Международно-правовая охрана земель, вод и воздуха
Опустынивание - процесс деградации засушливых сельскохозяйственных земель - в настоящее время начинает затрагивать многие европейские страны. В России более 100 млн. га земли либо уже обращены в пустыню, либо находятся под угрозой опустынивания. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Республике Калмыкия -самом засушливом регионе европейской части Российской Федерации, более 80% территории которой подвержено опустыниванию. Процесс опустынивания был вызван интенсивной деградацией земель и нехваткой воды в сочетании с возросшей за последние десятилетия антропогенной нагрузкой на природную среду и экстремальными природными условиями, что привело к ухудшению здоровья населения и снижению продолжительности и качества жизни. ЮНЕП оказала финансовую поддержку Национальной программе действий по борьбе с опустыниванием в Республике Калмыкия, разработанной в соответствии с основными принципами международной Конвенции 1994 г. по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание. Конвенция является универсальной, но для каждого континента разработаны свои приложения. В настоящее время разрабатывается пятое приложение для Европы, учитывающее специфику стран Центральной и Восточной Европы и дающее определенные льготы финансового характера странам с переходной экономикой. Подготовка такого приложения позволит Российской Федерации стать стороной Конвенции. В Калмыкии в настоящее время создается центр по проблемам засушливости, который может стать связующим звеном между Россией и остальной Европой в деле создания глобальной сети исследовательских институтов для решения проблем борьбы с опустыниванием, что предусмотрено в Конвенции в качестве одного из способов оказания содействия ее осуществлению. В последние десятилетия многие страны пришли к пониманию необходимости сотрудничества в области охраны и устойчивого использования трансграничных вод в Европе и связанных с этим выгод. В связи с этим под эгидой ЕЭК ООН были предприняты усилия, направленные на выработку скоординированного регионального подхода к этой проблеме. В результате был принят ряд деклараций по вопросам внешней политики и рекомендаций для правительств, связанных с охраной окружающей среды и устойчивым ресурсопользованием. На их основе в 1992 г. в Хельсинки была заключена Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Конвенция возлагает на государства-участников обязанность принимать все соответствующие меры для предотвращения, ограничения или сокращения трансграничного воздействия, которое означает любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека. К числу таких последствий для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов, или взаимодействие этих факторов; к их числу также относятся последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, возникающих в результате изменения этих факторов. Конвенция возлагает на стороны обязанность по охране трансграничных вод от загрязнения из точечных источников посредством предварительной выдачи разрешений на сброс сточных вод; использования современных технологий очистки промышленных стоков, содержащих опасные вещества; применения биологической очистки или аналогичных процессов для очистки городских сточных вод. Конвенция вступила в силу 6 октября 1996 г.; РФ подписала ее 18 марта 1992 г. и ратифицировала 2 ноября 1993 г. На 1 сентября 2002 г. - 33 страны-участницы. В 1976 г. в Бонне были заключены Конвенция о защите Рейна от загрязнения химическим веществами и Конвенция о защите Рейна от загрязнения хлоридами. Основной целью конвенций является защита Рейна от загрязнения, повышение норм чистоты воды, используемой как для питья, так и в промышленных целях. Согласно первой Конвенции, сброс веществ в Рейн строго регламентируется. Создана Международная комиссия по охране Рейна от загрязнения, которая определяет нормы сброса веществ. Для сброса веществ, перечисленных в приложении I, требуется разрешение правительства; а сброс веществ, перечисленных в приложении II, регулируется правительствами под наблюдением комиссии. Согласно второй Конвенции, сброс хлоридов в Рейн сокращается по меньшей мере на 60 кг в среднем в год. В приложении I приводятся данные об установке для захоронения в подпочве, сооружаемой правительством Франции при совместном финансировании. Участники принимают необходимые меры для предупреждения количества хлоридных ионов, сбрасываемых в водосборный бассейн. Каждый участник ежегодно представляет Международной комиссии по защите Рейна от загрязнения доклад о концентрации хлоридных ионов в водах Рейна. В приложении II указываются допустимые концентрации хлоридных ионов в сбросах свыше 1 кг на некоторых участках Рейна. Если государство-участник отмечает внезапное увеличение количества хлоридных ионов в водах Рейна или узнает об аварии, которая может представить серьезную опасность для качества воды, оно немедленно извещает об этом Международную комиссию и участников, которых это может затронуть. Международная комиссия представляет участникам предложения, имеющие целью постепенно сократить концентрацию хлоридных ионов на всем течении Рейна. В 1979 г. в рамках Европейской экономической комиссии ООН была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Согласно ст. 1 Конвенции, «загрязнение воздуха» означает введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в воздушную среду, влекущее за собой вредные последствия такого характера, как угроза здоровью людей, нанесение вреда живым ресурсам, экосистемам и материальным ценностям, а также нанесение ущерба ценности ландшафта или помехи другим законным видам использования окружающей среды. Под «трансграничным загрязнением воздуха на большие расстояния» в Конвенции понимается загрязнение воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов. Особенностью воздушного трансграничного загрязнения является то, что оно затрагивает не только соседние государства, но и те, которые находятся за сотни и тысячи километров. Конвенция закрепляет такие основополагающие принципы, как обязанность постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха; обязанность сторон посредством обмена информацией, консультаций, научно-исследовательской деятельности и мониторинга разрабатывать политику и стратегию борьбы с выбросами загрязнителей воздуха. Стороны обмениваются также информацией о выбросах за согласованные периоды времени с согласованных площадей или данными о потоках оговоренных загрязнителей воздуха. Проводятся консультации между сторонами, на которые фактически распространяются неблагоприятные последствия или которые подвержены значительному риску наступления таких последствий, и между сторонами, в пределах или под юрисдикцией которых возникает или может возникнуть значительная доля трансграничного загрязнения в связи с осуществляемой или предусматриваемой ими деятельностью. В области регулирования качества воздуха каждая сторона обязуется разрабатывать наилучшую политику и стратегию, включая системы регулирования качества воздуха и как их составную часть -меры по борьбе с его загрязнением, в частности путем использования наилучшей имеющейся и экономически приемлемой технологии. На основе Конвенции образован Исполнительный орган, который проводит совещания не реже одного раза в год. Секретариатские функции для него выполняет Исполнительный секретарь ЕЭК ООН. В рамках реализации Конвенции принята Совместная программа наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП). Она представляет оперативную часть Конвенции и предназначена для обеспечения государств-участников информацией о концентрации загрязнителей воздуха и их выпадении, а также качественных характеристиках и значении перемещения загрязнителей на большие расстояния. К Конвенции был принят ряд протоколов: в 1984 г. - Протокол, касающийся долгосрочного финансирования ЕМЕП; в 1985 г. - Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30%; в 1988 г. - Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков; в 1991 г. -Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений, в 1994 г. - Протокол относительно дальнейшего сокращения выбросов серы. Конвенция вступила в силу в 1983 г. РФ является ее участником.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |