Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 7. Признаки классификации цен. Виды цен



2015-12-04 3196 Обсуждений (0)
Вопрос 7. Признаки классификации цен. Виды цен 5.00 из 5.00 4 оценки




 

1. Признаки классификации цен

2. Виды цен

1.В ценообразовании обычно выделяют следующие признаки цены:

ü принадлежность к типу рынка или каналу реализации;

ü степень вмешательства государства в ценообразование;

ü объект сделки купли-продажи;

ü происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию;

ü характер торговли;

ü избирательный (цены продаж и приобретений);

ü экономическое пространство;

ü признак, касающийся структуры цены.

Первый признак цены - принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозна­чает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т.е. между продавцом и покупателем. Данный тип устой­чивой связи сочетается с дополнительными признаками:

ü характе­ром торговли;

ü объектом торговли;

ü степенью вмешательства государства и т. д.

Главное в процессе образования обособлен­ных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяй­ствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например, оптовый рынок - это торговые опе­рации между предпринимателями. Товар продается здесь для про­фессионального использования, т.е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения товара к потребителю.

Второй признак цены - это степень вмешательства государ­ства в ценообразование. Цены и тарифы на услуги могут быть фиксированными, регулируемыми и свободными. Монопольно ус­танавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относят­ся к свободным ценам.

Третий признак цены - объект сделки купли-продажи. По объекту сделки цены распределяются на две группы:

ü цены на товары;

ü цены на рыночные услуги (тарифы).

Каждая из этих двух групп цен дифференцируется в несколь­ко этапов, в соответствии с признаком назначения (использо­вания) объекта купли-продажи.

Цены на товары производственно-технического назначения:

ü цены на сырье;

ü цены на металл и металлоизделия;

ü цены на топливо;

ü цены на строительные материалы и т. д.

Цены на потребительские товары:

ü цены на продовольственные товары (без алкогольных напитков);

ü цены на непродовольственные товары;

ü цены на алкогольные напитки.

Такая классификация цен на товары принята сегодня в ста­тистике России.

По признаку назначения объекта сделки купли-продажи ус­луг различают:

ü тарифы на производственные услуги;

ü тарифы на потребительские услуги.

Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, во­доснабжение, ремонтные работы, информационно-вычислительное об­служивание и т.п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т.е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансово­го сектора.

Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага - не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом не­обходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на про­изводственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользовате­ли и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.

Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребитель­ное услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т.к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.

Перечень потребительских услуг включает:

ü бытовые услуги;

ü жилищно-коммунальные услуги;

ü услуги учреждений культуры, туризма, здравоохранения, образования и т.д.

Услуги торговли не имеют тарифов, т.к. их стоимость вклю­чается в стоимость продаваемых товаров.

Четвертый признак цены - происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию.

Цены могут быть распределены по отраслевому признаку:

ü цены на промышленные товары;

ü цены на продукцию сельского хозяйства;

ü цены на продукцию строительства;

ü тарифы на услуги транспорта и связи;

ü тарифы на бытовые и коммунальные услуги и т. д.

Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.

Пятый признак цены отражает характер торговли: продается ли товар партиями - оптом или в розницу - поштучно, в раз­вес, мелкими упаковками.

Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной ценами: цена на еди­ницу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.

Услуги по своей природе не могут реализовываться партия­ми, их реализация предполагает адресность, единичность каж­дого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары.

Шестой признак цены - избирательный. Цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.

Цены продаж группируются по субъектам торговой деятель­ности - производственным предприятиям, торгующим орга­низациям, коммерческим организациям сферы услуг (круп­ным; средним; малому бизнесу, в т. ч. юридическим лицам и ПБОЮЛ).

Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвести­ционного спроса, субъектам потребительского спроса.

К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслу­живающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

Седьмой признак цены - экономическое пространство. Одни цены формируются на внутреннем рынке, другие - во внеш­ней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и про­даж одних и тех же товаров как правило находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.

Россия вывозит, главным образом, минеральное сырье, ле­соматериалы, металлы, а ввозит - машины и оборудование, продовольственные товары, продукцию химической промыш­ленности.

Отечественные и импортные товары конкурируют на внут­реннем рынке. Цены экспорта оказывают влияние на всю эко­номику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты.

Восьмой признак цены касается структуры цены. Одни цены включают издержки доставки товара до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления), другие цены на товары включают издержки доставки до станции назначения (цена франко-станция назначения). Этот признак цены особенно важен во внешней торговле, т.к. влияет на цены экспорта и на цены импортных товаров во внутренней торговле.

2. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Изменения уровня одной цены имеют отклик в уровнях других цен по следующимпричинам:

ü существует единый процесс формирова­ния затрат на производство;

ü все субъекты рынка взаимосвязаны меж­ду собой;

ü имеет место тесная взаимозависимость всех элементов ры­ночного хозяйственного механизма.

В зависимости от того, какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:

ü по характеру обслуживаемого оборота;

ü в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции;

ü по способу установления, фиксации;

ü по способу получения информации об уровне цены;

ü в зависимости от вида рынка;

ü с учетом факторов времени;

ü внутрифирменные цены;

ü по условиям поставки и продажи;

ü мировые цены (цены, обслуживающие внешнеторговый оборот);

ü цены, используемы в учете и статистике.

 



2015-12-04 3196 Обсуждений (0)
Вопрос 7. Признаки классификации цен. Виды цен 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 7. Признаки классификации цен. Виды цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)