Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ф КАК МИРОВОЗ ОСНВАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРИРОДА ФИХ ПРОБЛЕМ, ОСОБЕННОСТИ ФОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ



2015-12-04 339 Обсуждений (0)
Ф КАК МИРОВОЗ ОСНВАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРИРОДА ФИХ ПРОБЛЕМ, ОСОБЕННОСТИ ФОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Култура – сист-ма фундамент-х ценностей ч-ка, кот. он постоянно воспроизводит и передает в процессе общения. Фил-я – это та область н/познания, кот прежде всего формирует сист-му идеалов ч-го бытия. Сформировав их, она проверяет как они подходят к реальности. Ф. – это теория развития ч-ка, в основе ч/бытия лежит сист-ма ценностей и идеалов (развитие общ-ва→идея справедливости и свободы. Возникнов-е общ-ва→воспроизводит, распределяет. А справедливо ли распределен рез-т труда?). Фил-я явл. мировоззренческим основанием культуры, т.к. раскрывает сод-е фундамент-х ценностей ч-го бытия, опред-т сист-му идеалов в каждую истор-ю эпоху.

Проблемы философии.

Проблема – это теор. или практическое затруднение, которое необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс познания или предметной деятельности. Сущ-т н/проблема и ф-е. Н/пробл. – невозможно сделать вечный двигатель (реш-е конктетных технич-х проблем). Ф/пробл. влечет мировозр. постоян. ?: соотнош-е дух-го и прир-го, прир-соц и нравственного (мировозр. противореч.) Н-р что такое смысл жизни, как достичь счастья.

Особенности философских проблем:

1) делятся на – онтологические – вопросы о сущности, законах, качествах и развитии бытия в целом; - аксиологические – вопросы о сущности, законах, качествах и закономерностях ценностно-оценочных состояний общества, зависимостей личности или бытия в целом; - теологические – вопросы о сущности и качествах Бога, а также о специфике и эффективных способах поведения индивида и социума в окружающем мире; - антропологические – вопросы о сущности, законах, качествах и развитии человека в его самостоятельности и в зависимости с бытием; - праксеологические – вопросы о сущности и эффективных способах поведения индивида и социума в окружающем мире; - социальные - исследование сущности, законов, качеств и особенностей развития общества в целом и отдельных его всеобщих частей.

2)Отличаются длительным периодом разработки и исследования, так как они неразрешимы на данном уровне научного опыта и не могут быть однозначно приняты разнородными социальными группами.

3) Являются теоретическими, так как не имеют эмпирического базиса в структуре фил. знания. 4) Отличаются идеологичностью, так как потребности государства и соц. групп инициируют специалиста –философа создавать теорию, полезные для идеологии, государства, этноса.

5) Проективность – ориентированы на идеалы общечеловеческого значения (свобода, справедливость, красота, совершенство, любовь к Богу).

6) плюралистичность – наличие разнообразия формулировок и способов решения традиционно сложившихся групп философских проблем в целом. Плюрализм исторически выражен в наличии истор. типов философии; в ф. направлениях, в фил, учениях; в фил. школах; в фил. теориях.

7) эврестичность – обесп-е разв-я творч воображения специи-тов и иных потребителей фил. знания.

Особ-ти ф/мировозр: 1. сист-ма рац-го знания 2. знание о идеалах и фундам-х ценностях 3. в основе Ф лежит критичность, развив. и сущ-т ч/з критику (н-р Маркс – от критики своих предшественников).


4. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ Ф

Философия – древнейшая с-а знаний, начавшаяся с 8 в. до н.э. в Древней Индии, четко оформившаяся в 3-4 в до н.э. в Древней Греции, а в 20 в – одна из самых сложных теоретических наук.

Признаки: 1) эссенциальная направленность – стремление к истиной сущности исследуемого объекта; 2) объективность – стремление к максимальной степени отсутствия личных субъективных мнений мыслителя, связанных с его жизненным опытом; 3)наличие особого понятийного аппарата, который имеет четкие дефиниции, устойчивые смыслы терминов и вариантные. Относительные истолкования; 4) проверяемость в форме верификации и фальсификации. Верификация – нахождение, в конечном счете, чувственно воспринимаемых подтверждений теоретических утверждений. Фальсификация – нахождение теоретических опровержений любой философской теории (Поппер). 5) рациональность – доказательность по законам логики и четкое распределение (организация) фил. рассуждений по этапам: цели, средства, результат; 6) практическая направленность через управление, мышление и пропаганду моделей смысла жизни; 7) формулировка законов исследуемой части бытия, объекта. Пример: качественно-количественные изменения, связь необходимости и случайности, единство и борьба противоположностей.

Ф. – это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии.

