Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


И злых гениях или духах




 

 


ера в добрых гениев, как благодетельные существа, и злых


Â


гениев, как вредоносные существа, была общей всем древним

народам. Она встречается у древних Шаманов, Китайцев, Пер-


сов, Египтян, Индийцев и других. На первой ступени развития ре-


лигиозного сознания в религиозных убеждениях фетишистов этой


веры не встречаем; но как только религия получила более опреде-


ленную форму, явилась и вера в добрых и злых гениев. Мы приве-


дем здесь взгляд некоторых восточных народов на гениев.

 


1. Мнение Шаманов. Шаманизм допускает во вселенной действие


двух начал — доброго и злого и служит тому и другому. Первое мес-


то между божествами занимает Тенгери, источник жизни и всякого


добра. Сотворенные им гении представляют олицетворение небес-


ных явлений, сил природы, стихий и даже человеческих страстей.


Напр. 1. Багатор или Батырь, Тенгери, гений храбрости; 2. Дайсун-


тенгери — покровитель войны; 3. Кисаган — защитник и податель


победы; 4. Дзол дзаягачи — богиня, дарующая детей и пекущаяся об


их счастье и здоровье.


Сюда относятся и Иренюсун-сульде, девяносто девять гениев, ко-




торые господствуют над горами, реками, пустынями, лесами, зверя-


ми и проч. Шаманы считают сульде сколько храбрыми, столько же


и внимательными. Поэтому в напевах Шаманских всего чаще слы-


шится монолог: «Девяносто девять Тенгеринов! внимайте словам на-


шим! Алтай хан, Кунтей хан……… вы, владычествующие повсюду,


поспешите к нам!» Будучи по природе добрыми, сульде или тенге-


рины ни в каком случае не возбуждают опасения. Они являются


лишь там, где нужна их помощь и услуга. К тенгеринам обращают-


ся, как к посредникам между богами и людьми, особенно в тех слу-


чаях, когда надобно действовать против Чиктуров и других враждеб-


ных человеку духов.


Напротив, Чиктуры, как естественно злые, питают всегдашнюю


вражду к людям и к небу. Их-то Шаманы боятся и вменяют в обя-


занность себе укрощать злобу их жертвами и молитвами. Главными


местопребываниями их служат ад и пропасти земные, а также пус-


тыни, горы, леса, воды и даже жилища людские. Чем ближе они к


человеку, тем более стараются вредить ему, или по крайней мере


враждебно наблюдать за его действиями и направлять их к своим


целям.

 



 


Нося общее имя Чиктуров, существа эти делятся на многие виды.


Замечательнейшие из класса Чиктуров следующие:

 


1. Элье; он является в виде коршуна, который, сидя на диком коне,


впустивши когти в гриву, мчится стрелою по горам и степям. Явле-


ние его — предвестник злополучия.


2. Ада, видимо-невидимо носится в пустынях, среди жилищ; пу-


гает людей, возбуждает крамолы и самые неистовые страсти.


3. Албин — существо шутливое. Шатаясь по дебрям и распутьям,


он окликает, зажигает ложные огни, представляет фантастические


виды, и всем этим вводит людей в обман, сбивает с толку, и застав-


ляет блуждать.


4. Кульчин. Это страшилище принимает на себя разные виды и


тешится, что являясь там, где его не ожидают, наводит ужас на че-


ловека.


5. Бук. Он принадлежит к числу домовых и, поселившись в юрте,


ни днем, ни ночью не дает покоя.

 


Среднее место между добрыми и злыми гениями занимают Он-


гоны, т. е. души людей, которые, прославившись в жизни добрыми


и злыми деяниями, не прерывают и по смерти своих прежних отно-


шений к миру и продолжают действовать то во вред, то в пользу жи-


вых. И те из них, которые приняли злое направление, наносят по-


ветрия, причиняют тяжкие болезни, губят детей, изнуряют скот; сло-


вом, они бич того племени, среди которого водворились1 .


Таким образом, Шаманы верили в добрых гениев, которым вве-


рено смотрение за всеми частями мира, и которые пекутся о благе


мира вообще и в частности о благополучии людей. Злые духи вры-


ваются в их области и производят в них беспорядки, обманывают и


пугают людей.

 


2. Мнение древних Китайцев. По мнению Китайцев, звезды суть


жилища духов шень (Schin), которые производят влияние на земную


жизнь, почему и называются духами жизни. Звезды разделяются на


четыре группы по четырем частям света, из которых каждая имеет


своего особенного шень; каждый шень управляет не только извест-


ной частью звезд, но и частью года и свойственной ему стихией; вос-


ток подчинен дракону, который владычествует над эфиром и весной;


север таинственному витязю (Hiuen-wu), которому подвластна вода


и зима; запад тигру, который господствует над воздухом и осенью:


юг красной птице, которая начальствует над огнем и летом. К этим


четырем шень принадлежит еще пятый дух земли, пребывающий


посредине прочих; ему поклоняются между летом и осенью. Кроме


того, каждая из пяти стихий имеет своего шень; а также реки, озера,

 



Сведения о гениях Шаманов заимствованы из соч. Преосвященного Нила Ярославского:


Буддизм… СПб., 1858.

 



 


моря, пустыни и проч. имеют своих шень. Между ними есть и злые


духи гуи (kuci). Шень постоянно ведут борьбу с собственно злыми


духами — гуй.

 


3. Мнение Персов. Безначальное существо Церуане-акерене изрекло


слово: Гоновер — да будет, и этим творческим словом произвело


бесконечное множество низших и высших духов, т. е. феруеров. Все


существующее должно иметь и имеет своего феруера. Величайшие


из этих духов Ормузд, великий творец, и Ариман — зломыслящий.


Ормузд — неизмеримая мудрость, его воля свята; он источник всего


истинного и доброго. Ормузду противоположен Ариман — корень


всего нечистого, злого. Ормузд и феруеры обитают в невидимом не-


бе, в жилище блаженных городман. Ариман и его сообщники — в


преисподней дуцак, в страшной, мрачной пропасти, находящейся


под землею. Духи, покровители всех вещей, суть семь Амшаспан-


дов, т. е. бессмертных, святых, и Изеды. Последние подчинены пер-


вым. Все месяцы и дни находятся под покровительством Амшаспан-


дов и Изедов, даже части дня подчинены особым Изедам. Таким


образом, Изеды, как низшие духи, феруеры, занимают и низшие


должности; они преимущественно наблюдают за днями и месяца-


ми.


Должность Амшаспандов, как высших феруеров, гораздо выше и


шире. Амшаспанд Баман — хранитель всего животного царства; Ар-


дибегешт — хранитель огня; Шаривер — хранитель металлов, Са-


пандомада — хранительница земли, плодородия, наук, мудрости и


божественного откровения; Кордад — хранитель воды, и Амердад


хранитель растительного царства и стад. Все они подчинены Ормуз-


ду, как первому Амшаспанду, который есть защитник, покровитель


и споспешник всего истинного, чистого, доброго.


Но по мере того, как Ормузд созидал мир, Ариман, в противопо-


ложность ему, творил существа враждебные, и благотворному дей-


ствию Амшаспандов и Изедов противопоставил вредное и разруши-


тельное влияние своих дервандов и девов. Он создал безобразное,


недостойное творения, полчище, но числом и могуществом равное


Ормуздову воинству. Ормузду противодействовал сам Ариман. Ам-


шаспандам и Изедам противодействовали дерванды и девы или ди-


вы. Все злое и нечистое в мире физическом и нравственном имеет


своего дева, особенно относятся сюда карфестеры, означающие


всякое нечистое создание в мире животном. Ариман с своими со-


общниками во всей природе распространил зло и нечистоту; пла-


нетам он противопоставил зловещие кометы, осквернил стихии:


огонь дымом и чадом, воду гадами, воздух зловредными испаре-


ниями, землю поражает бесплодием, к растениям примешал яд и


тернии, каждому чистому животному противопоставил нечистое,


самих людей поразил бедностью, болезнями и смертью и растлил


нравственно. Очевидно, что вера Персов, как верование религии реф-

 

 



 


лективной, гораздо выше, чем вера Китайцев в гениев. Формы ре-


лигии Китайцев, да вместе и Шаманов, как формы религии при-


роды, по развитию своему ниже, чем рефлективная религия Персов.


Оттого у Шаманов и Китайцев самые убеждения о гениях слишком


поверхностны. Их гении имеют влияние только на видимую приро-


ду; их деятельность простирается напр. на болота, леса, горы и т. п.


Гении Персов своей деятельностью обнимают не только мир фи-


зический, но и нравственный, и особенно имеют влияние на пос-


ледний.

 


4. Мнение Египтян. Кнеф, или творец Мент, взяв часть своего


дыхания, соединил его с огнем и другими натурами, произнес неко-


торые слова, и явилась тонкая, ему только видимая материя; из нее


он образовал многие тысячи демонов, образов его самого, потом


смешал другие элементы, воду и землю, произнес менее могущест-


венные слова, вдохнул свой дух и произвел множество душ. Он


разделил демонов и души, по относительному их достоинству, на 60


классов и разместил их между землею и твердью небесною, в воз-


духе, с тем, чтобы они не оставляли своих мест под опасением нака-


зания. Этот период не имел определенного продолжения времени


потому, что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и


определенного времени. Это был самый счастливый период. Но ког-


да сила времени, Себа (Кроноса), начала обнаруживать и гибельную


сторону своей природы, и когда Себ вступил в борьбу с Оксамосом,


который победил и низринул его в тартар, тогда в природе совер-


шился переворот, чтобы совершенно очистить землю от происшед-


шего в ней замешательства, творческий дух ниспослал на нее потоп,


из которого земля вышла в обновленном виде. Для населения очи-


щенной земли, миротворящий дух предоставил демонам, ближай-


шим к звездам, образовать из оставшейся от миротворения материи


различные классы существ, обещая оживить их произведения своим


дыханием, и демоны образовали из воздушной материи птиц, из


воды рыб, из земли животных диких и домашних, а из холодного


остатка пресмыкающихся. Демонам и душам назначены были, по


их относительному достоинству, определенные места в воздухе, ко-


торые запрещено им было оставлять под опасением наказания. Но


демоны, возгордившись своим творением, вышли из повиновения и


оставили свои места потому, что покой казался им смертью. Они хо-


тели проникнуть в высшие небесные сферы, но от взора Господня


тотчас ниспали оттуда в знак Рака. Божество заключило их в фор-


мы видимой природы, для их очищения. Их жалобы не имели ус-


пеха. Не имея возможности переносить стыда и не внимая божест-


венным велениям, они распространили беспорядок и раздор, зло уве-


личилось. Стихии, оскверненные нечистотою их, возопили к божест-


ву верховному, и оно обещало послать им истечение самого себя. И


действительно, чтобы судить живых, и награждать или наказывать

 

 



 


умерших, явились на земле Изида и Озирис и другие боги второго и


третьего поколения.


Таким образом, демоны Египтян лишаются за свое поведение тех


прав, которые были даны им у Персов. Злые действия Аримана и


его сообщников естественны потому, что они соединены с понятием


о самой природе Аримана, сотворенного с злыми наклонностями и


способностями. Напротив, у Египтян демоны сотворены добрыми,


но пали за свою гордость и неразумную требовательность и произ-


вели в мире много зла. Ариману дана известная доля в управлении


миром (во втором и особенно четвертом периоде, когда настанет его


владычество). Демоны Египтян лишены этих прав, и если вторгают-


ся в чужую область и производят там беспорядки и зло, то посту-


пают беззаконно, против законов своей первоначальной природы и


против велений верховного бога, который требовал от них правды и


чистоты, когда заключил их в вещественные формы для очищения.


Поведение демонов, как мы сказали, лишило их тех прав, какими


пользуются Амшаспанды и Изеды у Персов. Эти высокие должно-


сти и права предоставлены Египтянами божествам. Так, Тату при-


писывают всю Египетскую науку; Хасефу письменное искусство и


ученость; Имутеф и Негимеу — виновники врачебной науки; Маи


и Тафне — божества поэзии; Тме — богиня правды и т. п. Все эти


боги в соединении с высшими богами первого и второго поколения


участвуют в разных должностях мироправления и господства над


живыми существами, а в преисподней, в аментесе, произносят суд


над душами умерших людей.


Что же касается демонов или духов непадших, которых относи-


тельно очень немного, то им предоставлена только одна обязан-


ность. Каждый падший дух, нисходя на землю, получает себе в спут-


ники и защитники одного непадшего, который и остается при нем


во все время, назначенное для удовлетворения за грехи.


Из этих замечаний видно, что боги Египетские второго и третьего


поколения исправляют обязанности Персидских Амшаспандов и Изе-


дов, а вместо дервандов и девов — демоны и души падшие. Перво-


божество Египтян представляется выше, чем первобожество Персов


потому, что Первое не произвело зла; оно само собою явилось — без


участия первобожества, тогда как Церуане-акерене само произвело


отрицательную сторону добра в лице Аримана. У Персов силы Ари-


мана почти равны силам Ормузда, тогда как у Египтян могущество


богов подавляет силы демонов.

 


6. Мнение Индийцев. Вечный, по истечении времен, восхотел со-


общить величие своей природы существам, которые были бы спо-


собны участвовать в его блаженстве и служить его величию, и эти


существа явились. Он образовал их частью из своей собственной


природы, способными к совершенству, а частью, при влиянии ка-


честв природы, оставил их с возможностью несовершенства, воз-

 

 



 


можностью делать зло, предоставляя им выбор свободный между


тем и другим. Творение это — мир духов, которых Вечный разделил,


по различию участия в них качеств природы, на чины и сонмы и


над каждым чином поставил главу. Они молились пред престолом


Вечного, каждый по своему достоинству, и гармония царствовала на


небе.


Это блаженство и это прославление Вечного продолжалось бы


вечно, если бы Магисасура и Равана, ближайшие к Тримурти духи,


по зависти к ней, не отказались повиноваться Вечному и по гордости


не захотели сами господствовать. Многие подчиненные духи соблаз-


нились их примером. Вечный, разгневанный и опечаленный, пове-


лел Браме возвратить возмутившихся духов к повиновению и воз-


вестить им в таком случае милость и прощение. Возмутители упор-


ствовали в неповиновении. После этого Вечный повелел Сиве, богу


смерти и жизни, разрушителю и воссоздателю, низринуть отступ-


ников в кромешную тьму — в ондерах, в наказание на 1000 лет.


Между тем, как отверженные духи томились в ондерахе, остав-


шиеся в повиновении духи не переставали умолять Вечного оказать


милость отверженным, — и Вечный, снисходя к мольбам верных


духов, дал возможность отверженным возвратиться в первоначаль-


ное состояние, к прежнему блаженству, предоставив это их собст-


венной воле; средства к возвращению — испытания, истязания. Пос-


ле этого Вечный решился создать и создал мир вещественный, ви-


димый, потом повелел Вишну сойти в новосозданный мир с тем,


чтобы падших духов постепенно переводить из ондераха в мир ве-


щественный, в мир наказания, где, заключенные в тела низших


тварей, духи должны подвергаться естественным страданиям сооб-


разно с их преступлениями. Когда духи пройдут все степени испыта-


ния, очищения и оправдания, тогда возвратятся в прежнее состоя-


ние. Но не все духи достигнут этого.


Вся вселенная, по преобладанию в ней одного из трех качеств


природы, разделяется на три мира: 1) на мир света, который подраз-


деляется на семь высших областей, или звездных сфер; 2) на мир


испытания, мир человеческий, и 3) на мир тьмы, подразделяющий-


ся на семь степеней наказания. Мир света населяют бесчисленные


добрые духи и восемь стражей восьми стран неба. Мир испытания


представляет собою поле борьбы добрых и злых духов; а мир тьмы


предопределен для наказания духов падших. Духи злые будут при-


обретать все более и более влияния на земле так, что будет исклю-


чением тот, кто не прельщен будет ими. И потому, чтобы противо-


стоять злым духам и поражать их, добрые духи предстали перед


Вечным и умоляли его, устами Вишну, чтобы он нисходил иногда на


землю в чувственном виде и ратующим духам помогал своим сове-


том и примером против наущения злых духов. Вечный милостиво


согласился на их просьбу. Вишну, по мнению Индийцев, уже девять


раз являлся с этой целью в мир и еще раз явится. Злые духи или

 

 



 


гении все силы направляют к тому, чтобы поразить добрых; беспо-


рядки, разрушения, неустройства в природе суть действия злых ге-


ниев. Бедствия, болезни и вообще все несчастья, поражающие чело-


века в жизни, следствия грехов низверженных с неба гениев и


посланных для наказания в мир вещественный, а также следствия


настоящих грехов, совершаемых постоянно человеком по наущению


и содействию злых гениев.

 


∆ ∆ ∆


 


ГЛАВА II

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.047 сек.)