Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народы, Греки и Римляне?



2015-11-27 531 Обсуждений (0)
Народы, Греки и Римляне? 0.00 из 5.00 0 оценок




 


Г


редниками между богом и людьми. Они всегда считались


добрыми как по природе, так и по тем свойствам нравст-


венным, какие гении необходимо обнаруживали при своих отно-


шениях к миру вообще и к людям в частности. Добрые гении наб-


людали за нормальным течением явлений природы, охраняли зако-


ны природы и стихии, времена года, жизнь земли и пр. Напр. Шень,


или гении Китайцев, заведовали временами года, стихиями и пр.


Каждая вещь, по мнению Персов, имела своего феруера, или гения.


Словом, весь мир подлежал наблюдению гениев, которые заботи-


лись о его благе. Но особенному смотрению, особенному промыш-


лению гениев предоставлен был человек; они особенно заботятся о


его благоденствии; они слишком внимательны и спешат на помощь,


как думают Шаманы, ко всем просящим. С самого рождения, как ду-


мают Персы, Египтяне и другие, назначается человеку гений-хра-


нитель, который охраняет жизнь человека до гробовой доски. Да-


лее, гении заботились о развитии человека, о его благополучном здо-


ровье и проч. Как бы, впрочем, и в чем бы ни выражались добро-


детели гениев, во всяком случае, это были добрые гении, которые


пеклись о благе мира и человека.


Как противоположность добрым гениям, религиозное сознание


древних создало другого рода гениев — злых, которые разрушали


или, по крайней мере, стремились разрушить все то, что охраняли


добрые гении. Разрушительные действия, беспорядки в природе,


зловредные явления, заразительный воздух, вредоносное поветрие,


моровые язвы, разнообразные болезни, голод и проч., растление


нравственности, пороки и пр. — все это действия злых духов, или


злых гениев.


Вот тот вид, то обнаружение, в котором раскрывалась и выра-


жалась нравственная деятельность гениев добрых и злых. Что же


касается того, в каком образе гении являлись лично, то это зависело


от того, как смотрели древние на природу гениев. Одни представ-


ляли их в образе птиц, другие в виде животных и т. д. Словом, это


зависело от того, как смотрели древние на сущность или природу


божественного. Религиозное сознание древних облекало своих ге-


ниев в такие формы, какие лучше всего соответствовали природе


гениев. Представители религии природы не отличали духовных сил


от вещественных, духа от материи, те и другие силы в их представ-


лении смешивались. И потому, как ни стараются прикрыть это за-

 



 


конодатели или составители религиозной догматики древних, духи


или гении все-таки не более, как силы природы. Как ни тонки и неу-


ловимы духи, по мнению Кхун-цзы, или Конфуция, но они являют-


ся только в телесных формах существ по тому самому, что сущность


духов действительна; она может выражаться не иначе, как под фор-


мой какого-либо существа, не более. Все религиозное миросозерца-


ние Китайцев показывает, что их духи или гении суть силы при-


роды. Небо и земля — начала всего сущего, по мнению Китайцев; а


после этого и духи или гении — силы природы, выражающие свои


свойства и действия в явлениях природы. Все феруеры Персов суть


божественные мысли или формы и не только заключаются во всех


вещах, как их сущность, но сохраняют и поддерживают как роды и


виды существ, так и каждое существо порознь. Феруеры суть перво-


образы всех возможных существ. Таким образом, феруеры или ге-


нии Персов те же, что и у Китайцев, силы природы. Различие толь-


ко в том, что феруеры не только механическое соединение движе-


ния и покоя, но и божественная идея, воплотившаяся в материи и


разнообразно ее движущая. Далее, у Персов борьба добра со злом не


что иное, как борьба формы с материей. Но эта борьба объясняется


чисто физически, т. е. силой и веществом. Частные дерванды, или


злые гении — это семь комет, которые противопоставлены Ари-


маном семи Амшаспандам. Далее известно, что Ариман, желая всту-


пить в борьбу с Ормуздом, поднялся на небо, но, пораженный ос-


лепительным блеском света, он спрыгнул с неба на землю в виде


змия. Символ же Аримана постоянный — это тьма; а Ормузда—свет.


Других образов для представления Ормузда и подчиненных феруе-


ров, Аримана и его сообщников Персидское религиозное сознание


не успело создать. Это досталось на долю Египтян и Индийцев, Гре-


ков и Римлян.


Египтяне изображали своих богов в самых разнообразных видах


различных животных. Амун-Кнеф, добрый перводух, изображаем


был в виде змия, обвившего мировой шар. Мент, — творец всего, в


виде козла, которому приписывали величайшую рождательную си-


лу. Дух вообще и высшие божества, как существа духовные, изобра-


жались в виде копчика или ястреба и т. д. Божества второго и тре-


тьего поколения, которых считали виновниками устроения и благо-


состояния общества человеческого, представлялись в образе челове-


ческом.


Божества и духи Индийцев изображаются в образе человека, но


обладают при этом особенной силой и изображаются в колоссаль-


ном виде так, что земные предметы кажутся пред ними малыми и


ничтожными. Впрочем, некоторые боги по своим в мир видимый


явлениям исключаются из этого правила. Так, Вишну десять раз


являлся на землю и каждый раз принимал различные виды. В пер-


вый раз явился в виде рыбы; во второй в виде черепахи; в третий в


виде дикого вепря и т. д. Вообще же боги и духи являются в образе

 

 



 


человека с различными предикатами, которые возвышают богов над


людьми, и в этом случае представления Индийцев о божествах, при


всей их фантастичности, сходятся с понятиями Греков и Римлян о


богах 1 .


Ямвлих, ученик Порфирия 2 , упоминает о многих древних сочи-


нениях относительно гениев и их явлений. Читая этого писателя,


удивляешься тем знаниям, какие приобретены им о природе и явле-


ниях гениев. Он так наглядно описывает эти явления, так ясно пред-


ставляет психологическое состояние человека при этих явлениях,


что кажется, будто Ямвлих сам находился в постоянных дружеских


сношениях с гениями. Он утверждает, что явления богов возбуж-


дают в человеке радость; явления демонов и героев приводят че-


ловека в ужас; души людей, бывших при жизни начальниками,


когда являются по смерти, производят болезненное впечатление


испуга; явления душ обыкновенных менее неприятны, чем явления


героев. Таким образом, по мнению Ямвлиха, состояние духа челове-


ческого, при явлениях богов, спокойно и тихо; при явлениях де-


монов человек приходит в замешательство, при явлениях героев и


начальников в волнение.


Когда являлись боги, тогда небо, солнце и луна как бы уничто-


жались от блеска света, их сопровождавшего, продолжает Ямвлих;


явления же демонов и героев сопровождались весьма слабым све-


том. Явления богов поразительно блестящи, явления демонов соп-


ровождаются почти тьмою; но еще мрачнее явления героев. На-


чальники, занимавшие в этом мире блестящие места, являлись по


смерти окруженные светом; а начальники, заведовавшие грубыми


вещами, являлись во мраке. Являвшиеся души похожи были на тень.


Ямвлих в своем описании этих явлений вдается в такие подробно-


сти, что если верить им, то невольно подумаешь, что между ним,


богами, демонами и отшедшими душами существовала тесная, внут-


ренняя, постоянная связь. Но дело в том, что все рассказываемое


Ямвлихом не иное что, как произведение его воображения. Кто


сколько-нибудь знаком с философскими тенденциями Ямвлиха, тому


эти сказки о явлениях гениев не покажутся странными. Это был


мечтатель, и потому его рассказам нельзя верить. «Общая черта всех


неоплатонических философов (Ямвлих — неоплатоник), говорит


Швеглер, есть наклонность к мечтательности, теософия, теургия.


Большая часть из них занималась магией, а наиболее знаменитые


хвалились тем, что имели божественные откровения и явления, что


прозирали будущность и совершали чудеса» 3 . Очевидно после это-


то, что верить словам Ямвлиха мы не имеем никакого основания.

 



Сведения о гениях восточных народов заимствованы из сочинений: 1. Die Religions-Sys-


teme der heidnischen Volker des Orients, P. Stuhr; 2. Китай и его нравы, Иакинфа; 3. Религия и


философия Древнего Востока Новицкого и др.



Jamblic., Lib. II, cap. 3 & 5.

История древней философии Швеглера, перевод с немецкого. М., 1864 г. Стр. 156.

 

84


 


Его слова заслуживают внимания и то не вполне только в том, что


они характеризуют отчасти веру народа в явления богов.


Вид, в каком являлись боги и гении — человеческий, только с раз-


личными характеристическими особенностями. Юпитер-громовер-


жец, повелитель вселенной, бог богов, представляется всегда могу-


чим, сильным. Янус, бог старого и нового годов, с двумя лицами (од-


но спереди, другое сзади). Венера — девицей изумительной красо-


ты и т. д. Гении, кроме того, что изображались в виде детей и юно-


шей, представлялись иногда в виде змей.


После этих слов нечего более распространяться о неоплатонизме.


Гений Сократа только опровергает и не подтверждает их мнение.


Гений Сократа — это инстинктивное стремление разгадать истину,


инстинктивное чувство истинного, по которому человек только га-


дает об истине, смутно, неопределенно предчувствует истину. Этот


факт мог в большей или меньшей мере испытать на себе каждый,


особенно в юношеском возрасте. Мы считаем одно явление лож-


ным, другое истинным, одно хорошим, другое дурным, а между тем


не можем отыскать в уме причины нашего решения, потому ли, что


новое представление слишком ново, потому и непонятно, потому


ли, что мы не настолько развиты, чтобы найти причину для данного


представления. К этому-то гению, или инстинктивному чувствова-


нию истинного и доброго, Сократ и обращался, обсуждал этот внут-


ренний голос истинного и доброго, уяснял новое понятие и находил


причины утверждения понятия. Это совет ума, как некоторые го-


ворят, с самим собою. Этим только и можно объяснить недостатки в


философствовании и жизни Сократа. Напротив, если допустить, что


ему являлся гений, то будет понятно, каким образом Сократ оши-


бался так же в философии и жизни, как и другие умные люди. Да


Сократ и сам не говорит, что ему гений являлся и что он видел этого


гения. А выражение неоплатоников то, что Сократ видел гения ду-


ховными очами, ничего не доказывает. Неоплатоники говорят, что


им были божественные откровения и явления, но кто же поверит


им?


«Странно, говорит г. Хотинский, что подобные вздоры (т. е. рас-


сказы о духах, их нравах и пр., заимствованные у Порфирия и Ямв-


лиха и др.) имеют в себе много привлекательного не только для


праздного любопытства необразованной толпы, но и для человека,


специально преданного изучению наук. Когда я рылся в пыли фо-


лиантов парижской императорской библиотеки, то по целым дням


не мог оторваться от варварских страниц какого-нибудь Альберта


Великого, Красного Дракона, Энхиридиона папы Льва III, или Ред-


жинальда Скотта. Но едва ли не любопытнее прочих известная


«Черная книга чародеев», приписываемая доктору Фаусту; эта кни-


га озаглавляется так: «Mirakel, Kunst und Wunder-Buch, oder der


Schwarze Rabe, auch der dreifache Höllenzwang benannt». В этом Чер-


ном Вороне записаны все формулы вызывания духов, адрес-кален-

 

 



 


дарь темных сил и расписание, кто из демонов какого нрава, как и


где проводит время. Даже малейшие привычки подземных жителей


описаны в Черном Вороне, как будто составитель его долгое время


жил в самой короткой связи с Люцифером и его адскими сотовари-


щами. Мало того: вы можете найти свидетельства, что адский вла-


детель зимою 1626 года проживал в Милане под именем герцога


Мамона и тратил там страшную кучу денег. Ученый доктор Лоти-


хиус лично был знаком с ним и часто являлся к нему на обеды и


вечера. Потом нечистый посетил в 1669 г. Швецию, где захворал от


сильной простуды, его вылечили кровопусканиями; но уверяют, что


здоровье его совершенно поправится разве по прошествии только


тысячелетий» 1 .


Может ли быть что-нибудь нелепее этой галиматьи, а между тем


очень многие и очень умные люди верили, что все рассказы Чер-


ного Ворона несомненно верны, потому что тогда такова была об-


щая настроенность. Великий реформатор, учение которого поколе-


бало многие средневековые предрассудки, Лютер, сам искренне


убежден был, что ему являлся демон, в которого он бросил свою


чернильницу. Дело было в Виттенберге, где и до сих пор показывают


чернильное пятно и считают невежами тех, которые осмеливаются


сомневаться в достоверности факта, что и случилось с г. Хотинским,


по его словам.


Меланхтон, друг и товарищ Лютера на реформаторском попри-


ще, от природы холодный и очень серьезный мыслитель, уступав-


ший Лютеру только в энергичности и горячести, говорит 2 , что он не


раз видел привидения и несколько раз с ними беседовал; а Иероним


Кардан уверяет 3 , что его отец Фассий видел демонов всегда, когда


только хотел этого. Если же такие дельные головы, как Лютер и


Меланхтон, так жестоко заблуждались, то о предрассудках и суеве-


риях большинства толпы и говорить нечего.

 



Рассказы о темных предметах, соч. М. Хотинского. СПб., 1861. Стр. 436-441.

Lib. de anima.

Hieron. Cardan. I, 8 De variet rerum, c. 34.


 


ГЛАВА IV

 




2015-11-27 531 Обсуждений (0)
Народы, Греки и Римляне? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Народы, Греки и Римляне?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)