Классификация затрат по характеру и целям
3. Совокупные, предельные и средние издержки 1. Издержки на производство и реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженных в денежной форме. Издержки производства являются важнейшим показателем, необходимым для определения цены предложения, а также для определения эффективности производства в целом. Основная цель рыночного анализа затрат состоит в выявлении оптимального соотношения между издержками и доходами, т.к. издержки являются основным фактором снижения затрат и повышения прибыли. В практике ценообразования принято издержки классифицируют по различным признакам. Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В состав затрат входят следующие элементы: ü материальные затраты; ü затраты на оплату труда; ü отчисления на социальные нужды; ü амортизация основных фондов; ü прочие затраты. Однако для того чтобы осуществлять свою деятельность на рынке, предприятие должно нести, а следовательно учитывать при установлении цены, иные значительные по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называютсяпредпринимательскими. Они включают в себя: ü бухгалтерские издержки; ü нормальную предпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансирования капитальных вложений в основные фонды и прироста оборотных средств, затрат на НИОКР, социальные нужды, выплат дивидендов по акциям и отчислений налогов, уплачиваемых за счет прибыли; ü налог на добавленную стоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы (если товар предприятия - подакцизный); ü таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет ВЭД; ü вмененные (альтернативные) издержки, т.е. это денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Рассчитывая вмененные издержки в условиях инфляции, большое значение для любого хозяйствующего субъекта приобретает оценка влияния инфляционного ожидания и темпов инфляции на результаты его деятельности. Вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда следует учитывать при принятии ценовых решений. 2. Все затраты по характеру и целям группируются: ü по способу отнесения на себестоимость - прямые (на конкретные виды продукции, непосредственно относятся на себестоимость) и косвенные (планируются в целом по предприятию, а затем распределяются по видам продукции); ü по значению в образовании себестоимости – основные (связаны непосредственно с производством продукции) и накладные (не относятся к производству продукции, связаны с обслуживанием и управлением); ü в зависимости от изменений объемов производства – условно-постоянные (не зависят от объема производства) и переменные (увеличиваются пропорционально увеличению объема производства). При анализе политики фирмы в области цен особое внимание следует уделять тем затратам, которые меняются при изменении объемов производства (продаж). Эти затраты имеют приростный характер, так как они реагируют на изменения цен и объемов производства. Действительно, различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и в целом. Постоянные издержки (FC - англ. fixed cost) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов в производстве. Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т.п. Переменные издержки (VС - англ. variable cost) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек - это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предложения. Практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделении постоянных и переменных затрат состоит в следующем: ü она помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки; ü она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или иных затруднений; ü она открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании. 3. Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшим анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров. Совокупные (валовые) издержки (ТС - англ. total cost) представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия: TC=FC+VC.
Рис. 33. Соотношение постоянных, переменных и совокупных издержек
Предельные (маржинальные) издержки (МС - англ. marginal cost) представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции: . Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу. В условиях рынка анализ предельных издержек на реализуемую продукцию играет важную роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить - увеличивать или уменьшать выпуск продукции. Средние издержки (AC - англ. average cost) являются издержками на единицу выпуска продукции: . Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) издержек ТС на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить, прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить. Кривая совокупных издержек (ТС) на графике (рис. 34) показывает изменение совокупных затрат на производство продукции на отдельных этапах жизненного цикла товара.
Рис. 34. Изменение совокупных затрат1 На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста совокупных затрат снижается, что соответствует налаживанию производства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек опять возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает. Эта же ситуация определяет вид кривой АС - средних затрат (см. рис. 35).
Рис. 35. Средние и предельные издержки2
Первоначально средние затраты снижаются достаточно быстро, затем темпы уменьшаются, а в стадии «зрелости» товара начинают расти. Кривая МС - предельных издержек, как раз и определяет темпы изменения средних затрат. Поэтому самая нижняя точка кривой МС характеризует наименьший темп, а точка пересечения (Z) кривых МС и AC - наименьшие средние затраты. В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы, так как из него следуют важные в практической работе положения: ü если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные - максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода (MR - англ. marginal revenue) к предельным затратам (MC). В самом деле, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы (MR > МС), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут, и фирме следует расширять производство данного товара; ü если в результате большим оказывается темп роста затрат (MR < MС), то уровень производства уже выше оптимального и расширение его нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |