Раздел I. Общая характеристика процесса обслуживания
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Курс лекций
Специальность 260807 « Технология продукции общественного питания»
Блок специальных дисциплин
ББК 36.99 Ш53
Кейс-технология 260807 Технология продукции общественного питания Блок специальных дисциплин
Утверждено на заседании научно-методического совета НОУ СПО «Волгоградский колледж бизнеса». Протокол № 5 от 20.01.2006 г.
Рецензент: Т.В.Комарова, преподаватель, высшей категории Волгоградского торгово-экономического колледжа
Шефер, Н.А. Ш 53 Организация обслуживания [Текст] : курс лекций / Н.А. Шефер. - Волгоград: Изд-во ВКБ, 2006. - 174 с. (Кейс-технология, специальность 260807 Технология продукции общественного питания, блок специальных дисциплин).
ББК 36.99 Курс лекций по дисциплине «Организация обслуживания» предназначен для студентов специальности «Технология продукции общественного питания». Учебное издание составлено в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине. Теоретические знания являются основой для изучения любой дисциплины и служат базой для получения дальнейших практических умений и навыков. Неоценимую помощь в этом окажет курс лекций, теоретический материал которого систематизирован и представлен в виде таблиц, схем, рисунков. Издание адресовано студентам, а также может быть использовано преподавателями дисциплины в качестве наглядного пособия.
©Волгоградский колледж бизнеса, 2006 ©Шефер Н.А., 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................................................... 7 Раздел I. Общая характеристика процесса обслуживания.......................................... 8 Тема 1. Предмет, цели, задачи и структура курса........................................................ 8 1. Предмет, цели и задачи дисциплины.............................................................. 8 2. Принципы организации обслуживания........................................................... 9 3. Порядок указания услуг.................................................................................... 9 Раздел II. Характеристика торговых помещений......................................................... 10 Тема 2. Торговые помещения: виды, назначение, характеристика. Требования к торговым помещениям...................................................................................................................... 10 1. Виды торговых помещений............................................................................... 10 2. Характеристика торговых помещений............................................................. 11 3. Интерьер залов.................................................................................................... 12 4. Оборудование залов........................................................................................... 14 Раздел III. Столовые посуда, приборы, белье................................................................ 16 Тема 3. Столовые посуда, приборы: общая характеристика……………………….... 16 1. Характеристика фарфоровой, фаянсовой, керамической, стеклянной, металлической, деревянной посуды............................................................................................................. 16 2. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды....................................................... 17 3. Ассортимент стеклянной и хрустальной посуды................................................ 20 4. Ассортимент металлической посуды.................................................................... 25 5. Столовые приборы: виды, назначение, характеристика…………………....... 27 6. Деревянная и пластиковая посуда, приборы: виды, назначение…………….. 32 7. Столовое белье: виды, назначение........................................................................ 34 Раздел IV. Информационное обеспечение процесса обслуживания…………………. 35 Тема 4. Средства информации: меню, карта вин, сертификаты………………………. 35 1. Сертификация услуг общественного питания.................................................... 35 2. Лицензирование предприятий общественного питания……………................ 36 3. Назначение и правила составления меню, карты вин, карты коктейлей. Виды меню................................................................................................................................... 37 4. Оформление меню, карт вин и коктейлей ресторана...................................... 41 Раздел V. Этапы организации обслуживания................................................................ 42 Тема 5. Этапы организации обслуживания................................................................... 42 1. Подготовка торгового зала к обслуживанию................................................... 42 2. Расстановка мебели............................................................................................. 42 3. Подготовка посуды, приборов, столового белья.............................................. 44 4. Сервировка столов (завтрака, обеда, ужина).................................................... 45 5. Подготовка персонала к обслуживанию........................................................... 49 Раздел VI. Обслуживание потребителей в ресторане................................................... 50 Тема 6. Организация процесса обслуживания............................................................... 50 1. Встреча и размещение гостей............................................................................ 51 2. Прием, оформление и выполнение заказа........................................................ 51 3. Рекомендации алкогольных напитков к закускам и блюдам, температура их подачи................................................................................................................................ 52 4. Виды расчетов с посетителями.......................................................................... 53 Тема 7. Методы подачи блюд в ресторане..................................................................... 54 1. Подача блюд в обнос (французский метод)..................................................... 54 2. Подача блюд с помощью подсобного стола (английский метод)………...... 55 3. Метод подачи в стол (русский способ)............................................................. 58 4. Европейский и комбинированный метод подачи блюд…………………….. 58 Тема 8. Последовательность и правила подачи холодных блюд и закусок, горячих закусок, супов, вторых горячих блюд………………………………………………………………….. 59 1. Правила подачи холодных блюд и закусок..................................................... 60 2. Правила подачи горячих закусок...................................................................... 62 3. Правила подачи супов........................................................................................ 63 4. Правила подачи вторых горячих блюд............................................................. 65 Тема 9. Последовательность и правила подачи сладких блюд, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков…………………………………………………………………….. 67 1. Правила подачи сладких блюд........................................................................... 67 2. Правила подачи кондитерских изделий............................................................ 70 3. Правила подачи горячих напитков.................................................................... 70 4. Правила подачи холодных напитков................................................................. 71 Раздел VII. Обслуживание приемов и банкетов............................................................ 72 Тема 10. Приемы и банкеты............................................................................................ 72 1. Виды банкетов..................................................................................................... 72 2. Дипломатические приемы.................................................................................. 73 3. Прием заказа на проведение банкета................................................................. 75 4. Роль менеджера в организации банкетной службы......................................... 76 Тема 11. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами……………...... 77 1. Понятие, назначение, характеристика банкета с полным обслуживанием официантами..................................................................................................................... 77 2. Особенности подготовки проведения банкета................................................. 78 3. Обслуживание участников банкета................................................................... 80 Тема 12. Банкет-фуршет.................................................................................................. 82 1. Определение, назначение, характеристика банкет-фуршета……………….. 82 2. Особенности подготовки и проведения банкета.............................................. 83 3. Обслуживание участников банкета................................................................... 88 Тема 13. Банкет-коктейль................................................................................................ 90 1. Определение, назначение, характеристика банкет-коктейля………………. 90 2. Особенности подготовки и проведения банкета.............................................. 91 3. Обслуживание участников банкета................................................................... 93 Тема 14. Банкет-чай......................................................................................................... 94 1. Определение, назначение, характеристика банкет-чая……………………... 94 2. Особенности подготовки и проведения банкета.............................................. 95 3. Обслуживание участников банкета................................................................... 96 4. Роль менеджера в организации и обслуживании банкет-чая………………. 98 Тема 15. Комбинированные банкеты............................................................................. 99 1. Виды, назначение, особенности обслуживания............................................... 99 2. Особенности проведения коктейль-фуршета................................................... 99 3. Особенности проведения коктейль-фуршет-кофе........................................... 100 4. Особенности проведения банкета за столом с полным обслуживанием официантами - кофе в гостиной.......................................................................................................................... 108 Тема 16. Неофициальные банкеты.................................................................................. 102 1.Понятие, назначение, характеристика банкета с частичным обслуживанием официантами..................................................................................................................... 102 2. Особенности организации банкета «Свадьба».................................................. 104 3. Особенности организации банкета «День рождения»...................................... 108 4.Особенности организации банкета по случаю чествования юбиляра, встречи друзей.................................................................................................................................. 110 Раздел VIII. Специальные виды услуг и формы обслуживания……………………… 111 Тема 17. Специальные виды услуг, их классификация.................................................. 111 1. Услуги по организации питания и обслуживанию участников симпозиумов, конференций, семинаров, совещаний…………………………………………………………………… 111 2. Обслуживание в гостиницах................................................................................ 113 3. Обслуживание в номерах гостиниц..................................................................... 114 4. Особенности предоставления услуг по организации питания и обслуживания в местах массового отдыха и культурно-массовых мероприятий................................................ 117 Тема 18. Кейтеринг............................................................................................................ 118 1. Кейтеринг как дополнительный бизнес ресторана........................................... 119 2. Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте………………. 123 3. Обслуживание пассажиров воздушного транспорта......................................... 126 4. Обслуживание пассажиров водного транспорта............................................... 127 5. Обслуживание пассажиров автомобильного транспорта……………………. 128 Тема 19. Современные формы обслуживания................................................................ 129 1. Шведский стол...................................................................................................... 129 2. Экспресс-стол........................................................................................................ 132 3. Зал-экспресс........................................................................................................... 133 4. Воскресный бранч................................................................................................. 133 5. Кофе-брейк............................................................................................................. 134 6. Сырная тарелка и сырная тележка....................................................................... 135 Раздел IХ. Услуги по организации обслуживания иностранных туристов………….. 137 Тема 20. Туризм.................................................................................................................. 137 1. Виды туризма и классы обслуживания............................................................... 137 2. Обслуживание групп иностранных туристов в ресторанах и кафе...................................................................................................................................... 140 3. Национальная кухня и особенности питания иностранных туристов............................................................................................................................... 141 Раздел X. Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях...................................................................................................................... 148 Тема 21. Социально-ориентированные предприятия питания……………………….. 148 1. Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях питания................................................................................................................................ 148 2. Обслуживание на производственных предприятиях......................................... 149 3. Обслуживание социально незащищенных групп населения………………… 154 Тема 22. Организация питания и обслуживания в учебных и дошкольных заведениях........................................................................................................................... 155 1. Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах............................... 155 2. Обслуживание учащихся профессионально технических училищ................................................................................................................................. 158 3. Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений............................................................................................................................. 160 Раздел XI. Организация труда обслуживающего персонала.......................................... 163 Тема 23. Функции обслуживающего персонала.............................................................. 163 1. Права и обязанности менеджера зала (метрдотеля)........................................... 164 2. Требования к официанту...................................................................................... 166 3. Требования к бармену........................................................................................... 167 4. Требования к буфетчику сервис-бара................................................................. 169 5. Требования к кассиру............................................................................................ 170 6. Пути повышения эффективности использования персонала………………… 170 Заключение......................................................................................................................... 172 Литература.......................................................................................................................... 173 Введение Развитие рыночных отношений в нашей стране устранило многолетнюю монополию на сферы общественного питания. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса, черпающего свои истоки в богатом культурном и историческом наследии ресторанного дела дореволюционной России. Сложные и неоднозначно оцениваемые в обществе процессы приватизации привели к изменению форм собственности многочисленных кафе, ресторанов, отличавшихся ограниченным ассортиментом и традиционно ненавязчивым сервисом. «Организация обслуживания» относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональных качеств официантов, метрдотелей и менеджеров торговых залов. В данном пособии рассматривается порядок обслуживания посетителей на предприятиях общественного питания, особенности организации обслуживания и предоставления услуг в предприятиях различных типов и классов, современные методы и формы обслуживания. Большое внимание уделяется подготовке ресторанов, баров к обслуживанию потребителей. Дана характеристика всех видов столовой посуды и приборов, сервировки столов; уделено большое внимание правилам подачи блюд. Рассматриваются особенности обслуживания всех видов приемов и банкетов, специальные формы организации обслуживания иностранных туристов. В лекциях даны сведения, которые помогут студенту самостоятельно изучить дисциплину «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» и могут быть использованы непосредственно в практической деятельности. Раздел I. Общая характеристика процесса обслуживания
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |