И злых гениях или духах
ера в добрых гениев, как благодетельные существа, и злых Â гениев, как вредоносные существа, была общей всем древним народам. Она встречается у древних Шаманов, Китайцев, Пер- сов, Египтян, Индийцев и других. На первой ступени развития ре- лигиозного сознания в религиозных убеждениях фетишистов этой веры не встречаем; но как только религия получила более опреде- ленную форму, явилась и вера в добрых и злых гениев. Мы приве- дем здесь взгляд некоторых восточных народов на гениев.
1. Мнение Шаманов. Шаманизм допускает во вселенной действие двух начал — доброго и злого и служит тому и другому. Первое мес- то между божествами занимает Тенгери, источник жизни и всякого добра. Сотворенные им гении представляют олицетворение небес- ных явлений, сил природы, стихий и даже человеческих страстей. Напр. 1. Багатор или Батырь, Тенгери, гений храбрости; 2. Дайсун- тенгери — покровитель войны; 3. Кисаган — защитник и податель победы; 4. Дзол дзаягачи — богиня, дарующая детей и пекущаяся об их счастье и здоровье. Сюда относятся и Иренюсун-сульде, девяносто девять гениев, ко- торые господствуют над горами, реками, пустынями, лесами, зверя- ми и проч. Шаманы считают сульде сколько храбрыми, столько же и внимательными. Поэтому в напевах Шаманских всего чаще слы- шится монолог: «Девяносто девять Тенгеринов! внимайте словам на- шим! Алтай хан, Кунтей хан……… вы, владычествующие повсюду, поспешите к нам!» Будучи по природе добрыми, сульде или тенге- рины ни в каком случае не возбуждают опасения. Они являются лишь там, где нужна их помощь и услуга. К тенгеринам обращают- ся, как к посредникам между богами и людьми, особенно в тех слу- чаях, когда надобно действовать против Чиктуров и других враждеб- ных человеку духов. Напротив, Чиктуры, как естественно злые, питают всегдашнюю вражду к людям и к небу. Их-то Шаманы боятся и вменяют в обя- занность себе укрощать злобу их жертвами и молитвами. Главными местопребываниями их служат ад и пропасти земные, а также пус- тыни, горы, леса, воды и даже жилища людские. Чем ближе они к человеку, тем более стараются вредить ему, или по крайней мере враждебно наблюдать за его действиями и направлять их к своим целям.
Нося общее имя Чиктуров, существа эти делятся на многие виды. Замечательнейшие из класса Чиктуров следующие:
1. Элье; он является в виде коршуна, который, сидя на диком коне, впустивши когти в гриву, мчится стрелою по горам и степям. Явле- ние его — предвестник злополучия. 2. Ада, видимо-невидимо носится в пустынях, среди жилищ; пу- гает людей, возбуждает крамолы и самые неистовые страсти. 3. Албин — существо шутливое. Шатаясь по дебрям и распутьям, он окликает, зажигает ложные огни, представляет фантастические виды, и всем этим вводит людей в обман, сбивает с толку, и застав- ляет блуждать. 4. Кульчин. Это страшилище принимает на себя разные виды и тешится, что являясь там, где его не ожидают, наводит ужас на че- ловека. 5. Бук. Он принадлежит к числу домовых и, поселившись в юрте, ни днем, ни ночью не дает покоя.
Среднее место между добрыми и злыми гениями занимают Он- гоны, т. е. души людей, которые, прославившись в жизни добрыми и злыми деяниями, не прерывают и по смерти своих прежних отно- шений к миру и продолжают действовать то во вред, то в пользу жи- вых. И те из них, которые приняли злое направление, наносят по- ветрия, причиняют тяжкие болезни, губят детей, изнуряют скот; сло- вом, они бич того племени, среди которого водворились1 . Таким образом, Шаманы верили в добрых гениев, которым вве- рено смотрение за всеми частями мира, и которые пекутся о благе мира вообще и в частности о благополучии людей. Злые духи вры- ваются в их области и производят в них беспорядки, обманывают и пугают людей.
