ШЕСТОЙ КЛАСС РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Первое полугодие Развитие общих речевых навыков.Развитие речевой моторики учащихся: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции). Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. (Интеграция с логопедическими занятиями.) Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных раннего и среднего онтогенеза [м, б, п, т, д, н, к, г, х, в, ф], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. Упражнения на развитие слухового восприятия учащихся (различение силы звука, темпа и ритма звучания), направленные на формирование тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, внимания, чувства ритма, узнавание речевых звуков, определение местонахождения источника звука, способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизведение ритмических структур (от двух до пяти ритмических сигналов). (Интеграция с логопедическими занятиями.) Работа над интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями.) Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.). Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картиннок, пиктограмм и речевых средств. Окружающий предметный мир и профессии людей.Экскурсии для знакомства с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом. Рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные изделия), в процессе которой у учащихся формируются представления о хлебобулочных изделиях. Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей — раздел «Продукты питания» . Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с другом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными предметами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине. Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Знакомство с цирком. Посещение цирковых представлений или импровизированных цирковых спектаклей в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о цирко вых животных, клоунах и т. д. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол (клоун, циркач). Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают ситуации, знакомые им по посещению цирка (покупка билетов, занятие мест в зале, цирковое представление). Окружающий природный и социальный мир.Чтение учащимся литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме) о том, что они узнали. Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения. Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых. Систематические упражнения с пиктограммами: соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных, растениях, явлениях природы 7. (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение.) Расширение и уточнение действий учащихся по элементарному экспериментированию (посадка лука, луковичных растений, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке, парнике. Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними. Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащихся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: зима и весна. Формирование представлений учеников о жизни окружающего природного и социального мира днем. Занятия с альбомом «Формирование представлений у дошкольников о времени. Части" суток»: день. Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетаний цветов. Практические действия на определение цвета частей суток: утро, день. Определение наиболее характерных цветов времен года: осень и зима. Второе полугодие Развитие общих речевых навыков.Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся на материале тематической группы «Мясо-молочные продукты» (например, «Покупка мяса для супа», «Из чего сварить молочную кашу?» и т. п.). Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о молочных, мясных и рыбных продуктах для приготовления первого и второго блюд с использованием картинного материала, пиктограмм и речевых средств. Окружающий предметный мир и профессии людей.Расширение тематики экскурсий для уточнения расположения близлежащих улиц, парка, сквера, памятных мест. Рассматривание с учащимися фотографий, сделанных на прогулке и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. Экскурсия в продуктовый магазин (мясо-молочный и рыбный отделы). Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей по разд. «Продукты питания». Рассказ учителя о том, как изготавливают молочные продукты (с использованием речевых и неречевых средств общения). Обучение учащихся пересказу небольших текстов о рыбаках, доярках и др. с опорой на серию картинок после предварительного обсуждения ее содержания (исходя из индивидуальных возможностей учащихся). Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с другом (см. первое полугодие). Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю кефир», «Мы купим молоко и рис, чтобы сварить рисовую кашу»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Проект «цирк»: украшения для арены, изготовление совместно с учащимися элементов костюмов для клоунов или использование готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок вместе с другими учениками (при участии учителя). Окружающий природный и социальный мир.Привлечение учащихся к уходу за растениями на пришкольном участке и в уголке природы: полив цветов из лейки, рыхление земли палочкой или детскими лопатками, вскапывание грядок, помощь взрослым в посадке цветов, овощей, прополка грядок, сбор плодов, срезание цветов и т. п. «Трудовой десант»: совместно с учащимися сгребать снег, очищать дорожки, посыпать их песком, подгребать снег к деревьям и т. п. В совместной с учащимися деятельности учить их ухаживать за рыбками и другими животными в живом уголке: кормить, поить, чистить аквариум и т. п. Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: зимой, весной, летом. Уточнение представлений учащихся об окружающем природном и социальном мире днем. Занятия с альбомами по формированию представлений о частях суток39. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ Первое полугодие «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок, изображающих продукты питания, животных, рыб, природу, профессии людей (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач): «Слушай и показывай на картинке» и т. п. Аудиальные и визуальные упражнения на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех. Аудиальные и двигательные упражнения: выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа. Ситуационные упражнения типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» с использованием пиктограмм. Создание учителем тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.). (В основе такой работы лежит идея «декорации».) «Чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на тематических пиктографических стендах на уроках, в том числе на уроках по предмету «Развитие речи и окружающий мир», «Математические представления и конструирование». «Аудиальное чтение».Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися двух- и четырехступенчатых инструкций. Прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».) Слушание аудиокниг: запись сказок, рассказов, стихотворений на аудиокассете, на CD-диске. Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащихся договариванию стихов при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельное рассказывание их (используются все доступные средства общения). Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях). Чтение букв и слов («глобальное чтение»).Знакомство учащихся с буквами М, Н (буквы вырезаны по контуру — размер 5 и 3 см). Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок. «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение. Раскладывание карточек со словами на соответствующие картинки или прикрепление их к реальным предметам: к доске, окну и т. п. Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н к таким же буквам в словах.
Второе полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Работа с пиктограммами (см. первое полугодие). Создание игровых ситуаций на узнавание продуктов питания по их изображению и по упаковке, по описанию учителя. Упражнения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением продуктов питания, труда людей (продавец, кассир и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».) Совместное с учащимися рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к рассказам, изображений продуктов питания, бытовых технических приборов и предметов быта, природы, животных, труда людей разных профессий и в разное время года. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей. «Чтение» журналов: просмотр, знакомство с «иллюстрациями», «названиями статей» и «текстом». Показ и чтение учащимся статей (и всего, что учитель посчитает интересным и возможным для учащихся) из современных журналов для детей и родителей, журналов моды и других журналов. Инсценировка ситуаций «чтение журналов», в ходе которых учащиеся учатся перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации и называть то, что на них изображено, используя вербальные и невербальные средства общения. Упражнения, в которых учащиеся должны выбрать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»/«Медицинский кабинет» и др. «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Практические упражнения в рабочей тетради по правилам дорожного движения . Постановка вместе с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям (учитель вместе с учащимися оре-чевляет действия персонажей). «Аудиальное чтение».Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии. Чтение букв и слов («глобальное чтение»).Знакомство учащихся с буквами П, Б. Показ учащимися букв на основе слухового восприятия без зрительного контроля, то есть ученик не может наблюдать артикуляцию букв при произнесении их учителем. Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. Знакомство с карточками, на которых напечатаны слова, состоящие из знакомых учащимся букв: МАМА, ПАПА, БАБА. Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. Знакомство с обозначением гласных звуков символами: [а] — кружок, [о] — овал, [у] — маленький кружок, [ы] — горизонтально вытянутый широкий овал, [и] — горизонтально вытянутый узкий овал, [э] — вертикально вытянутый овал. Последовательное изучение всех звуков. Сначала обозначаются значком, затем соответствующими печатными буквами. Звуки произносятся с различной силой голоса, интонацией. Буквы опознаются в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом). ГРАФИКА И ПИСЬМО Первое полугодие Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений), (См. «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Развитие общих речевых навыков».) (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир» и логопедическими занятиями.) Упражнения с разнообразными деревянными, пластмассовыми, картонными фигурами (пуговицы, контуры сумочки из двух частей и т. п.), шнурками и деревянными (пластмассовыми) иголками с большими ушками. Стимулирование желания учащихся сшивать детали, создавая изделие, и интереса к этому виду деятельности. Развитие тонкой моторики в процессе обучения учащихся приемам лепки: защипыванию края (блюдце, миска), оттягиванию (морковка, лимон, огурец, банан). Уточнение навыков владения учащимися приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров (специальных и импровизированных) и закрепление этих навыков (см. предыдущие классы). Практические действия с сыпучими материалами, водой, с бытовыми предметами: пересыпание с помощью ложек, мерных стаканчиков, переливание, перекладывание, открывание коробок, банок и т. д. Совместное с учащимися изготовление поделок из различных бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочала). Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам и т. п. «Рисуночное письмо».Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. Упражнения по ознакомлению учащихся с приемами зрительно-тактильного обследования предметов перед лепкой: обучение приемам ощупывания двумя руками и одной рукой под зрительным контролем. Лепка вместе с учащимися из пата (цветного теста) хлебобулочных изделий, используя приемы раскатывания пата круговыми, параллельными или прямыми движениями. Использование вылепленных изделий в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Семья». Совместная с учащимися обработка поверхности лепных изделий пальцами и стекой, украшение ее рельефом. Лепка знакомых учащимся предметов и графическое изображение их (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием). Сопоставление вылепленных объектов и рисунков. Совместное с учащимися рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти). Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске. Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров). Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале. Анализ образца перед его воспроизведением. Жестово-образные игры.Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость41. «Письменные упражнения».«Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н (размер букв — 3 см) — задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учеников. Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные — под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые — под решительную; прерывистые — под ритмичную музыку. Такие же упражнения проводятся с рисованием капель, штрихов и т. п. Знакомство с пиктограммой «ластик». Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». Создание ситуаций, в которых учащиеся знакомятся с приемами стирания ластиком рисунка, выполненного простым карандашом, и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Индивидуальные упражнения в тетради42. Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии. «Рисуночное письмо».Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. Лепка знакомых учащимся предметов и графическое изображение их (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием). Сопоставление вылепленных объектов и рисунков. Совместное с учащимися выполнение предметной аппликации с использованием приема рваной аппликации. Вырезание учащимися при непосредственном контроле учителя полосок бумаги детскими ножницами (индивидуально, исходя из развития тонкой моторики, с помощью и самостоятельно), наклеивание их на подготовленный для аппликации лист бумаги или картона. Вырезание круглых и овальных форм, составление вместе с учителем изображений из нескольких деталей (цветы, ягоды, ветки деревьев) и наклеивание их на лист бумаги или картона. Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа — цифры и буквы. Совместное с учащимися создание композиций с использованием приемов раскрашивания шаблонов или готового контура. Совместно с учащимися рисование леса, в котором растут разные деревья, используя при этом различные приемы рисования красками (мазки, примакивание, касание кончиком кисти). Рисование вместе с учащимися человеческого жилья: деревенского дома. Жестово-образные игры.Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: радость, печаль, спокойствие, злость43. Соотнесение с пиктограммами «смеяться», «плакать». «Письменные упражнения».Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по начальной, по двум и нескольким опорным точкам. «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. «Письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям. «Письмо» букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П по трафаретам (размер буквы — 3 и 1 см). «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Индивидуальные упражнения в тетради.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |