I. Лекционные занятия (36 часов)
Предисловие
«Когда на занятиях интересно – учиться легко, учиться хочется».
Процесс интеграции России в рыночную экономику, преобразования в национальной экономике, происходящие в принципиально новых политических и социальных условиях, поставили перед высшей школой ряд качественно новых требований к методологическому обеспечению учебного процесса. Если раньше основным критерием качества экономических кадров была их профессиональная подготовка, то в настоящее время требования здесь значительно расширились. Особенность этих требований состоит в том, что они не являются единственными для всех специальностей, а вырабатываются с учетом особенностей будущей деятельности конкретных специалистов в условиях рыночных отношений. Процесс обучения – это передача знаний, которые проходят через голову и сердце студента, которые в дальнейшем будут формировать поведение, стимулы, реакцию при выполнении определенных действий по достижению поставленных целей в соответствии с функциональными и должностными обязанностями будущего специалиста. И здесь определяющую роль должна сыграть высшая школа путем существенного изменения технологии подготовки соответствующих специалистов. Пути здесь самые разные и один из них – внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, адекватных требованиям рыночных условий хозяйствования. Основными слагаемыми измененного процесса обучения, по мнению авторов данного учебного пособия, являются: - обучение чему-то (а не изучение чего-то); - взгляд в будущее, упор на созидание и воображение; - умение достигать результата; - ориентация на процесс передачи содержания учебной дисциплины; - формирование у студента умения решать проблемы; - активное обучение (закрепление результатов действием); - выполнение преподавателем роли организатора и помощника в процессе обучения. В условиях развития рыночных отношений меняются формы и методы работы учреждений финансово-кредитной системы. Появляются нетрадиционные виды деятельности и источники финансовых ресурсов, новые виды операций и услуг, внедряются прогрессивные информационные технологии, растет количество коммерческих банков, налоговых служб, страховых компаний. Сложность и многогранность финансовой, банковской и страховой деятельности предполагает соответствующий уровень квалификации кадров финансово-кредитных учреждений, их постоянный творческий рост. Факторы, формирующие качество подготовки кадров для финансово-кредитной системы, многообразны. По нашему мнению, наиболее важными из них являются: - качественная разработка рабочих учебных планов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и с учетом особенностей каждой специализации; - формирование пакетов методического обеспечения по специализации; - организация производственной практики; - научно-исследовательская работа студентов; - организация самостоятельной работы студентов; - выбор технологии учебного процесса. Последние два фактора особенно важны, так как в рамках объяснительно-иллюстрированной системы обучения, которая считалась долгое время традиционной, решить задачу подготовки грамотного и инициативного специалиста трудно, поскольку обучаемый в значительной степени пассивен, а обучение носит не столько продуктивный, сколько репродуктивный характер. Один из путей решения этой задачи – моделирование в учебном процессе будущей профессиональной деятельности студентов, которое достигается методическими приемами, получившими название методов активного обучения. Цель данного учебного пособия – помочь студентам, изучающим учебную дисциплину «Страхование», закрепить теоретические знания и овладеть практическими навыками в области страхования. При этом использование активных форм учебных занятий предусматривает максимальную активизацию самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время. Необходимость такого подхода обусловлена большим объемом часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов учебными планами (72 часа), но не подкрепленных учебно-методическими пособиями, а также отсутствием фактического контроля за степенью усвоения учебного материала, за организацией и ходом самостоятельной работы. Устранению указанных недостатков поможет рейтинговая (балльная) оценка знаний студентов, применение которой позволяет: - решить проблемы заинтересованности в подготовке студентов к семинарским и практическим занятиям; - усилить самостоятельность в изучении курса; - нацелить на систематическую работу в течение всего учебного семестра; - упростить текущий контроль успеваемости студентов; - дать более объективную итоговую оценку. Настоящее пособие предназначено для студентов специальности 06.04.00 «Финансы и кредит». Оно также может быть использовано студентами других специальностей и специализаций, изучающих учебную дисциплину «Страхование».
«Страх» (корень термина «страхование») трактуется как «сильное опасенье, тревожное состояние души от грозящего и воображаемого действия» В. Даль ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАХОВАНИЕ» И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция», «Логистика», «Экономическая теория» в число специальных дисциплин включена учебная дисциплина «Страхование», которая преподается в течение семестра в следующем объеме: Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
Цельюизучения дисциплины «Страхование» является формирование у студента целостных представлений о теории и практике страховой деятельности. Основными задачами дисциплины являются: - формирование теоретических знаний в области страхования; - изучение законодательных основ страховой деятельности; - раскрытие специфических особенностей отраслей и видов страхования; - ознакомление с финансовыми основами страховой деятельности; - изучение механизма налогообложения страховых организаций и страхователей; - рассмотрение состояния страхового рынка и определение перспектив его развития; - формирование у студентов практических навыков, необходимых для взаимодействия со страховыми организациями. После изучения дисциплины «Страхование» студент должен: - знать основные понятия и термины, применяемые в страховом деле; общие основы и принципы классификации страховых отношений; виды риска, их характеристику и оценку; организационно-правовые формы и виды страховых компаний, финансовые основы их страховой деятельности; - уметь определить состав и структуру страхового тарифа: нетто- и брутто-ставка; нагрузку, тарифный период, рисковую надбавку; владеть методологическими подходами к построению тарифов по страхованию жизни; - иметь представление о содержании современной страховой политики государства и региона и тенденции развития системы страховых отношений в Российской Федерации; о теории и практике управления риском (риском-менеджмента).
I. Лекционные занятия (36 часов)
Исходной базой для изучения любой учебной дисциплины является программа курса в рамках Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Учебно-методического объединения. Кафедрой «Финансы» РГЭУ «РИНХ» разработана и утверждена программа учебной дисциплины «Страхование», структура которой представлена следующими разделами: Раздел 1.Теоретические основы страхования. Раздел 2.Организация страхового дела в условиях рыночной экономики. Раздел 3.Отраслевые особенности страхования и основные условия их проведения. Раздел 4.Страхование внешнеэкономической деятельности. Организация страхового дела в зарубежных странах. Далее приводится содержание указанных разделов и рекомендуемая литература для изучения тем курса.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАХОВАНИЕ»
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |