Мнения Греков и Римлян о гениях или духах
П одобно восточным народам, древние Греки и Римляне верили в существование двух родов гениев или духов — добрых, бла- годетельных и злых, зловредных. Они верили, что каждому человеку при самом рождении дается богами два гения или духа — добрый и злой, что добрый гений побуждает человека к добру, злой совращает его ко злу; первый заботится о его счастье и благополу- чии, второй вовлекает его в худые дела, соблазняет к безнравствен- ной жизни и подвергает его несчастьям. Греки и Римляне верили далее, что не только частные лица, но и каждый дом, каждый город, каждая провинция имеют своих гениев. Эти, последнего рода гении, т. е. гении, приставленные к домам, го- родам, провинциям, считались добрыми, благодетельными, благо- творными, достойными почитания 1 . Гениям приносимы были в жертву цветы, фимиам, кушанья и вино 2 ; именем гениев клялись 3 . Тертуллиан говорит, что у Греков и Римлян считалось великим преступлением нарушать клятву, дан- ную во имя гения царского 4 . Часто встречается на Римских монетах надпись: Genio populi Romani, т. е. гений народа Римского. Когда Римлянин или Грек приходил в чужую землю, то прежде всего он непременно приветствовал гения этой страны, обращаясь к нему с молитвой, и приносил ему жертву. То же самое повторялось и при удалении из страны, — при этом уходивший из страны почтительно целовал землю 5 . Не было ни одного государства, провинции, ни одного города, ни одних ворот, и ни одного общественного или частного здания, кото- рые бы не имели своего гения 6 . Гений дается также богами каждому человеку и руководит его во всем со дня рождения и до гробовой доски: «Так как, говорит Сене- ка, наши предки верили, что каждому из них дан богами в руково-
Antiquitée expliquée, T. I; Horat. Lib. I, Epist. 7.94: Quod te per Genium, dextramque Deosque Penates, / Obsecto et obtestor. Stac. Lib. V, Syl. I, 73: Dum cunctis supplex advolveris aris, / Ei mitem Genium Domini praesentis adoras. Perseus. Satyr. II, v. 3: fundo merum Genio. Senec. Epist. 12: U. Villicus jurat per Genium meum, se omnia fecisse. Tertull. Apol., c. 23: Citius apud vos per omnes Deos, quam per unicum Genium Caesaris per- juratur. Ovid. Methamorph., Lib. XIII, v. 421: Troja vale, rapimur, clamant; dant oscula terrae / Troades. Prudent., Contra Symmach: Quamquam cur Genium Romae, mihi fingitis unum? / Cum portis, domibus; thermis, stabulis solentis / Assignare suos Genios.
79
дители гений, то каждый человек, по их мнению, имеет своего ге- ния» 1 . «Гений есть бог, говорит другой писатель, — под защитой ко- торого каждый живет с самого своего рождения… он находится при человеке до последнего дня его жизни» 2 . Признавая этих гениев (т. е. охраняющих царства, провинцию, города, дома и людей) благодетельными, добрыми, Греки и Рим- ляне оказывали им, как своим домашним богам, суеверное, идоло- поклонническое почитание; молились им и приносили жертвы, сос- тоявшие из благовония, пищи, меда, вина и т. п.; не приносили им только кровавых жертв3 . Греки и Римляне верили еще, что демоны любят воскурения и жертвенную кровь, пение и женское общество, что они по временам тревожат известные места и здания. И потому Греки и Римляне при- носили жертвы и злым гениям, или демонам, с тем, чтобы задоб- рить их. Порфирий, неоплатоник, не задумываясь, утверждает, что демо- ны страстно желают, чтобы их считали богами, и что их воздухооб- разным телам весьма нравится запах и дым крови и жира живот- ных, приносимых им в жертву4 . Так раccуждает об этом и Ямвлих. Но из этих рассуждений Порфирия и Ямвлиха вовсе не видно, от- куда известно Порфирию, что тела демонов воздухообразны, что они любят принесение в жертву животных и пр. Их свидетельство важно только в том отношении, что доказывает веру Греческой и Римской массы в гениев. И как масса не имела оснований для утверждения своих верований и не знала источников, из которых возникло это верование в гениев, так Ямвлих и Порфирий не могли утвердить своих мнений о духах на разумном основании. Все гении неоплато- ников вообще и в частности Порфирия и Ямвлиха — произведение их собственной жалкой фантазии, мистически настроенной. Все их произведения о гениях в частности и о религии вообще не иное что, как жалкое стремление противопоставить свои теософические и теур- гические тенденции быстро развивающемуся христианству. «Неопла- тоники, говорит Швеглер, обнаруживали очевидное стремление соз- дать, как языческое соответствие христианству, такую философию, которая бы могла быть в тоже время универсальной религией» 5 . После этого нисколько не удивительно, что неоплатоники и их по- следователи могли создавать целые миры богов и гениев, чтобы до- биться только до желаемых результатов.
Senec., Epist. 110. Censorin. De Die Natali, c. 3. Censorin. De Die Natali, c. 2: Forsitan quis quaerat, quid causae sit, ut merum fundendum sit genio, non hostiam faciendam putaverint… Scilicet ut die natali munus annale genio solverent, manum a coede ac sanguine abstinerent. Vide Taffin de Anno Saecul. Porphyr, Apud. Euseb. de praepar Euang., Lib. IV, c. 5. История философии древней, соч. Швеглера, пер. под ред. Юркевича, стр. 156-157.
80
Чтобы определить, что за новосозданные гении или посредники, составлены были целые генеалогии, подробные описания характера деятельности гениев, их свойств и явлений, о которых сейчас будем говорить. Так составилась систематическая вера в гениев у древних народов язычества.
∆ ∆ ∆
ГЛАВА III
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |