Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок чистой конкуренции



2015-12-04 1722 Обсуждений (0)
Рынок чистой конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В экономической литературе рынок чистой конкуренции называюттакже рынком свободной, или совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – такая хозяйственная ситуация, когда производство некоторого продукта ведётся множеством мелких предприятий, каждое из которых производит незначительную долю отраслевого выпуска. Это означает, что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену товара. С другой стороны, на рынке есть множество покупателей и каждый из них в отдельности также не может повлиять на рыночную цену.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего, однородного товара (продукта).

Цена на рынке совершенной конкуренции складывается под воздействием спроса, который формируют все потребители, и предложения, которое формируют все производители.

В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что предпринимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит или уменьшит количество производимой продукции.

Таким образом, отдельные производители вынуждены приспосабливаться к действующей рыночной цене, сравнивая её со своими затратами и выбирая оптимальный объём производства.

По теории цены (микроэкономика) оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции достигается при условии равенства предельных затрат и предельной выручки (причём последняя равна цене продукции).

На рынке, где преобладает совершенная конкуренция, должны соблюдаться следующие условия:

1) рынок состоит из множества конкурирующих продавцов, каждый из которых продаёт стандартизированную однородную продукцию множеству покупателей;

2) каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке продукта, менее 1% продаж за любой данный период времени;

3) фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов, так как не рассматривают их как угрозу своей рыночной доле продаж;

4) информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов;

5) цены предложений товаров равны ценам спроса на эти товары, так что в целом на рынке сумма цен предложения равна сумме цен спроса. Этот признак наиболее точно отражает равновесное состояние рынка;

6) наличие запасов, а также резервных мощностей, гарантирующих бесперебойную торговлю;

7) отсутствие очередей. Очереди «снимаются» с помощью регулирующей функции цен — путем повышения их до уровня, уравновешивающего спрос;

8) изменение цен непосредственно сказывается на спросе и предложении и, наоборот, изменение спроса и предложения ведет к изменению цен;

9) повышение (или снижение) цены на какой-либо товар вызывает повышение (или снижение) цен на другие (или другой) товары, представленные на данном рынке и не используемые в производстве этих товаров;

10) повышение (или снижение) цены на какой-либо товар вызывает повышение (или снижение) цен на товары, интенсивно используемые в его производстве или являющиеся к нему дополнительными;

11) имеется свободный вход и выход как на рынке производителей (продавцов), так и на рынке потребителей (покупателей).

В определении цен имеется полная свобода конкуренции. Цены под воздействием спроса и предложения приближаются к единым ценам на конкретный товар в соответствующем месте и в фиксированный момент времени. Для каждого хозяйствующего субъекта цены заданы рынком, он приспосабливается к этим ценам и вынужден с ними считаться. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по рыночной цене. Продавцы не будут запрашивать цену и ниже рыночной цены, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Чем более совершенным является этот рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же временной момент покупатели платили за один и тот же товар одинаковую цену.

Если рынок данного продукта приближается к рынку совершенной конкуренции, то производитель данного товара выступает в качестве «ценополучателя», так как цена формируется самим рынком. У предприятия полностью отсутствует власть над ценой, оно вынуждено приспосабливаться к этой цене. Роль политики цен в такой ситуации для предприятия ничтожно мала.

Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

На рынке чистой конкуренции не стоит проблема создания конкурентной среды. Она есть. Отсутствует монополия.

Рынок свободной (чистой, или совершенной) конкуренции – самый массовый тип рынка. Его отличительная особенность – наличие множества (более 40) продавцов, а также покупателей какого-либо схожего товара

В реальной действительности на российском рынке чистой конкуренции элементы монополизма присутствуют. Мобильность ресурсов, товаров, поступающих на рынок, по большей части ограничена монополизмом. Это — ограничение торговой наценки, концентрация оптовой сферы, государственные и муниципальные препоны для вхождения на рынок, рэкет и притеснения со стороны мафиозных образований и т.п. Воздействие этих факторов нередко обусловливает выдвижение на первый план неценовой конкуренции в преодолении барьеров монополизации рынка. В этом состоит одна из сложных проблем переходного периода в России.

Для рынка чистой конкуренции особое значение имеет защита прав потребителей. В частности, весьма остро стоит вопрос обеспечения безопасности товаров (работ, услуг). Как отмечалось выше, продавцов на таком рынке много, покупателей тоже много. Поэтому организация должного контроля за качеством и безопасностью товара имеет определенные трудности.

Для рынков такого типа нужны конкретные меры в части финансового контроля, защиты наемных работников, а также предотвращения давления на субъектов рынка рэкета и мафиозных структур.

Для функционирования этого рынка большое значение имеет поддержка малого бизнеса, особенно в период входа на рынок, когда требуются финансовая поддержка, налоговые льготы и т.п.

 

 
 


Р

 

Q

 

Рис. Зависимость цены от спроса на рынке свободной конкуренции

 

К предприятиям, работающим на рынке чистой конкуренции, можно отнести весьма широкую сферу предпринимательской деятельности. В частности, предприятия розничной торговли, не имеющие своего устоявшегося фирменного знака и торгующие массовым однородным стандартным продуктом: овощами и фруктами; картофелем, стандартизированными хлебными изделиями; мясомолочной продукцией, яйцами, специями, сахарным песком; промышленными изделиями, не имеющими завоеванной авторитетной фирменной марки (текстильные, трикотажные, швейные изделия, предметы хозяйственного обихода, строительные материалы, лесоматериалы, массовая продукция металлургической промышленности, большинство продукции малой химии и т.п.).

 



2015-12-04 1722 Обсуждений (0)
Рынок чистой конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок чистой конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)