Ф. – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

Ф. не обладает предметом в конкретном смысле этого слова, как естественные науки, но предмет у философии есть и невозможность его локализации есть его специфическая особенность.

Ф-ии фил-ии – это способы возд-я фил-ии на культурный опыт чел-ва, практич и соци-й жизни людей, а также поведению индивида.

1.Мировоззренч – созд-е моделей миропонимания в зависимости от истор. национальных и культурных уровней и состояний данной эпохи (опред-т направл-ть действий ч-ка).

2. Познават-я – дает знания

3. Ценностно-ориентац-я – знания о сист-ме ценностей ч-ка

4. ф-я общения

5. Эвристическая –развитие творческого мышления специалистов, деятелей науки и культуры, личности в целом.

6.Критическая – исследование противоречий между идеалами и нормами с реальной практикой государства, цивилизации.

Функции философии раскрывают значение этой системы знаний во внешних проявлениях. Основное направление фил. знания – развитие рациональных способностей человека к совершенствованию, преодолевая отриц. влияние др. форм культуры, а именно: политика, каноническое религ. сознание, догмат идеология и антигуманная экономическая практика государств и цивилизаций, существовавших в истории.

Предмет фил-и: I позиция (классич-я). Явл-ся универсальной наукой о з-нах ОМ, ч-ка и их взаимод-х (Энгельс, Гегель – универс. мире).

II. Исслед-е фундам-го противор-я м-у дух-м (идеал) и матер-м (природа). Ф исслед-т различные формы развития и функц-я этого противор-я (Ильенков).

III. Ф есть наука о чел-ке (фил-я онтропология).

Общечеловеческое содержание философии выделяется наиболее полно в рамках техногенной цивилизации, – когда наука и техника определяют комфортность жизни.,демокр. свободы, гуманистически ориентированную мораль.

Ф. обеспечивает науку: 1) методами познания, пример: диалектический метод – способ исследования объекта требующий познания внутренней противоречивости, качественной разнородности и постоянной изменчивости (физиология человека); метафизический метод – способ исследования объекта в его однозначности, непротиворечивости и статики (анатомия, ботаника); 2) разработкой основных понятий. которыми пользуется наука – структура, система, закон. Норма, мера, сущность. Качество; 3) определением предмета науки в системе наук в целом и культурного опыта в частности; 4) гипотезами, особенно на стадиях первоначального этапа оформления научной гипотезы. Когда важен отбор приемлемых гипотез; 5) развитие творческих способностей и мышления специалистов, ученых.

Система фил наук. Фил-я исторически предстает не цельным знанием, а дифференцированным знанием, в котором проблемы решаются путем специализации. Существуют фил. науки – системы знаний, которые исследуют отдельные проблемы бытия. Онтология – это фил. наука о сущности, качествах, законах, происхождении и развитии бытия, освоенного чел. культурой, познанием и практической деятельностью. Натурфилософия или фил. проблемы естествознания (философия природы) – это фил. наука о сущности, качествах, законах происхождении и развитии природы – вещественно-энергетического бытия, которое частично познана естествознанием и осмысляется философией, как законченное образование, исходя из тех или иных фил. принципов. Гносеология - -// - познания в целом и его всеобщих состояний. Логика (формальная логика) – это фил. наука о законах и формах истинного человеческого мышления. С середины 19 в выделяется мат. логика, как особый раздел современной математики. Эстетеика – фил. наука о -//- красоты и ее модификаций, а также отношение человека к красоте и ее модификациям. Эстетика – это особая фил. наука. которая четко оформляется только в 19 в благодаря нем. клас. философии (Гегель). Этика – фил. наука о морали и нравственности, то есть о -//- морали и нравственности.В 20 веке возникают особые фил. дисциплины, например: фил. антропология - -//- человека в его самостоятельности и его отношениях с бытием. Философия культуры – фил. наука о -//- культуры в целом и основных ее частей, состояний. Философия техники – фил наука о -//- техники. Фил. науки – фил. наука о -//- науки. Фил экономики – фил. наука о -//- экономики. Полит. философия – фил. наука о -//- политики. Философия религии – фил. наука о -//- религии в целом и религиозной культуры и опыта в частности. Философия религии – это светский вариант изучения религии.


5 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникн-я: 1.соц-экономич 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. дух жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. Систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

Форма нравственности- этич-е развитие. Исслед. Внутр-й мир ч-ка и пробл-мы общ-го бытия, нравств-ти. Общ-во строилось на основе семьи. Взаимоотнош-я строил. На морали, а не з-не (добродетель, авторитет, уважение).

БУДДИЗМ Возник 2,5 тыс. лет назад. Отл-ся персонификацией. Развив. Учение о ненасилии.

Буддизм состоит в сознании Благородных истин:1. Жизнь есть страдания (расставания, болезнь, старость, смерть) 2. Страдание вызвано жаждой жизни. 3. Преодоление жажды жизни. 4. Путь к блаженству (нирвана - остывание, угасание) Путь к нирване состоит из 8 этапов : 1) понимание 4 истин; 2) воля; 3) правильные мысли - я пойду по этой дороге; 4) Правильная речь - очиситить язык от сквернословия, лжи. 5) Правильные дела - не причинять никому зла, отказаться от плохих дел 6) Правильная жизнь зестным трудом 7) Правильное усилие - очистить мысли, отказ от соблазнов) 8) Правильное понимание - истинная жизнь - в духовном совершенстве – Ниравана. Осн сод-е ф. буддизма - этическое. Это учение о правильной жизни на основе системат-х упражн-й и особого повед-я. 5 заповедей будды : 1) не вреди живому 2) не бери чужого 3) воздерж. от запрещ. половых связей 4) не лги 5) не пей алкогольные напитки. Прошедший 8 стадий - святой, достигает нирваны, выходит из круговорота перерождений. Если нет, то можно подготовить себя к спасению в одном из следующих перерождений.Будда не учил конечности или бескон-ти, смерти, бессмертию. Он считал, что необходимо знать реальный мир. Земной мир- мир печали и страданий.Чистого буддизма нет (Китай, Япония, Тибет, Дальн. Вост. Цейлон).

Цель буддизма мистическая т. к свидет-ет о дух абсолюте, однако поведение предлагаемое будд учением имеет высокое нравств зн-е, потому что развивает в нем культуру жизни: гуманность к людям, отношение к животным на основе разума, последов-ть физ соверш-я тела, разв-е мышл-я и псих спос-тей чел-ка. Буддизм с 3 тыс. становится госуд религией в Индии, но в силу обст-в разв-ся в Китае.

КОНФУЦИАНСТВО. Конфуций (551-479до н.э.) - кит. филос., из бедной семьи. Книга "Лунь Юй" (Мысли и размышления) - осн учебник, по к--рому готовились чиновники для сдачи экзаменов на соответ-щую должность на протяжении около 2 тыс. лет. В его учении 3 осн-х эл-та: 1) учение о небе и духах; 2) учение об общ-ве; 3) этика.(1) имеется 2 начала всего сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война, ложь. Все сущее комбинация этих 2 начал.

Его интересует взаимоотн-я людей в об-ве. При устр-ве об-ва главн принцип - любовь к ближнему, человеколюбие. Чего не желаешь себе - не желай другому. Управлять страной надо на основе правил повед-я (ли), регулир-х отн-я м/у подданными и правителями, старшими и младшими. Благородные - получили знания, ценят небо, старших, обладают нравственной силой, стремяться к самопожертвованию. Низкие - к удовлетв-ю своих потр-ей. Проводит параллель м-ду соц-ми и семейными отн-ми (государь - сын неба, отец и мать для народа). Вести гос. дела может только мудрый человек. Для хорошего функц-ния гос-ва необх-мо: 1.Много продовольствия." 2.оружия. 3.почитание правителей. (3) Нравств-эстетич учение - высшая справедливость от неба (янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни - познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что мы не можем познать дао и реал-ть его

Конфуц-во, выраж-ее по преимущ-ву интересы родовой знати, господство к-рой приходило в упадок, подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

ДАОСИЗМ. Учение, направл-е на объяснение природы.

Лао-дзы - древнекит. фил. 4-5 века до н.э. (дзы - учитель). Современник Конфуция (лет на 20 старше). Был архивариусом у династии Джоу. Ушел от суеты мира и занялся философской работой. Он не смог понять мирскую суету. Выступал против почитания мудрых. Причина того. что трудно управлять народом - много просвященных, умных.Как философ разработал понятие "Дао" - центр. понятие даосизма. Предметом фил. есть понятие дао- 1)источник происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего. Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по которой ходят люди.Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао можно увидеть только умственным взором.

Юнг «О зап-м и вост-м стиле мышл-я» - характ-н эгоцентризм (вн-й мир ч-ка), исслед. Коллективизм, заслуга ч-ка рассматривалась в том, как он развивает дух-й мир (разв. Тела, развив. нравственность). Индусы – в чем заслуга айца, что он не лев?



2015-12-04 339 Обсуждений (0)
Ф КАК МИРОВОЗ ОСНВАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРИРОДА ФИХ ПРОБЛЕМ, ОСОБЕННОСТИ ФОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ф КАК МИРОВОЗ ОСНВАНИЕ КУЛЬТУРЫ. ПРИРОДА ФИХ ПРОБЛЕМ, ОСОБЕННОСТИ ФОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)