Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок олигополистической конкуренции (олигополия)



2015-12-04 1665 Обсуждений (0)
Рынок олигополистической конкуренции (олигополия) 0.00 из 5.00 0 оценок




Олигополистический рынок является одним из самых распространенных структур рынка в современной экономике различных стран. Почти все технически сложные отрасли промышленности такие, как металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение, функционируют на олигополистическом рынке.

Этот рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга и соответственно вынужденных считаться с реакцией своих конкурентов на рынке.

Олигополия — это такой тип рынка, на котором:

- несколько предприятий (примерно 7-10) обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть. Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифферецирован фирменной маркой;

- по крайней мере, некоторые предприятия имеют большой удельный вес (более 20%), так что они способны влиять на рыночную цену товара либо диктуя ее, либо варьируя объем продаж, либо воздействуя на другие ценообразующие факторы;

- предприятия осознают свою зависимость как в ценообразовании, так и в других моментах поведения от конкурентов и должны учитывать их реакцию. Если, например, металлургический завод снизит цены на свою сталь на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо аналогичным образом (снижение цен), либо предложением большего числа или объема услуг. В то же время если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. В этом случае, ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Вхождение товара на данный рынок обычно затруднено. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер предприятия обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные предприятия имеют значительные преимущества по сравнению с мелкими.

Дело в том, что крупных предприятий в отрасли никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их служит надежным барьером на пути проникновения в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, они не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена.

Затруднение вхождения на рынок рассматриваемого типа связано не только с эффектом масштаба (хотя эта причина и главная), но и защитой технологии и продукции патентами, лицензиями, большими рекламными и сервисными издержками.

Олигополия подразумевает конкуренцию немногих концентрированных покупателей, которые в силу своего положения на рынке способны оказывать существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия функционирования рынка.

Олигополистическая структура рынка, как было отмечено выше, является преобладающей для современных промышленно развитых стран. В России также наибольшая часть промышленной продукции и некоторых видов услуг производится в олигополистических отраслях. В большинстве случаев состав участников российской олигополистической сферы рынка еще формируется, конкуренция в одних отраслях еще не развита, в других - приобретает жесткий, подчас беспощадный характер, происходят быстрые изменения в структуре рынка.

К наиболее характерным олигополистическим отраслям Российской Федерации относятся нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности; угольная промышленность (с учетом региональной структуры и локализации сферы рынков); черная металлургия (по основным видам продукции и с учетом специализации производства); цветная металлургия (производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.); производство электромашин и электродвигателей; станкостроение; моторостроение; производство автомобилей, автобусов и тракторов; производство комбайнов, экскаваторостроение; производство телевизоров и радиоаппаратуры; производство электронно-вычислительной техники; производство холодильников, морозильников, стиральных машин; химическая промышленность (большинство видов продукции); авиационные перевозки; морские перевозки.

Олигополия характерна для российских условий при реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.

Поэтому, чтобы глубже понять механизм функционирования олигополистического рынка, рассмотрим поведение олигополистов.

Можно выделить три модели поведения предприятий на олигополистическом рынке товара:

1) нескоординированная олигополия, при которой предприятия не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку равновесия, устраивающую всех;

2) сговор (или картель) предприятий, ориентирующихся не на достижение равновесия в отрасли, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем олигополистическая) между участниками;

4)«игра по правилам», при которой предприятия делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия на отраслевом рынке.

 

Р

 

Q

 

Рис. Кривая зависимости цены от спроса на рынках монополистической и олигополистической конкуренции



2015-12-04 1665 Обсуждений (0)
Рынок олигополистической конкуренции (олигополия) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок олигополистической конкуренции (олигополия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)