2. Мнение древних Китайцев. По мнению Китайцев, звезды суть жилища духов шень (Schin), которые производят влияние на земную жизнь, почему и называются духами жизни. Звезды разделяются на четыре группы по четырем частям света, из которых каждая имеет своего особенного шень; каждый шень управляет не только извест- ной частью звезд, но и частью года и свойственной ему стихией; вос- ток подчинен дракону, который владычествует над эфиром и весной; север таинственному витязю (Hiuen-wu), которому подвластна вода и зима; запад тигру, который господствует над воздухом и осенью: юг красной птице, которая начальствует над огнем и летом. К этим четырем шень принадлежит еще пятый дух земли, пребывающий посредине прочих; ему поклоняются между летом и осенью. Кроме того, каждая из пяти стихий имеет своего шень; а также реки, озера,
Сведения о гениях Шаманов заимствованы из соч. Преосвященного Нила Ярославского: Буддизм… СПб., 1858.
моря, пустыни и проч. имеют своих шень. Между ними есть и злые духи гуи (kuci). Шень постоянно ведут борьбу с собственно злыми духами — гуй.
3. Мнение Персов. Безначальное существо Церуане-акерене изрекло слово: Гоновер — да будет, и этим творческим словом произвело бесконечное множество низших и высших духов, т. е. феруеров. Все существующее должно иметь и имеет своего феруера. Величайшие из этих духов Ормузд, великий творец, и Ариман — зломыслящий. Ормузд — неизмеримая мудрость, его воля свята; он источник всего истинного и доброго. Ормузду противоположен Ариман — корень всего нечистого, злого. Ормузд и феруеры обитают в невидимом не- бе, в жилище блаженных городман. Ариман и его сообщники — в преисподней дуцак, в страшной, мрачной пропасти, находящейся под землею. Духи, покровители всех вещей, суть семь Амшаспан- дов, т. е. бессмертных, святых, и Изеды. Последние подчинены пер- вым. Все месяцы и дни находятся под покровительством Амшаспан- дов и Изедов, даже части дня подчинены особым Изедам. Таким образом, Изеды, как низшие духи, феруеры, занимают и низшие должности; они преимущественно наблюдают за днями и месяца- ми. Должность Амшаспандов, как высших феруеров, гораздо выше и шире. Амшаспанд Баман — хранитель всего животного царства; Ар- дибегешт — хранитель огня; Шаривер — хранитель металлов, Са- пандомада — хранительница земли, плодородия, наук, мудрости и божественного откровения; Кордад — хранитель воды, и Амердад — хранитель растительного царства и стад. Все они подчинены Ормуз- ду, как первому Амшаспанду, который есть защитник, покровитель и споспешник всего истинного, чистого, доброго. Но по мере того, как Ормузд созидал мир, Ариман, в противопо- ложность ему, творил существа враждебные, и благотворному дей- ствию Амшаспандов и Изедов противопоставил вредное и разруши- тельное влияние своих дервандов и девов. Он создал безобразное, недостойное творения, полчище, но числом и могуществом равное Ормуздову воинству. Ормузду противодействовал сам Ариман. Ам- шаспандам и Изедам противодействовали дерванды и девы или ди- вы. Все злое и нечистое в мире физическом и нравственном имеет своего дева, особенно относятся сюда карфестеры, означающие всякое нечистое создание в мире животном. Ариман с своими со- общниками во всей природе распространил зло и нечистоту; пла- нетам он противопоставил зловещие кометы, осквернил стихии: огонь дымом и чадом, воду гадами, воздух зловредными испаре- ниями, землю поражает бесплодием, к растениям примешал яд и тернии, каждому чистому животному противопоставил нечистое, самих людей поразил бедностью, болезнями и смертью и растлил нравственно. Очевидно, что вера Персов, как верование религии реф-
лективной, гораздо выше, чем вера Китайцев в гениев. Формы ре- лигии Китайцев, да вместе и Шаманов, как формы религии при- роды, по развитию своему ниже, чем рефлективная религия Персов. Оттого у Шаманов и Китайцев самые убеждения о гениях слишком поверхностны. Их гении имеют влияние только на видимую приро- ду; их деятельность простирается напр. на болота, леса, горы и т. п. Гении Персов своей деятельностью обнимают не только мир фи- зический, но и нравственный, и особенно имеют влияние на пос- ледний.
4. Мнение Египтян. Кнеф, или творец Мент, взяв часть своего дыхания, соединил его с огнем и другими натурами, произнес неко- торые слова, и явилась тонкая, ему только видимая материя; из нее он образовал многие тысячи демонов, образов его самого, потом смешал другие элементы, воду и землю, произнес менее могущест- венные слова, вдохнул свой дух и произвел множество душ. Он разделил демонов и души, по относительному их достоинству, на 60 классов и разместил их между землею и твердью небесною, в воз- духе, с тем, чтобы они не оставляли своих мест под опасением нака- зания. Этот период не имел определенного продолжения времени потому, что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и определенного времени. Это был самый счастливый период. Но ког- да сила времени, Себа (Кроноса), начала обнаруживать и гибельную сторону своей природы, и когда Себ вступил в борьбу с Оксамосом, который победил и низринул его в тартар, тогда в природе совер- шился переворот, чтобы совершенно очистить землю от происшед- шего в ней замешательства, творческий дух ниспослал на нее потоп, из которого земля вышла в обновленном виде. Для населения очи- щенной земли, миротворящий дух предоставил демонам, ближай- шим к звездам, образовать из оставшейся от миротворения материи различные классы существ, обещая оживить их произведения своим дыханием, и демоны образовали из воздушной материи птиц, из воды рыб, из земли животных диких и домашних, а из холодного остатка пресмыкающихся. Демонам и душам назначены были, по их относительному достоинству, определенные места в воздухе, ко- торые запрещено им было оставлять под опасением наказания. Но демоны, возгордившись своим творением, вышли из повиновения и оставили свои места потому, что покой казался им смертью. Они хо- тели проникнуть в высшие небесные сферы, но от взора Господня тотчас ниспали оттуда в знак Рака. Божество заключило их в фор- мы видимой природы, для их очищения. Их жалобы не имели ус- пеха. Не имея возможности переносить стыда и не внимая божест- венным велениям, они распространили беспорядок и раздор, зло уве- личилось. Стихии, оскверненные нечистотою их, возопили к божест- ву верховному, и оно обещало послать им истечение самого себя. И действительно, чтобы судить живых, и награждать или наказывать
умерших, явились на земле Изида и Озирис и другие боги второго и третьего поколения. Таким образом, демоны Египтян лишаются за свое поведение тех прав, которые были даны им у Персов. Злые действия Аримана и его сообщников естественны потому, что они соединены с понятием о самой природе Аримана, сотворенного с злыми наклонностями и способностями. Напротив, у Египтян демоны сотворены добрыми, но пали за свою гордость и неразумную требовательность и произ- вели в мире много зла. Ариману дана известная доля в управлении миром (во втором и особенно четвертом периоде, когда настанет его владычество). Демоны Египтян лишены этих прав, и если вторгают- ся в чужую область и производят там беспорядки и зло, то посту- пают беззаконно, против законов своей первоначальной природы и против велений верховного бога, который требовал от них правды и чистоты, когда заключил их в вещественные формы для очищения. Поведение демонов, как мы сказали, лишило их тех прав, какими пользуются Амшаспанды и Изеды у Персов. Эти высокие должно- сти и права предоставлены Египтянами божествам. Так, Тату при- писывают всю Египетскую науку; Хасефу письменное искусство и ученость; Имутеф и Негимеу — виновники врачебной науки; Маи и Тафне — божества поэзии; Тме — богиня правды и т. п. Все эти боги в соединении с высшими богами первого и второго поколения участвуют в разных должностях мироправления и господства над живыми существами, а в преисподней, в аментесе, произносят суд над душами умерших людей. Что же касается демонов или духов непадших, которых относи- тельно очень немного, то им предоставлена только одна обязан- ность. Каждый падший дух, нисходя на землю, получает себе в спут- ники и защитники одного непадшего, который и остается при нем во все время, назначенное для удовлетворения за грехи. Из этих замечаний видно, что боги Египетские второго и третьего поколения исправляют обязанности Персидских Амшаспандов и Изе- дов, а вместо дервандов и девов — демоны и души падшие. Перво- божество Египтян представляется выше, чем первобожество Персов потому, что Первое не произвело зла; оно само собою явилось — без участия первобожества, тогда как Церуане-акерене само произвело отрицательную сторону добра в лице Аримана. У Персов силы Ари- мана почти равны силам Ормузда, тогда как у Египтян могущество богов подавляет силы демонов.
6. Мнение Индийцев. Вечный, по истечении времен, восхотел со- общить величие своей природы существам, которые были бы спо- собны участвовать в его блаженстве и служить его величию, и эти существа явились. Он образовал их частью из своей собственной природы, способными к совершенству, а частью, при влиянии ка- честв природы, оставил их с возможностью несовершенства, воз-
можностью делать зло, предоставляя им выбор свободный между тем и другим. Творение это — мир духов, которых Вечный разделил, по различию участия в них качеств природы, на чины и сонмы и над каждым чином поставил главу. Они молились пред престолом Вечного, каждый по своему достоинству, и гармония царствовала на небе. Это блаженство и это прославление Вечного продолжалось бы вечно, если бы Магисасура и Равана, ближайшие к Тримурти духи, по зависти к ней, не отказались повиноваться Вечному и по гордости не захотели сами господствовать. Многие подчиненные духи соблаз- нились их примером. Вечный, разгневанный и опечаленный, пове- лел Браме возвратить возмутившихся духов к повиновению и воз- вестить им в таком случае милость и прощение. Возмутители упор- ствовали в неповиновении. После этого Вечный повелел Сиве, богу смерти и жизни, разрушителю и воссоздателю, низринуть отступ- ников в кромешную тьму — в ондерах, в наказание на 1000 лет. Между тем, как отверженные духи томились в ондерахе, остав- шиеся в повиновении духи не переставали умолять Вечного оказать милость отверженным, — и Вечный, снисходя к мольбам верных духов, дал возможность отверженным возвратиться в первоначаль- ное состояние, к прежнему блаженству, предоставив это их собст- венной воле; средства к возвращению — испытания, истязания. Пос- ле этого Вечный решился создать и создал мир вещественный, ви- димый, потом повелел Вишну сойти в новосозданный мир с тем, чтобы падших духов постепенно переводить из ондераха в мир ве- щественный, в мир наказания, где, заключенные в тела низших тварей, духи должны подвергаться естественным страданиям сооб- разно с их преступлениями. Когда духи пройдут все степени испыта- ния, очищения и оправдания, тогда возвратятся в прежнее состоя- ние. Но не все духи достигнут этого. Вся вселенная, по преобладанию в ней одного из трех качеств природы, разделяется на три мира: 1) на мир света, который подраз- деляется на семь высших областей, или звездных сфер; 2) на мир испытания, мир человеческий, и 3) на мир тьмы, подразделяющий- ся на семь степеней наказания. Мир света населяют бесчисленные добрые духи и восемь стражей восьми стран неба. Мир испытания представляет собою поле борьбы добрых и злых духов; а мир тьмы предопределен для наказания духов падших. Духи злые будут при- обретать все более и более влияния на земле так, что будет исклю- чением тот, кто не прельщен будет ими. И потому, чтобы противо- стоять злым духам и поражать их, добрые духи предстали перед Вечным и умоляли его, устами Вишну, чтобы он нисходил иногда на землю в чувственном виде и ратующим духам помогал своим сове- том и примером против наущения злых духов. Вечный милостиво согласился на их просьбу. Вишну, по мнению Индийцев, уже девять раз являлся с этой целью в мир и еще раз явится. Злые духи или
гении все силы направляют к тому, чтобы поразить добрых; беспо- рядки, разрушения, неустройства в природе суть действия злых ге- ниев. Бедствия, болезни и вообще все несчастья, поражающие чело- века в жизни, следствия грехов низверженных с неба гениев и посланных для наказания в мир вещественный, а также следствия настоящих грехов, совершаемых постоянно человеком по наущению и содействию злых гениев.
∆ ∆ ∆
ГЛАВА II
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |