Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОКРАТ И ЕГО МЕТОД ФИЛ-Я. СОКРАТ, СОФИСТЫ, КИНИКИ, СТОИКИ



2015-12-04 542 Обсуждений (0)
СОКРАТ И ЕГО МЕТОД ФИЛ-Я. СОКРАТ, СОФИСТЫ, КИНИКИ, СТОИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сократполагал, что познать космос невозможно, ибо чел-к в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать чел-к может только то, что в его власти, т.е. свою душу. В фил-ии центр-ми стали этич и гносеологич проблемы.

Душа, по его мнению, явл-ся антиподом дела: если тело природно и состоит из прир частиц, то душа своим сод-ем имеет пон-я. Высшее пон-е – Добро, Справедливость, истина. Благодаря душе чел-к познает вещи, их место в мире, а главное – отн-е чел-ка к чел-ку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а д-я должны быть добродетельны и справедливы.

Для достиж-я истины имеются разные сп-бы. Главный – с помощью вопросов заставить собеседника отойти от первонач-го неверного и прийти к истине.

Общие пон-я нужны, как считал Сократ, каждому чел-ку. На основе общего пон-я могут быть предприняты действия. Знание общего – основа конкр д-я.

Главным предметом речей Сократа были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью достижения истины. Суть метода закл-лась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопосами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины.Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.

Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".

Переход к новому видению чел-ка и об-ва подготавливался деят-тью софистов – Протагора, Горгия, Гиппия, Продика. Словом “софистэс” наз-ли знатока, мастера, мудреца. Они 1-ми взяли на себя миссию распростр-я обр-я в об-ве. В их лице фил мысль античн-ти перешла от объект-го изуч-я природы к рассм-ю субъект стороны познав-го процесса – к самому чел-ку и его сознанию. Софисты обучали не конкр знаниям в какой–л отрасли, а знаниям, необх-м чел-ку для обществ деят-ти, прежде всего политич. Они появились в усл-х развитой демократииии, когда возникла настоятельная потр-ть в искусстве аргументировать свою точку зрения, умении убеждать и побеждать. Для такого рода подготовки нужны были не столько знания о природе. Сколько знания о человеке.

При этом софистов интересовало не просто сознание, а сп-бы возд-я на него: как навязать свою точку зрения оппоненту. Протагор нашел совершенно нетривиальные аргументы при защите своего пол-я, Поскольку высказывания об одной и той же вещи возможны два противоположных, притом одинаково истинных мнения, то для принятия реш-я об их истинности того или иного мнения нужно встать на точку зрения той или иной стороны.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор: утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека. Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Киники: Основатель Антисфен: выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом идеях. Антисфен: отр-ие реаль-ти общего. Сущ-ют только единичные вещи. Понятие - лишь слово, которое объясняет, чем вещь бывает или что она есть, поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно соединение различных понятий в единство суждения, ни определение, ни противоречие, т.к. о вещи может быть высказано только суждение. Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспр-ет чув-но, но никак не сам этот вид. Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п. Отсюда - идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода. Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен). Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться. Они неодинаковы и изменяются. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы. Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

Стоики представляют мир живым организмом. Стоики эклектически соединили в своей философии самые различные учения, Бог и природа по их учению суть одно и то же, а человек — часть этой богоприроды. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. По учению стоиков, всё в мире творится по внутренней абсолютной необходимости. Всё абсолютно необходимое таким образом, есть абсолютно целесообразное. Свобода воли может проявиться если только человек живёт в согласии с природой. Все грехи и безнравственные поступки это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.

 

АНТИЧНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

АРИСТОТЕЛЬ (384-322)-создал теоретически обоснованный вариант Ф., к-й стал образцо­вым для всех мыслителей.

Еще находясь в учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности теорию идей, он полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. По Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них независимо, а вещи, заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь - оформленная материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя.

Высшая форма - это Бог или перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух, земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир неизменен и совершенен.

А. выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными к ним светилами.

ДОСТИЖЕНИЯ: 1-е создал онтологию, как Ф. науку с четкими понятиями. Его труд- метафизика. 2-е создал логику как Ф. науку о законах и формах пра­вильного мышления. 3-е создал психологию как особую науку о психике (душе) на реалисти­ческих исходных принципах, взаимодействия органов чувств человека с внешним миром. 4-е создал этику как Ф. науку о качествах, сущности добра (блага) и добродетельных способах поведения по принципу золотой середины (положение м/у избытком и недостатком). Спра­ведливость это равенство всех перед законом, и середина м/у избытком и недостатком ка­ких-то благ, качеств и состояний Б. 5-е сформулировал реалистический принцип Ф.- это признание первичности для человека реального, чувств-го воспринимаемого мира, в котором он живет. В общей системе Б., независимой от человека - первична форма, энергия- это особое невещественное состояние бытия, к-я орг-ет материю, вещ-во. Идея формы всех форм при­вела к идее бога перводвигателя, первой энергии. 6-е создание модели идеального гос-ва, такого совместимого и управляемого сообщ-ва людей, в к-ром все стремятся к об­щей пользе, а правители создают возм-ть обеспечить каждому приемлемый ур-нь жизни. В гос-ве должны быть бедные и богатые, что бы развивалась акт-ть людей. Но правит-во должно огран-ть сверх богатство элиты и давать усл-е бедным пе­рейти на ур-нь среднего класса. Идея средн класса господствует в цивилиз-х странах.

7-е написал работы по основам политологии, создал биологию как науку в целом, возвысил роль науки в системе культуры античного о-ва. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах: формальная причина, или ее эйдос обусловливает суть бытия или ее первую сущность; вторая причина матер. Материя и форма взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой; третья причина – движущая сущность материи, а материя тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. Ни бытие вещи, ни ее движение не мыслимы без четвертой причины – целевой, направляющей движение к определенной цели. Завершает аристотелевскую концепцию четырех причин учение об абсолютном Уме как наивысшей степени бытия, которое уже ничем не обусловлено.

Фил учение о высшем бытии выступает как теология или учение о боге. Бог Аристотеля не персофицированный личный бог позднейших религ-х учений, а безличностно божественный Ум, пребывающий в постоянной деят-ти, в самой лучшей вечной жизни, что для Аристотеля как истинного древнегреческого философа было деятельностью мышления.

ВЫВОД: А. Ф. – признана образ­цовым вариантом Ф. т. к. определение Ф. 1-е: - идея научного содержания Ф. 2-е:- зависи­мость Ф. от целостного культурного опыта своей эпохи. 3-е: - определило главные проблемы Ф., к-е развиваются и в 20в.

чел-к в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать чел-к может только то, что в его власти, т.е. свою душу. В фил-ии центр-ми стали этич и гносеологич проблемы.

Душа, по его мнению, явл-ся антиподом дела: если тело природно и состоит из прир частиц, то душа своим сод-ем имеет пон-я. Высшее пон-е – Добро, Справедливость, истина. Благодаря душе чел-к познает вещи, их место в мире, а главное – отн-е чел-ка к чел-ку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а д-я должны быть добродетельны и справедливы.

Для достиж-я истины имеются разные сп-бы. Главный – с помощью вопросов заставить собеседника отойти от первонач-го неверного и прийти к истине.

Общие пон-я нужны, как считал Сократ, каждому чел-ку. На основе общего пон-я могут быть предприняты действия. Знание общего – основа конкр д-я.

Главным предметом речей Сократа были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью достижения истины. Суть метода закл-лась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопосами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины.Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.

Значение Э. школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Наконец, элеаты первые вполне отчетливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам. Вполне естественно поэтому, что элеатская школа постепенно переходит в эристику, софистику и сливается с другими направлениями. Главнейший недостаток Э. школы заключался в том, что, будучи по направлению чисто метафизической, она в то же время желала быть и учением натурфилософским и смешивала понятия двух порядков. Тем не менее, влияние элеатов велико; их понимание истинно сущего отразилось на Эмпедокле, Анаксогоре и Демокрите; они имели влияние и на Сократовскую диалектику, и на Платоновское учение об идеях, и на метафизику Аристотеля. Наконец, всякий пантеизм поневоле возвращается к представлениям элеатов: так, напр., нельзя не видеть связи между системой Спинозы и миpовоззрением элеатов.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Достижения:1-е - создание основ объективного идеализма как особого напр-я в мировой Ф., к-я доказ-ет первичность сверхестеств и сверх индивид сост-й идеального (нематериального Б.). По Платону Б. Состоит из сле­дующих уровней: 1- мир идей это место где сущ-ют Боги, души, сущности всех предме­тов реального мира. 2- мир вещей это реальные предметы чувственно воспринимаемые чел-ком эти предметы той или иной степени приближаются к своей идеальной сущ-ти. За этими парадоксальными мыслями скрывалось важнейшая идея о том, что общее рациональ­ное не представлено в реальных вещах, но все единичные реальные следуют общим з-нам и пон-ям. В сущ-ти, Платон поставил проблему чувств-го и рацион-го в Ф., а также четко обозначил проблему идеалов, а именно целей, к к-рым нужно стремиться, но ни когда не достигать. Необх-ть идеалов в том чтобы стимулировать акт-ть чел-ка в соверш-нии себя.

2-е создание теории познания как припоминание душой че­л-ка той или иной инф-ции, к-ю она получила до внедрения в тело в мире идей. Эта мысль частично подтверждается псих-ей при изучении одаренных детей, иссл-ий профпригодности чел-ка.

3-е создание модели идеального об-ва, в к-м все действуют в строгом соотв-ии с кач-вом своей души, а именно элита об-ва - правители, т. к. в их душе преобладает разум. Стратеги (воины)- те у к-х в душе преобладают эмоции и воля. Работник в душе преобладает чувств-ть.

В этом об-ве возможно равенство и соц. Справедливость, т. к. Труд каждого доп-ет и сп-ет увел-ю мат. Благ. Эта утопия только частично реал-ся в по­следующих цивилизациях и техногенных об-х.

Платон определил четко многие понятия Ф. и ввел в рассуждения обязательность доказа­тельств всех рассуждений и мыслей.

 




2015-12-04 542 Обсуждений (0)
СОКРАТ И ЕГО МЕТОД ФИЛ-Я. СОКРАТ, СОФИСТЫ, КИНИКИ, СТОИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОКРАТ И ЕГО МЕТОД ФИЛ-Я. СОКРАТ, СОФИСТЫ, КИНИКИ, СТОИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)