Народы, Греки и Римляне?
Г редниками между богом и людьми. Они всегда считались добрыми как по природе, так и по тем свойствам нравст- венным, какие гении необходимо обнаруживали при своих отно- шениях к миру вообще и к людям в частности. Добрые гении наб- людали за нормальным течением явлений природы, охраняли зако- ны природы и стихии, времена года, жизнь земли и пр. Напр. Шень, или гении Китайцев, заведовали временами года, стихиями и пр. Каждая вещь, по мнению Персов, имела своего феруера, или гения. Словом, весь мир подлежал наблюдению гениев, которые заботи- лись о его благе. Но особенному смотрению, особенному промыш- лению гениев предоставлен был человек; они особенно заботятся о его благоденствии; они слишком внимательны и спешат на помощь, как думают Шаманы, ко всем просящим. С самого рождения, как ду- мают Персы, Египтяне и другие, назначается человеку гений-хра- нитель, который охраняет жизнь человека до гробовой доски. Да- лее, гении заботились о развитии человека, о его благополучном здо- ровье и проч. Как бы, впрочем, и в чем бы ни выражались добро- детели гениев, во всяком случае, это были добрые гении, которые пеклись о благе мира и человека. Как противоположность добрым гениям, религиозное сознание древних создало другого рода гениев — злых, которые разрушали или, по крайней мере, стремились разрушить все то, что охраняли добрые гении. Разрушительные действия, беспорядки в природе, зловредные явления, заразительный воздух, вредоносное поветрие, моровые язвы, разнообразные болезни, голод и проч., растление нравственности, пороки и пр. — все это действия злых духов, или злых гениев. Вот тот вид, то обнаружение, в котором раскрывалась и выра- жалась нравственная деятельность гениев добрых и злых. Что же касается того, в каком образе гении являлись лично, то это зависело от того, как смотрели древние на природу гениев. Одни представ- ляли их в образе птиц, другие в виде животных и т. д. Словом, это зависело от того, как смотрели древние на сущность или природу божественного. Религиозное сознание древних облекало своих ге- ниев в такие формы, какие лучше всего соответствовали природе гениев. Представители религии природы не отличали духовных сил от вещественных, духа от материи, те и другие силы в их представ- лении смешивались. И потому, как ни стараются прикрыть это за-
конодатели или составители религиозной догматики древних, духи или гении все-таки не более, как силы природы. Как ни тонки и неу- ловимы духи, по мнению Кхун-цзы, или Конфуция, но они являют- ся только в телесных формах существ по тому самому, что сущность духов действительна; она может выражаться не иначе, как под фор- мой какого-либо существа, не более. Все религиозное миросозерца- ние Китайцев показывает, что их духи или гении суть силы при- роды. Небо и земля — начала всего сущего, по мнению Китайцев; а после этого и духи или гении — силы природы, выражающие свои свойства и действия в явлениях природы. Все феруеры Персов суть божественные мысли или формы и не только заключаются во всех вещах, как их сущность, но сохраняют и поддерживают как роды и виды существ, так и каждое существо порознь. Феруеры суть перво- образы всех возможных существ. Таким образом, феруеры или ге- нии Персов те же, что и у Китайцев, силы природы. Различие толь- ко в том, что феруеры не только механическое соединение движе- ния и покоя, но и божественная идея, воплотившаяся в материи и разнообразно ее движущая. Далее, у Персов борьба добра со злом не что иное, как борьба формы с материей. Но эта борьба объясняется чисто физически, т. е. силой и веществом. Частные дерванды, или злые гении — это семь комет, которые противопоставлены Ари- маном семи Амшаспандам. Далее известно, что Ариман, желая всту- пить в борьбу с Ормуздом, поднялся на небо, но, пораженный ос- лепительным блеском света, он спрыгнул с неба на землю в виде змия. Символ же Аримана постоянный — это тьма; а Ормузда—свет. Других образов для представления Ормузда и подчиненных феруе- ров, Аримана и его сообщников Персидское религиозное сознание не успело создать. Это досталось на долю Египтян и Индийцев, Гре- ков и Римлян. Египтяне изображали своих богов в самых разнообразных видах различных животных. Амун-Кнеф, добрый перводух, изображаем был в виде змия, обвившего мировой шар. Мент, — творец всего, в виде козла, которому приписывали величайшую рождательную си- лу. Дух вообще и высшие божества, как существа духовные, изобра- жались в виде копчика или ястреба и т. д. Божества второго и тре- тьего поколения, которых считали виновниками устроения и благо- состояния общества человеческого, представлялись в образе челове- ческом. Божества и духи Индийцев изображаются в образе человека, но обладают при этом особенной силой и изображаются в колоссаль- ном виде так, что земные предметы кажутся пред ними малыми и ничтожными. Впрочем, некоторые боги по своим в мир видимый явлениям исключаются из этого правила. Так, Вишну десять раз являлся на землю и каждый раз принимал различные виды. В пер- вый раз явился в виде рыбы; во второй в виде черепахи; в третий в виде дикого вепря и т. д. Вообще же боги и духи являются в образе
человека с различными предикатами, которые возвышают богов над людьми, и в этом случае представления Индийцев о божествах, при всей их фантастичности, сходятся с понятиями Греков и Римлян о богах 1 . Ямвлих, ученик Порфирия 2 , упоминает о многих древних сочи- нениях относительно гениев и их явлений. Читая этого писателя, удивляешься тем знаниям, какие приобретены им о природе и явле- ниях гениев. Он так наглядно описывает эти явления, так ясно пред- ставляет психологическое состояние человека при этих явлениях, что кажется, будто Ямвлих сам находился в постоянных дружеских сношениях с гениями. Он утверждает, что явления богов возбуж- дают в человеке радость; явления демонов и героев приводят че- ловека в ужас; души людей, бывших при жизни начальниками, когда являются по смерти, производят болезненное впечатление испуга; явления душ обыкновенных менее неприятны, чем явления героев. Таким образом, по мнению Ямвлиха, состояние духа челове- ческого, при явлениях богов, спокойно и тихо; при явлениях де- монов человек приходит в замешательство, при явлениях героев и начальников в волнение. Когда являлись боги, тогда небо, солнце и луна как бы уничто- жались от блеска света, их сопровождавшего, продолжает Ямвлих; явления же демонов и героев сопровождались весьма слабым све- том. Явления богов поразительно блестящи, явления демонов соп- ровождаются почти тьмою; но еще мрачнее явления героев. На- чальники, занимавшие в этом мире блестящие места, являлись по смерти окруженные светом; а начальники, заведовавшие грубыми вещами, являлись во мраке. Являвшиеся души похожи были на тень. Ямвлих в своем описании этих явлений вдается в такие подробно- сти, что если верить им, то невольно подумаешь, что между ним, богами, демонами и отшедшими душами существовала тесная, внут- ренняя, постоянная связь. Но дело в том, что все рассказываемое Ямвлихом не иное что, как произведение его воображения. Кто сколько-нибудь знаком с философскими тенденциями Ямвлиха, тому эти сказки о явлениях гениев не покажутся странными. Это был мечтатель, и потому его рассказам нельзя верить. «Общая черта всех неоплатонических философов (Ямвлих — неоплатоник), говорит Швеглер, есть наклонность к мечтательности, теософия, теургия. Большая часть из них занималась магией, а наиболее знаменитые хвалились тем, что имели божественные откровения и явления, что прозирали будущность и совершали чудеса» 3 . Очевидно после это- то, что верить словам Ямвлиха мы не имеем никакого основания.
Сведения о гениях восточных народов заимствованы из сочинений: 1. Die Religions-Sys- teme der heidnischen Volker des Orients, P. Stuhr; 2. Китай и его нравы, Иакинфа; 3. Религия и философия Древнего Востока Новицкого и др. Jamblic., Lib. II, cap. 3 & 5. История древней философии Швеглера, перевод с немецкого. М., 1864 г. Стр. 156.
84
Его слова заслуживают внимания и то не вполне только в том, что они характеризуют отчасти веру народа в явления богов. Вид, в каком являлись боги и гении — человеческий, только с раз- личными характеристическими особенностями. Юпитер-громовер- жец, повелитель вселенной, бог богов, представляется всегда могу- чим, сильным. Янус, бог старого и нового годов, с двумя лицами (од- но спереди, другое сзади). Венера — девицей изумительной красо- ты и т. д. Гении, кроме того, что изображались в виде детей и юно- шей, представлялись иногда в виде змей. После этих слов нечего более распространяться о неоплатонизме. Гений Сократа только опровергает и не подтверждает их мнение. Гений Сократа — это инстинктивное стремление разгадать истину, инстинктивное чувство истинного, по которому человек только га- дает об истине, смутно, неопределенно предчувствует истину. Этот факт мог в большей или меньшей мере испытать на себе каждый, особенно в юношеском возрасте. Мы считаем одно явление лож- ным, другое истинным, одно хорошим, другое дурным, а между тем не можем отыскать в уме причины нашего решения, потому ли, что новое представление слишком ново, потому и непонятно, потому ли, что мы не настолько развиты, чтобы найти причину для данного представления. К этому-то гению, или инстинктивному чувствова- нию истинного и доброго, Сократ и обращался, обсуждал этот внут- ренний голос истинного и доброго, уяснял новое понятие и находил причины утверждения понятия. Это совет ума, как некоторые го- ворят, с самим собою. Этим только и можно объяснить недостатки в философствовании и жизни Сократа. Напротив, если допустить, что ему являлся гений, то будет понятно, каким образом Сократ оши- бался так же в философии и жизни, как и другие умные люди. Да Сократ и сам не говорит, что ему гений являлся и что он видел этого гения. А выражение неоплатоников то, что Сократ видел гения ду- ховными очами, ничего не доказывает. Неоплатоники говорят, что им были божественные откровения и явления, но кто же поверит им? «Странно, говорит г. Хотинский, что подобные вздоры (т. е. рас- сказы о духах, их нравах и пр., заимствованные у Порфирия и Ямв- лиха и др.) имеют в себе много привлекательного не только для праздного любопытства необразованной толпы, но и для человека, специально преданного изучению наук. Когда я рылся в пыли фо- лиантов парижской императорской библиотеки, то по целым дням не мог оторваться от варварских страниц какого-нибудь Альберта Великого, Красного Дракона, Энхиридиона папы Льва III, или Ред- жинальда Скотта. Но едва ли не любопытнее прочих известная «Черная книга чародеев», приписываемая доктору Фаусту; эта кни- га озаглавляется так: «Mirakel, Kunst und Wunder-Buch, oder der Schwarze Rabe, auch der dreifache Höllenzwang benannt». В этом Чер- ном Вороне записаны все формулы вызывания духов, адрес-кален-
дарь темных сил и расписание, кто из демонов какого нрава, как и где проводит время. Даже малейшие привычки подземных жителей описаны в Черном Вороне, как будто составитель его долгое время жил в самой короткой связи с Люцифером и его адскими сотовари- щами. Мало того: вы можете найти свидетельства, что адский вла- детель зимою 1626 года проживал в Милане под именем герцога Мамона и тратил там страшную кучу денег. Ученый доктор Лоти- хиус лично был знаком с ним и часто являлся к нему на обеды и вечера. Потом нечистый посетил в 1669 г. Швецию, где захворал от сильной простуды, его вылечили кровопусканиями; но уверяют, что здоровье его совершенно поправится разве по прошествии только тысячелетий» 1 . Может ли быть что-нибудь нелепее этой галиматьи, а между тем очень многие и очень умные люди верили, что все рассказы Чер- ного Ворона несомненно верны, потому что тогда такова была об- щая настроенность. Великий реформатор, учение которого поколе- бало многие средневековые предрассудки, Лютер, сам искренне убежден был, что ему являлся демон, в которого он бросил свою чернильницу. Дело было в Виттенберге, где и до сих пор показывают чернильное пятно и считают невежами тех, которые осмеливаются сомневаться в достоверности факта, что и случилось с г. Хотинским, по его словам. Меланхтон, друг и товарищ Лютера на реформаторском попри- ще, от природы холодный и очень серьезный мыслитель, уступав- ший Лютеру только в энергичности и горячести, говорит 2 , что он не раз видел привидения и несколько раз с ними беседовал; а Иероним Кардан уверяет 3 , что его отец Фассий видел демонов всегда, когда только хотел этого. Если же такие дельные головы, как Лютер и Меланхтон, так жестоко заблуждались, то о предрассудках и суеве- риях большинства толпы и говорить нечего.
Рассказы о темных предметах, соч. М. Хотинского. СПб., 1861. Стр. 436-441. Lib. de anima. Hieron. Cardan. I, 8 De variet rerum, c. 34.
ГЛАВА IV
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |