Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ценообразование во внешнеэкономической деятельности



2015-12-04 6245 Обсуждений (0)
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 5.00 из 5.00 4 оценки




В настоящее время практически все страны мира в той или иной мере принимают участие в международной торговле, образуя международный маркетинг.

Побудительные мотивы выхода на международную торговлю для отдельных стран различны. Это необходимость поступления иностранной валюты, это политика ряда стран в вопросе занятости: для поддержания уровня занятости и оплаты импортируемых товаров, такие страны, как Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Новая Зеландия, продают за рубежом более половины всей выпускаемой ими продукции (больше, чем вывозят США).

Международной торговлей могут заниматься не только отдельные страны, но и отдельные фирмы.

Фирмы к занятию международным маркетингом побуждают следующие факторы:

во-первых, их может подтолкнуть к этому ослабление маркетинговых возможностей или изменение конъюнктуры на внутреннем рынке. Тут может быть замедление темпов роста валового национального продукта, введение непомерного налогового времени;

во-вторых, государство может подталкивать предпринимателя» к выходу за рубеж с целью увеличения притока иностранной валюты и сокращения внешнеторгового дефицита;

в-третьих, фирмы могут быть вовлечены во внешнеторговую деятельность ростом возможностей, которые открываются для товаров в других странах. Не уходя с внутреннего рынка, они могу; найти для себя и привлекательные внешние рынки, несмотря) и дополнительные издержки и проблемы в связи с операциями и рубежом.

Другая проблема — выбор страны (или стран), куда фирма намерена вывозить свои товары. И здесь необходимо глубокое исследование. Прежде всего, в какую страну вывозить товар: в индустриально развитую, сразвивающейся экономикой или с переходной экономикой. Ведь каждая страна, в какую бы из названных групп она ни входила, имеет свою экономику, политико-правовую систему, культуру и т.д. Таким образом, при выборе стран для вывоза своего товара фирма непременно сталкивается с вопросами международной торговли, поскольку все страны находятся во взаимосвязанной макроэкономической среде и постоянно взаимодействуют друг с другом.

Еще одна проблема, которая непременно возникает перед фирмой в сфере международной торговли, — это конкурентоспособность вывозимого товара.

Кроме вышеперечисленного, необходимо так же знать систему международной торговли. Любая фирма, которая принимает решение о деятельности за рубежом, должна разбираться как в ограничениях, так и в возможностях, пасущих системе международной торговли. В своих попытках организовать сбыт в другой стране фир­на столкнется с множеством различных ограничений. Самым распространенным из них является таможенный тариф, представляющий собой налог, которым правительство облагает некоторые ввозимые в его страну товары. Таможенный тариф может преследовать цели увеличения поступлений товаров в страну (фискальный тариф) или защиты интересов отечественных фирм (протекционистский тариф). Кроме того, экспортер может столкнуться с квотой, т.е. с количественным пределом товаров определенных категорий, разрешенных к ввозу в страну. Основными целями введения квот являются защита отечественной промышленности и обеспечение занятости населения.

Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта оказываются полностью запрещенными. Не благоприятствует торговле и валютный контроль, посредством которого регулируют объемы наличности в иностранной валюте и ее обменный курс на другие валюты. Фирмы могут столкнуться также и с рядом нетарифных барьеров, таких как дискриминация их предложений и наличие производственных стандартов, дискриминационных по отношению к ввозимым товарам. Например, голландское правительство запрещает ввоз тракторов, способных двигаться со скоростью более 10 миль в час. А это означает, что под запрет подпадает большинство тракторов иностранного производства (в частности, американского).

Особую роль в международной торговле играют цены, которые, трансформируясь в мировые, определяют результаты деятельности фирм за рубежом.

Перечисленными проблемами сложности международной торговли, конечно, не ограничиваются, поскольку механизм действия межгосударственной торговли— явление в экономике не простое.

Как мы видели, для международной торговли характерно возникновение и существование особой системы цен — так называемых мировых цен. Основой системы мировых цен являются международные издержки производства тех или иных товаров, а также соотношение совокупных спроса и предложения на данный вид товара, формирующихся ни мировом рынке.

Характерным для международной торговли является то, что на один и тот же товар могут существовать различные цены в зависимости от места и условий реализации, что принято называть множественностью мировых цен.

Принято рассматривать две основные группы мировых цен:

· цены на сырье и на исходные материалы.

· цены на продукцию обрабатывающей промышленности;

Цены на продукцию обрабатывающей промышленности обычно складываются на основе экспортных цен крупных компаний, являющихся главными поставщиками этой продукции на мировой рывок. Такие экспортные цены, в свою очередь, образуются, отталкиваясь от цен, складывающихся на эти же товары на внутреннем рынке.

Крупные производители определяют цены, складывающиеся на их продукцию, на основе метода полных затрат либо метода прямых затрат.

В первом случае суммируются все затраты (как постоянные, так и переменные), необходимые для производства единицы данной продукции, и предполагаемая величина прибыли. При этом предполагается реализовать всю произведенную продукцию по цене, не опускающейся ниже, чем определенная вышеназванным способом. В противном случае предприятие несет денежные потери.

Во втором случае все производственные издержки разделяются на накладные расходы, которые с известной степенью точности можно считать не зависящими от объема выпуска, и прямые издержки, которые можно считать пропорциональными объему выпуска. Исходная цена единицы продукции при этом определяется путем надбавки к суммарной величине прямых затрат наценки определенной величины. Накладные расходы при этом не распределяются заранее между отдельными видами и единицами продукции, а погашаются после и по результатам реализация данного товара за счет фактически полученной так называемой добавленной, или маржинальной прибыли.

Очевидно, что при использовании для ценообразования метода прямых затрат необходимо заранее с достаточной степенью достоверности определить объем продаж на мировом рынке.

Однако, поскольку трудно заранее с высокой степенью точности и достоверности предсказать объем продаж на мировом рынке и зависимость спроса от запрашиваемой цены, большинство предприятий используют метод полных затрат.

Так или иначе, цена продукции, полученной одним из описанных способов, является лишь отправной точкой для определения той цены, по которой данная продукция будет фактически продана в том или ином регионе мирового рынка.

В дальнейшем крупные компании, обладающие значительными внутренними резервами и способные активно воздействовать на рынок, осуществляют ценовое маневрирование и определяют окончательную продажную цену с гибким учетом конъюнктуры и конкуренции.

Характерной особенностью мирового рынка продукции обрабатывающей промышленности является то, что этот единый мировой рынок на самом деле представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков отдельных видов машин и оборудования. В отличие от внутренних национальных рынков, которые обычно характеризуются высокой степенью монополизации, аконцентрации предложения, на мировых рынках отмечается высокая степень конкуренции. Это объясняется выходом на рынок большего, чем в пределах одной страны, числа производителей, а также различиями в качестве и потребительских свойствах одного и того же товара, произведенного в различных странах и различными предприятиями.

Следует иметь в виду, что на мировом рынке цены на одинаковые товары от разных производителей могут складываться различными в силу объективного различия ценообразующих факторов. Эти факторы, действующие как в направлении повышения, так и понижения фактической продажной цены на мировом рынке, представлены на рис. 22.

Такой характер ценообразования продукции обрабатывающей промышленности объясняется следующим.

При внедрении нового товара конкуренция еще невелика, а эластичность по спросу обычно мала. Иными словами, новый товар, пока его мало, покупают за любую цену.

В фазе роста конкуренция цен обычно возрастает. Это приводит к снижению цен на такой товар.

В фазе зрелости производственные издержки обычно возрастают и большее значение приобретают неценовые факторы конкуренции. Это приводит к повышению цен на товары.

В отличие от цен на продукцию обрабатывающей промышленности основным в определении цен сырья и исходных материалов являются не издержки на их производство, а соотношение между спросом и предложением, характерным для зтих товаров на мировом рынке.

 

 

 

 


Рис. 22. Ценнообразующие факторы мирового

рынка продукции обрабатывающей промышленности

 

С таким установившимся уровнем цен на сырье приходится считаться всем его производителям. Экспортеры, производящие сырье с невысоким уровнем издержек, получают при продаже своего сырья на мировом рынке достойную прибыль. Те же экспортеры, которым добытое ими сырье обходится дорого, должны удовлетворяться меньшей прибылью или вообще уходить с мирового рынка.

Для мирового рынка сырья характерно, таким образом, взаимодействие и взаимовлияние цен экспортеров и биржевых котировок. Для одних видов сырья основную роль играют цены экспортеров, а биржевые котировки должны следовать за этими ценами. Для других же видов сырья биржевые котировки, наоборот, играют определяющую роль при назначении цен на сырьевые товары. По некоторым видам сырьевых товаров (например, по сельскохозяйственной непродовольственной продукции) биржевые котировки являются единственными ориентирами мирового рынка для назначения цены на данный товар.

Еще одна особенность мирового рынка сырья заключаются в том, что на один и тот же вид сырья устанавливаются различные цены, соответствующие:

• различным специфическим регионам;

• различным используемым валютам;

• различным соотношениям между спросом и предложением;

• различным скидкам для различных категорий покупателей.

Важнейшей особенностью мирового рынка сырья является также большая степень участия в формировании цен на товары такого рода государства и государственных органов. Иногда даже для формирования цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и производители сырьевых товаров. Особенности ценообразования для сырьевых товаров представлены на рис. 23.

Таким образом, внутренние и мировые цены на экспортируемые и импортируемые товары, хотя и является взаимозависимыми, но совпадают весьма редко.

 
 

 


Как правило, внутренние цены оказываются более высокими по сравнению с мировыми. Исключением здесь является экспорт некоторых сырьевых товаров в тех случаях, когда этот вид сырья является единственным или преобладающим ресурсом, добываемым и экспортируемым в данной стране. В этом случае цена на этот вид сырья на внутреннем рынке устанавливается на более низком уровне, чем уровень мировой цены на этот же вид сырья.

Как правило, превышение внутренних цен над мировыми характерно в большей степени для импортируемых товаров, что стимулирует увеличение их ввоза. Для экспортируемых товаров такое превышение внутренних цен над мировыми менее значительно, но в большинстве случаев имеет место.

Между внутренними национальными рынками и мировым рынком существуют различия, обусловленные таможенными пошлинами и различного рода льготами. Такое обоснование требует своего преодоления. Тогда уровни внутренних и мировых цен сближаются. Мировые цены в этой случае могут рассматриваться как своего рода ценовые лидеры. Надо иметь в виду, что поставки за рубеж осуществляются наиболее конкурентоспособными производителями, резидентными в странах-экспортерах.

Хотя, как уже отмечалось, мировые цены и в случае экспорта тех или иных товаров оказываются ниже внутренних. Если внутренний рынок обладает значительной емкостью, такие экспортеры могут компенсировать свои относительно более низкие прибыли на мировом рынке за счет дополнительной выручки на внутреннем рынке.

Для мирового рынка можно применять те же понятия, которые применяются для рынков вообще. Но в этом случае их необходимо соответствующим образом интерпретировать.

Макропоказатели мирового рынка характеризуются объемом валового национального продукта (ВНП) отдельных стран, данными по ценам на кредиты, объемами товарного оборота, объемами производства по различным отраслям.

Микропоказатели мирового рынка характеризуются, объемами производства отдельных предприятий, объемом строительства и вводом в действие новых мощностей, объемами продаж и потребления тех или иных товаров, ценами на оптовых и розничных рынках различных стран, обращением капитала в отдельных отраслях.

В зависимости от особенностей формирования цен на различных сегментах мирового товарного рывка различают закрытые и открытые рынки.

На закрытых рынках (или на закрытых сегментах рынков) действуют не только ценовые, но и внеценовые факторы. К числу таких факторов следует отнести различного рода соглашения о долевом участии, о специализации и кооперировании, валютно-кредитные и военно-политические договора. На таких рынках проводятся внутрифирменные поставки, поставки внутри торгово-экономических группировок, бартерные, компенсационные, клиринговые и экспортные поставки, реализуются программы помощи и содействия,

Открытый рынок характеризуется тем, что цена на нем образуется путем взаимодействия продавцов и покупателей с ах неограниченным доступом при отсутствии неценовых рыночных ограничений. Продавцами и покупателями могут быть как государственные, так и частные предприятия, а также отдельные лица. Здесь преобладают разовые сделки, а цены обладают тенденцией к гибкому и достаточно динамичному изменению.

 

 

 


Рис. 24. Специфические особенности открытых и закрытых рынков

 

Специфические особенности открытых и закрытых рынков изображены на рис.24.

Практически в качестве мировых устанавливаются экспортные пены основных поставщиков, а также импортные цены основных покупателей. Мировые цены также образуются на основе цен, устанавливающихся в нескольких важнейших и общепризнанных центрах международной торговли. Мировые цены также могут устанавливаться в основных районах производства или потребления данного товара.

Примерами мировых цен, устанавливаемых в общепризнанных центрах международной торговли, являются:

• на рынке нефти — экспортные цены стран, входящих в ОПЕК и устанавливаемые применительно к доставке и затаривании в Таннура (Саудовская Авария);

• на голландский газ — цены при доставке к границе Нидерландов;

• на каменный уголь — на основании цен, устанавливаемых крупнейшими поставщиками, а именно США, Австралией и ЮАР;

• на цветные металлы — по котировкам Лондонской биржи металлов;

• на пушнину — по ценам пушных аукционов Нью-Йорка, Монреаля, Санкт-Петербурга, столиц скандинавских стран а т, д.

Для того, чтобы в условиях мирового рынка владеть необходимой информацией по условиям конкуренции, надо собирать эту информацию, изучая контракты, прейскуранты, предложения на поставку, заказы, публикации, материалы выставок и ярмарок, данные брокеров, отчеты торговых представителей, сведения журналистов и т. д.

 



2015-12-04 6245 Обсуждений (0)
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)