Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назначение, основные задачи и структура РСЧС



2015-11-27 12149 Обсуждений (0)
Назначение, основные задачи и структура РСЧС 5.00 из 5.00 11 оценок




Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС.

2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС.

3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.

5. Подготовка населения к действиям при ЧС.

6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.

9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

12. Международное сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Рассмотрим подробнее вышеприведенные задачи.

1. Выполнение этой задачи крайне необходимо для обеспечения выполнения других задач. Можно сказать, что это своеобразная база для выполнения всех остальных задач. Нормотворческой деятельностью занимаются органы государственной власти субъектов РФ.Эта деятельность не противоречит федеральному законодательству в сфере обеспечения безопасности людей и территорий от ЧС.

2. Результатами этих целевых и научно-технических программ должно стать спасение жизни и здоровье людей, исключение возможности появление ЧС в общем, сохранение материальных, культурных и иных ценностей, обеспечение непрерывной деятельности социально значимых объектов и организаций РСЧС заблаговременно.

3. В структуре РСЧС, на сегодня выделяются силы и средства, за создание которых отвечают как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организаций. Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают полную и постоянную готовность сил и средств, которые необходимы в ЧС. Если органы государственной власти субъектов РФ не имеют достаточных сил и средств для проведения всех мероприятий, связанных с возникновением ЧС, то они вправе обратиться за помощью к Правительству РФ, но в обязанности этих органов все же входят самостоятельное финансирование указанных мероприятий, хотя законом предусмотрено финансирование и из федерального бюджета. В силы и средства входят аварийно-спасательные службы, формирующиеся с учетом обеспечения работы в автономном режиме не более трех суток, они находятся в состоянии постоянной готовности. Чтобы экстренно среагировать на возникшую ЧС эти силы, по согласованию с их органами управления, могут привлекаться к работе в ЧС Министерством РФ по делам ГО и ЧС. Вооруженные силы РФ и все воинские формирования составляют специально подготовленные силы и средства и подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему, Президенту РФ. В то же время руководство организаций и объектов в праве создавать свои нештатные аварийно-спасательные формирования, участвующих во всех необходимых работах в ЧС.

4. Эту задачу можно пояснить так: обеспечивается поток информации между этой системой и другими объектами и организациями, т.е. РСЧСсобирает, обрабатывает и обменивается сведениями, касающимся защите населения и территорий РФ от ЧС и предоставляет их по запросу. Информационное обеспечение, необходимое для учета данных, фиксирования возникновения ЧС в определенных регионах и в целом функционирования РСЧС,играет важную роль. Помогают в этом Управление в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам ГО и ЧС, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, органов управления по делам ГО и ЧС. Осуществляется взаимное информирование с помощью средств связи и передачи данных. Порядок сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера своим постановлением № 334 от 24 марта 1997 г. определило Правительство РФ. Сведения управлений, информационных центров должны быть полезными для деятельности РСЧС, т.е. содержать прогнозы или конкретную информацию уже возникшей ЧС, о ее последствиях для населения и соответственной территории, безопасности на них. Необходимы также данные о том, какие меры и действия принимают предприятия, организации, учреждения, органы местного самоуправления и вообще органы власти, чтобы предупредить и ликвидировать в случае возникновения ЧС, что собственно и является целью сбора и обмена информацией в этой области. Население информируется об угрозе возникновения ЧС своевременно с помощью специальных постоянно действующих органов управления, в чьи обязанности это входит. В системе информирования также действует некоторый принцип иерархичности, потому что организации информируют органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти Министерства РФ по делам ГО и ЧС. Таким образом, осуществляется стройная система информирования. Данное Министерство связывает воедино всю работу этих органов и организаций по сбору и обмену информацией, и сама собирает и обрабатывает сведения по защите людей и местности от ЧС. Министерство информирует Правительство о ЧС всех масштабов и действиях по их ликвидации, учитывает все ЧС, а также каждый год предоставляет доклад Правительству о защите людей и территории от ЧС. В полномочия органов государственной власти субъектов РФ входят все меры по взаимному информированию и оповещению населения, основным способом которого является передача сообщения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС по радио и телевидению, в основном содержащие требование обладать спокойствием и порядок действий и правила поведения в ЧС. Если подробнее рассмотреть ситуацию на предприятиях, необходимо заметить, что по запросу предоставляется информация и сведения по вопросу обеспечения безопасности работников и соответствующей территории, а при угрозе им должны быть задействованы системы оповещения.

5. Под этой задачей понимается обучение населения способам и действиям, направленным на сохранение собственной жизни, здоровья и поддержания порядка в сложившейся обстановке. Порядок подготовки определяет Правительство РФ во главе с Премьер--министром, которые ответственны за состоянием гражданской обороны в стране. Население подготавливается во всех организациях, на объектах экономики, в образовательных учреждениях различного уровня и по месту жительства, где этим занимается жилищно-коммунальные отделы. Все специалисты и в целом силы РСЧС подготавливаются в учреждениях среднего, высшего образования, а в дальнейшем они могут повышать свою квалификацию в специальных учреждениях и на курсах, центрах и в той организации, где работают. А 24 июля 1995 г. было издано постановление Правительства РФ № 738 «О порядке подготовки населения к действиям в условиях ЧС», разделившее все население РФ на категории, обучаемые действиям в ЧС, способам защиты, в зависимости от и социальной роли и статуса. В первую категорию вошли все неработающие граждане, т.е. дети дошкольного возраста, пенсионеры, инвалиды. Они изучают вопросы безопасности деятельности и деятельности в ЧС благодаря средствам массовой информации, специальным книгам, научно-популярным журналам. Вторую категорию составляют все учащиеся различных образовательных учреждений, изучающие вопросы организации ГО и ЧС в соответствии с учебным планом, количеством часов изучения и рабочим программам. Граждане, работающие в организациях, учреждениях, объектах экономики рассматривают эти же вопросы на своих рабочих местах, ответственный за обучение непосредственно руководитель.

6. Эта задача является очень важной, так как, не спрогнозировав и не оценив последствия ЧС, государство просто не имеет возможности разработать адекватный план её ликвидации.

7. Особенность этой задачи состоит в том, что резервы финансовых и материальных ресурсов должны быть созданы заблаговременно. Правительство формирует резервный фонд, который определяется федеральным бюджетом. Точно также резервы формируются в субъектах РФ и на местах. Федеральные органы исполнительной власти составляют резервы ведомственного характера. Организации формируют эти фонды за счет собственных средств.

8. Контроль осуществляют службы, наблюдающие за состоянием территории, за состоянием здоровья людей, подвергающихся риску. Здесь же участвует Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, группы и службы, участвующие в контроле над качеством пищевого сырья, продуктов питания; геофизические службы РАН, по гидрометеорологии и исследованию окружающей среды, по атомной энергии, а также специальные учреждения ГО.

9. Понятие «ликвидация ЧС» включает в себя определенные действия, направленные на проведение спасательных, аварийных работ, прокладка путей и устройство проездов в завалах для движения техники, закрепление и обрушение каких-либо конструкций, которые в перспективе могут обвалиться, временное восстановление линий связи и коммунально-энергетических сетей и других работ, имеющих целью спасти жизни людей, их здоровье, сохранить материально-культурные ценности, обнаружения, обезвреживания и уничтожения не взорвавшихся боеприпасов, а также по возможности минимизировать зоны ЧС. Зоны ЧС - это часть территории РФ, где возникла ЧС. Вся территория РФ включающая в себя землю, воду, воздушные пространства, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, находится под защитой ФЗ. Ликвидируют ЧС штатные формирования, т.е. войска ГО, МВД, связи и химические войска, службы МПС, морского флота РФ, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ветеринарные и службы, охраняющие растения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, службы медицины, катастроф, спасательные и восстановительные отряды, отряды МЧС и другие формирования. На добровольной основе, но с согласия органа исполнительной власти могут действовать и внештатные службы. Все вышеуказанные формирования могут быть военизированными или не быть таковыми. Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право обращения в вышестоящие комиссии по ЧС, в случае нехватки собственных сил и средств, за помощью. Если и этой помощи недостаточно, то федеральные органы исполнительной власти также оказывают недостающую помощь. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств для ее ликвидации образуется Правительственная комиссия.

10. РСЧС оказывает необходимую медицинскую, материальную, правовую, гуманитарную и иную помощь и поддержку пострадавшему населению.

11. Правовая поддержка выражается, прежде всего, в реализации прав и обязанностей населения и в частности тех, кто принимал участия в ликвидации ЧС. Гражданин РФ имеет право на защиту жизни, своего здоровья и личного имущества в ЧС, а также возмещение ущерба, причиненного ему. При непосредственной ликвидации ЧС гражданин РФ вправе пользоваться любым имуществом, предназначенных для этих целей, и средствами коллективной и личной защиты. Неотъемлемым правом является и право на информацию о последствиях, которые ждут человека, пребывающего в зоне ЧС, а также о мерах защиты. Граждане могут лично или коллективно обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, по интересующим их вопросам, это их конституционное право. Никем не запрещено их участие в ликвидации ЧС и ее последствий, но по установленным правилам. Люди, пострадавшие или находившиеся в зоне ЧС имеют право на медицинскую, гуманитарную и иную помощь, на льготы и компенсацию участвующим в ликвидации ЧС, возмещение ущерба и бесплатное государственное страхование. Гражданин РФ имеет право на пенсионное обеспечение, если он потерял трудоспособность или кормильца семьи в ходе осуществления обязанностей по ликвидации ЧС, защите населения и территории.

Обязанностей у гражданина РФ намного меньше, чем прав в этой сфере, что указывает на необходимость их исполнения.

Гражданин обязан соблюдать все законы в области защиты населения и территории от ЧС, издаваемые в РФ. Он должен быть крайне осторожен как дома, так и на производстве и выполнять все требования безопасности, не нарушая соответствующих правил, для чего гражданину необходимо быть грамотным в этой области знаний. Человек должен уметь оказать первую помощь пострадавшему, уметь защитить себя с помощью специальных коллективных и индивидуальных средств. Такие знания можно получить в образовательном учреждении, в организации и с помощью средств массовой информации, что обязывает человека самосовершенствоваться в этом. Гражданин обязан вести себя в ЧС так, как это требуют правила и при недостатке сил и средств помочь в каких-либо неотъемлемых работах.

12. Важно заметить, что РСЧС сотрудничает с подобными организациями в других странах, совместно решаются вопросы спасения и защиты людей от ЧС. Если необходим обмен данными с иностранными государством, то это осуществляется в соответствии с международными договорами.

 

Структура РСЧС

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне -Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном уровне(в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на местном уровне(в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне -комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне —МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне —региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном и местном уровнях —соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне -структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Cилы и средства РСЧС(ГОСТ Р 22.0.02-94 пункт 2.2.14) - силы и средства территориальных и функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Силы и средства ликвидации ЧС предназначены для выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля:

- службы (учреждения) организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

- ветеринарная служба Минсельхоза и продовольствия РФ;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;

- геофизические службы РАН, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Минатомэнерго России;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в состав сил и
средств ликвидации чрезвычайных ситуацийвходят:

- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;

- формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры Федеральной службы речного флота России), других федеральных органов исполнительной власти.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера могут привлекаться силы и средства гражданской обороны в порядке, установленном федеральным законодательством.

В состав правительственных комиссий включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи правительственных комиссий:

- формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесённым к её компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство РФ;

- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территорий страны от ЧС;

- проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

- определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;

- разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территорий страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ;

- координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФи органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально--экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);

- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в её состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Задачи объектовых КЧС:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.



2015-11-27 12149 Обсуждений (0)
Назначение, основные задачи и структура РСЧС 5.00 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)