Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГПС



2015-12-04 1486 Обсуждений (0)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГПС 0.00 из 5.00 0 оценок




25 июля 2002 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (далее - Закон). В соответствие с данным законодательным актом, внесены изменения и дополнения в более чем 35 законодательных актов, регламентирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Одновременно, в развитие положений Закона планируется разработка еще нескольких основополагающих законодательных актов в области пожарной безопасности.

Предстоит разработать и принять федеральный закон, регламентирующий порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе. Принятие данного законодательного акта позволит создать "собственную" законодательную базу по прохождению службы в территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службе, так как в настоящее время это определено Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится разработанный при участии Министерства проект федерального закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц в случае пожара».

В связи с принятием федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» предстоит сопровождение соответствующих проектов указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, которые детализируют положения законодательства о пожарной безопасности и вносят изменения в десятки решений Президента и Правительства. Основная цель внесения этих изменений сводится к уточнению правового статуса ГПС и сохранению существующих правовых гарантий и социальных льгот для личного состава Государственной противопожарной службы.

Подготовка нормативно-правовых актов, связанных с созданием Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России.

В настоящее время МЧС России осуществляется планомерная работа по модернизации государственного пожарного надзора с учетом критических замечаний, высказанных в адрес надзорных органов, в том числе и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Исходя из принципов проводимой реформы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, названный вид деятельности в системе противопожарной службы является основной, исключительно федеральной функцией.

Основной целью проводимой реформы является создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, совершенствование на этой основе форм и методов осуществления государственного пожарного надзора.

Совместно с Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палатой России проделана работа, направленная на пересмотр технологий надзорной деятельности, исключения не оправдавших себя, малоэффективных форм и методов работы. Ее итогом стал ряд директивных документов, направленных на жесткую регламентацию организации и осуществления контрольных мероприятий, упрощение процедур приемки в эксплуатацию различных объектов.

Одновременно ведется работа по созданию современных противопожарных требований, позволяющих реализовать права собственника рисковать своим имуществом, при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара. Внедряется система гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального риска.

Параллельно Министерство проводит работу в Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по пересмотру Федерального закона «О пожарной безопасности» с целью конкретизации прав и обязанностей органов власти различного уровня в этой области.

Для создания оптимальных условий осуществления ГПН, а также обеспечения финансовой независимости государственных инспекторов по пожарному надзору от объектов (субъектов) надзора планируется их содержать исключительно за счет средств федерального бюджета, в пределах выделенных федеральным бюджетом ассигнований на содержание Государственной противопожарной службы МЧС России, путем перераспределения численности, содержащейся за счет бюджетов различного уровня.

В целом вопросы совершенствования деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора рассмотрены на коллегии МЧС России в мае 2002 г., на которой принята соответствующая концепция совершенствования этой работы.

Данный документ разработан с участием ведущих ученых и практических работников противопожарной службы на основе имеющего российского и зарубежного опыта, с учетом происходящих социально-экономических преобразований и реформирования органов государственной власти. Концепция получила положительные отзывы от Всероссийского союза страховщиков, экспертов Торгово-промышленной палаты России.

Министерство считает, что реализация названных мероприятий позволит планомерно заменить неоправданное административное влияние более эффективными мерами ответственности самих хозяйствующих субъектов за исполнение требований пожарной безопасности, отказаться от форм всеобъемлющего контроля, сосредоточив усилия на обеспечение государственного надзора за объектами с массовым пребыванием людей, а также признаваемыми в соответствии с законодательством потенциально опасными и социально значимыми.

О принимаемых мерах по совершенствованию деятельности государственного пожарного надзора, в том числе снижению неоправданного административного влияния в сфере предпринимательства доложено Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С введением его в действие с одной стороны создается ряд дополнительных условий влияния на пожарную безопасность в стране, с другой – повышается ответственность за принятие решения должностными лицами ГПС.

Принятие новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит полностью реализовать возможность по использованию прав, предоставленных Федеральным законом «О пожарной безопасности». Теперь органам ГПС предоставляется право привлекать к административной ответственности не только должностных лиц и граждан, но и юридических лиц. При этом суммы штрафа на граждан увеличены до 10 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц до 40, на юридических лиц до 400.

Поэтому, учитывая положения проекта нового Кодекса, Министром подписан приказ от 20.06.2002 г. № 302, утвердивший «Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора».

Основные изменения заключаются в следующем:

· правами государственного пожарного надзора наделены не все должностные лица ГПС, а только те, которые непосредственно участвуют в процессе выполнения надзорных функций;

· выстраивается четкая схема подчиненности по линии ГПН – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору – главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации – главный государственный инспектор города (района);

· разграничены права и полномочия каждого уровня государственного инспектора: например, принимать решения об административной ответственности в виде штрафа на юридических лиц имеет право только главные госинспектора и их заместители.

Деятельность государственного инспектора должна быть понятна и предсказуема для руководителей поднадзорных объектов и граждан, с одной стороны, документально оформлена и подконтрольна с другой.

 

ГУГПС МЧС России со своей стороны планирует:

1. Направить на места разработанные Главком временные методические рекомендации о порядке производства по делам об административных правонарушениях.

2. По результатам 2002 года проанализировать правоприменительную практику должностных лиц органов управления и подразделений ГПС и ее влияние на обстановку с пожарами в регионе.

3. Усилить контроль за соблюдением должностными лицами органов управления и подразделений ГПС законности при применении мер воздействия за нарушения требований пожарной безопасности. По каждому выявленному случаю нарушений законодательства проводить служебные проверки с принятием мер дисциплинарного воздействия к виновным.

4. Провести дополнительные занятия в системе служебной подготовки по применению законодательства и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность должностных лиц органов управления и подразделений ГПС по организации производства по делам об административных нарушениях требований пожарной безопасности

5. Активизировать работу со средствами массовой информации по разъяснению населению требований пожарной безопасности и информированию об ответственности за их нарушение.

ВОПРОСЫ ДОЗНАНИЯ

Уголовным Кодексом Российской Федерации установлена ответственность за преступления, связанными с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

Применение этой нормы права является важным направлением в деле пресечения данного вида преступлений, а также одной из мер, направленных на предупреждение пожаров.

В последнее время возникает много вопросов о роли и месте органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в расследовании преступлений, связанных с пожарами.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации. С учетом внесенных изменений и дополнений в статьи 40 и 151 УПК России органы Государственной противопожарной службы отнесены к органам дознания с возложением на них проведения дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с пожарами (часть 2 статьи 168, часть 1 статьи 219, часть 1 статьи 261 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

· 168 часть 2 (Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия);

· 219 часть 1 (Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека);

· 261 часть 1 (Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности).

 

Ранее должностные лица Государственной противопожарной службы также осуществляли функции дознания. Поэтому, данное направление деятельности не является новым для Государственной противопожарной службы.

Следует отметить, что, учитывая значимость этой работы, в территориальных органах управления ГПС имеются подразделения (отдел, отделение, группа) по нормативно-методическому обеспечению и контролю административной практики и дознания по делам о пожарах. В подразделениях предусмотрены штатные должности дознавателей.

Органами дознания и следствия по происшедшим в России пожарам ежегодно проводятся проверки, по результатам которых выносится более 180 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, и возбуждается около 9 тысяч уголовных дел. Около 2,5 тыс. уголовных дел по пожарам ежегодно направляются в суды, из них более чем по 1000 уголовных дел судами выносятся приговоры.

Анализ практики применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что ежегодно удельный вес возбуждаемых уголовных дел по фактам пожаров от их общего количества в среднем составляет от 4,2% до 7,5%.

Несомненно, в целях неукоснительного выполнения положений введенного в действие УПК России требуется провести целенаправленную работу в территориальных органах управления и подразделениях ГПС по его изучению.

Несколько слов о положениях нового уголовно-процессуального законодательства и некоторых проблемных вопросах деятельности органов дознания ГПС.

В соответствии с УПК России (статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе) дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно.

В соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним соответствующие решения. Законом «О милиции» (ст. 10) регистрация заявлений, сообщений и иной информация о преступлениях, в том числе и связанных с пожарами, возложена на органы внутренних дел. Данная норма на Государственную противопожарную службу не распространяется.

Поэтому, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в области пожарной безопасности» введено положение в Федеральный закон «О пожарной безопасности» следующего содержания: Территориальные органы управления и подразделения ГПС МЧС России принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством.

В порядке информации следует отметить, что вопросы регистрации преступлений и их учета будут отражены во «Временном положении о регистрации и учете преступлений», разрабатываемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

До выхода указанного документа следует руководствоваться совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации (от 28 июня 2002 года № 36/11) и МВД России (от28 июня 2002 года № 1/ 3851) «О временной организации регистрации и учета преступлений».

Кроме того, введенное в действие уголовно-процессуальное законодательство содержит ряд отличий по процедуре осуществления дознания от УПК РСФСР. Так, в соответствии с ранее действующим УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Срок дознания мог быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 1 месяц. По новому УПК России дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Сроки проведения дознания практически сокращены более чем вдвое.

Ограничиваются возможности дознавателя в принятии решения в отказе в возбуждении уголовного дела (решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию «отсутствие в деянии состава преступления» принимается лишь в отношении конкретного лица (часть 1 статьи 148 УПК РФ). Существуют и другие принципиальные различия Уголовно-процессуального законодательства от действующего ранее.

В целом данному направлению деятельности большое внимание уделяется руководством МЧС России.

Руководители территориальных органов и подразделений ГПС должны обратить особое внимание на организацию дознания по делам, связанных с пожарами, принять меры по комплектованию в необходимом количестве должностей дознавателей подготовленными специалистами, желательно имеющими юридическое образование, и взять под личный контроль это важнейшее направление деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России.

Указом Президента Российской Федерации утверждено Положения об МЧС России. Предстоит большая работа по переработке ведомственных нормативных актов, в которой будете участвовать и вы.

В настоящее время ведется активная работа по расширению функций ГПС и укреплению ее спасательной составляющей. С этой целью реализуются решения по изменению ведомственных документов. Одновременно прорабатываются оптимальные варианты внедрения более эффективных технических средств и способов тушения.

В целях совершенствования управления территориальными силами МЧС России, а также оперативного реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, необходимо создать единые центры управления на базе существующих в системе ГПС Центров управления силами и пунктов пожарной связи, которые кроме реализации задач по информационному обеспечению системы на территориальном уровне, а также приему и обработке сообщений, должны обеспечить и управление при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Крайне важным для упрощения вызова населением пожарно-спасательных служб является решение вопроса о расширении статуса телефона «01».

Реализация функций и задач ГПС потребует усовершенствования профессиональной подготовки личного состава.

Для укрепления региональных сил целесообразно реформировать региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров. В настоящее время уже проводится подобный эксперимент по созданию объединенных региональных пожарно-спасательных отрядов на территории Центрального (Московская область) и Дальневосточного (Камчатская область) федеральных округов, по результатам которого будет принято решение о распространении накопленного опыта в системе МЧС России.

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительством 30 сентября 2002 г. принято решение №1376-р по комплексу проблем Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации.

Этим решением предусматривается поэтапная передача численности территориальный подразделений ГПС в введение субъектов Российской Федерации, содержавшихся ранее за счет федерального бюджета.

В общей сложности в 2003-2004 гг. в ведение субъектов Российской Федерации будет передано 22487 единиц личного состава ГПС (в 2003 году - 11487 ед., в 2004 г. – 11000 ед.). В общей сложности за счет средств субъектов будет содержаться более трети личного состава, со всеми вытекающими из этого проблемами.

Одновременно с этим предусмотрено сокращение в 2003 году 6500 ед. численности ГПС по охране объектов, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением правительства №77-97.

В 2002 году дополнительно выделено 300 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы ГПС. Минфину России поручено предусматривать на 2003-2005 годы выделение МЧС России 980 миллионов рублей ежегодно на приобретение пожароно-спасательной техники.

2 октября 2002 г. состоялось заседание Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрина. В работе Комиссии приняли участие руководители ряда управлений Администрации Президента Российской Федерации, Минэкономразвития, Минфина, МАПа, Минтруда, МНС и ГТК России, а также ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации.

На заседании Комиссии рассмотрен вопрос «О государственном пожарном надзоре в Российской Федерации и устранении избыточных административных ограничений в этой области», на котором в основном поддержаны предложения МЧС России по модернизации деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора.

С учетом предложений Комиссии доработанные Концепция совершенствования деятельности по осуществлению ГПН на период до 2005 года и Программа основных мероприятий по ее реализации в установленном порядке будут представлены в Правительство Российской Федерации.

Одно из главных направлений в этой работе – создание единого государственного надзора в системе МЧС России, охватывающего области пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Такой подход к проблеме требует не только разработку новых нормативных документов, но и внесение изменений в существующие законодательные акты. Например, в федеральные законы «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие. Существующая система государственного пожарного надзора будет изменяться постепенно, по мере принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых документов.

Создание единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций позволит структурно обособить органы государственного надзора от других подразделений министерства, не выполняющих правоприменительных функций, и придать ему статус самостоятельной службы в системе МЧС России, установив сферу его полномочий только в отношении контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Разграничение функций между федеральным центром, субъектами Российской федерации и органами местного самоуправления будет проводиться в рамках реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р, предусматривающим поэтапную передачу функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях осуществления МЧС России функций по руководству региональными и территориальными органами управления ГПС МЧС России, пожарно-техническими, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотел бы Вам напомнить основные направления деятельности ГПС, способствующие её эффективному интегрированию в систему МЧС:

· совершенствование нормативной правовой базы, принятие соответствующих решений органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, направленных на улучшение обстановки с пожарами;

· подготовка и реализация соответствующих региональных целевых программ для укрепления материально-технической базы ГПС и повышения социальной защищенности ее личного состава;

· совершенствование организации работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по заключению договоров на создание территориальных подразделений ГПС, содержащихся за счет их средств;

· обеспечение функционирования объектовых подразделений ГПС, осуществляющих охрану крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала страны;

· активизация работы по комплектованию подразделений ГПС личным составом, в том числе и отделов ГПС региональных центров.

 


 

Рис. 5.3.1Основные показатели обстановки с пожарами в Российской Федерации

 

Рис. 5.3.2Обстановка с пожарами в федеральных округах Российской Федерации за 12 мес. 2002 г.

 

 

Рис. 5.3.3Система Государственной противопожарной службы

 

Рис.5.3.5 Государственный пожарный надзор

Рис. 5.3.6 Взаимодействие Государственной противопожарной службы с федеральными органами государственной власти и подразделениями МЧС России

Рис.5.3.7 Участие ГПС МЧС России в работе международных организаций в области пожарной безопасности




2015-12-04 1486 Обсуждений (0)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГПС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГПС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)