаключений полной индукции А1| обладает признаком Р А2 обладает признаком Р …………………………… Ап обладает признаком Р А1, А2.... Ап составляют класс К. Следовательно, каждый элемент класса К обладает признаком Р. Схема умозаключений неполной индукции А1 обладает признаком Р А 2 обладает признаком Р …………………………… А п обладает признаком Р А1, А2.... Ап принадлежит классу К. По-видимому, каждый элемент класса К обладает признаком Р. Неполная индукция делится на научную(элиминативную) и популярную(энумеративную). Научную индукцию от популярной можно отличить по сознательно применяемым специальным приемам отбора случаев, на которых строится вывод, с целью избежать случайности. Популярная же индукция берет факты в том порядке, в каком они встречаются в реальной действительности, т. е. в подавляющем большинстве случаев это первые попавшиеся факты; иногда же она бессознательно отбирает одни факты, пренебрегая другими. Методы установления причинных связей Существует пять методов установления причинных связей: 1) метод сходства, 2) метод различия, 3) соединенный метод сходства и различия, 4) метод сопутствующих изменений, 5) метод остатков. Каждый из этих методов можно выразить одной из схем, где буквой «у» - обозначено явление, причина которого устанавливается, а остальные буквы - это различные обстоятельства (причины), при которых «у» происходит или не происходит. 1) Метод сходства. Первый случай: АВСД - явление «у» происходит. Второй случай: ЕРКА - явление «у» происходит. Третий случай: НАТД — явление «у» происходит. Четвертый случай: ВЛХА — явление «у» происходит. Следовательно, А есть причина явления «у». 2) Метод различия. Первый случай: АВСН - явление «у» происходит. Второй случай: ВСН - явление «у» не происходит. Следовательно, А есть причина явления «у». 3) Соединенный метод сходства и различия. Первый случай: ABC - вызывает явление «у». Второй случай: МКВ — вызывает явление «у». Третий случай: МВС - вызывает явление «у». Четвертый случай: АС — не вызывает явление «у». Пятый случай: МК - не вызывает явление «У». Шестой случай: МС - не вызывает явление «У». По-видимому, В является причиной явления «У». 4) Метод сопутствующих изменений. Первый случай: АВСН - дает явление «у». Второй случай: Al BCH - дает явление «yl». Третий случай: А2 ВСН - дает явление «у2». Следовательно, А находится в причинной связи с «у». 5) Метод остатков. Первый случай: ABC — вызывает явление «авс». Второй случай: А - вызывает «а». Третий случай: В - вызывает «в». Следовательно, С вызывает «с». В зависимости от того, по какой схеме получен данный индуктивный вывод, его следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим: а) чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства. б) чем строже соблюдена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены правила метода различия. При этом должно быть точно установлено.что эти случаи различны лишь в одном единственном обстоятельстве. в) чем надежнее наши сведения: 1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в прямом соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений. г) чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее не известного обстоятельства. д) своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно. Аналогия- это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания некоторой степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение, вытекающее из посылок носит вероятностный характер.
Умозаключением по аналогииназывается рассуждение ,в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Например, предположение, что на Марсе существует жизнь сделано по аналогии: сходные признаки у Земли и Марса: - наличие атмосферы со свободным кислородом; - наличие воды; - наличие смены дня и ночи, а также времен года.
Но на Земле, кроме того, существует жизнь. Следовательно, существует, вероятно, жизнь и на Марсе. Схема умозаключения по аналогии: Объект А имеет признаки а,б,с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (608)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |