Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы федеративного устройства



2015-12-04 354 Обсуждений (0)
Принципы федеративного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечи­вает целостность и неприкосновенность своей территории.

2. Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов го­сударственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государст­венной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и пол­номочий.

4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъек­ты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гаран­тирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное пред­ставительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.Российская Федерация - неоднородная федера­ция, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения -по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договор­ной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъек­тов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

 

36. Принцип разделения властей.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законо­дательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основыва­ется на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управле­ние, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три незави­симые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не призна­ётся принцип разделения властей.

Разделение властей в современном российском государстве.Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых вла­стей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осущест­вляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комите­ты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

 

37. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государст­ва.

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главноко­мандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти. Функции Президента РФ.

Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. 4. Основные полномочия Президента РФ.

Они определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами,

Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также предложения о его освобождении (а также временно отстраняет его от должности в случае возбуждения против него уголовного дела), назначение судей других федеральных судов, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и вопроса о его освобождении от должности, назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, формирование Совета Безопасности РФ, формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента РФ (в том числе в федеральных округах), назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил РФ, назначение и отзыв после консультации с комитета­ми и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностран­ных государствах и международных организациях, отрешает от должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов), а также глав муниципальных образований в случае нарушения ими федерального законодательства в установленном федеральном законом порядке.

Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти и органов, при Президен-те: право председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, объявление об отставке Правительства, отмена постановлений и распоряжений Правительства, приостановление действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоре­чия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, руководство работой Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ (Президент РФ является по должности Председателем Совета Безопасности РФ и Предсе­дателем Государственного Совета РФ), общее руководство Администрацией Президента РФ, руководство федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полномочия Президента РФ в сфере законотворчества, непосредственной демократии и в отноше­нии Федерального Собрания: назначение выборов депутатов Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, назначение референдума РФ, подписание и обнародование, отклонение (и возвращение без рассмотрения принятых с нарушением Конституции РФ) федеральных законов (рассмотренные полномочия осуществляются Президентом не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О референдуме РФ" (1995) и Феде­ральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (1999) соответственно), а также внесение законопроектов в Государственную Думу, обращение с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней полити­ки к Федеральному Собранию.

Полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов госу­дарственной власти: проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти, передача споров на рассмотрение соответствующего суда, обращение в суд по иным основаниям, вынесение предупреждений законодательным (представи­тельным) органам, высшим должностным лицам, руководителям высших исполнительных органов субъектов РФ.

Полномочия в сфере международных отношений: руководство внешней политикой РФ, ведение международных переговоров, подписание международных договоров РФ и т.д. Военные и чрезвычайные полномочия: утверждение военной доктрины РФ, введение в соответствии с федеральными конституционными законами на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, а в случае агрессии против РФ или её непосредственной угрозы -военного положения, а также исполнение функций Верховного Главнокомандующего Вооружённы­ми Силами РФ.

Иные полномочия: решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почётных званий РФ, высших воинских и специальных званий, осуществление помилования.

Акты Президента РФ.Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

Неприкосновенность Президента РФ.Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекра­тивший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Прези­дента.

 

38. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ

Статья 80 определяет, что Президент РФ является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. В Конституции РФ (КРФ) заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ достаточно коротким четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не соответствующими КРФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др. Президент должен решать 3 основные задачи;

1.Охрана конституционного строя РФ, ее целостность и неприкосновенность. 2.Поддержание гражданского мира и национального согласия. 3.Охрана прав и свобод граждан, их гарантированность со стороны государства. В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента.

 

39. Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура.

Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим законодательным и представительным органом государственной власти страны. В силу выборности оно стоит во главе системы представительных органов РФ. Федеральное Собрание - Парламент федеративного государства. Федеральное Собрание - двухпалатный орган. Его палаты неравноправные, что выражается в порядке их формирования, составе, полномочиях. Государственная Дума избирается сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов. Совет Федерации не избирается, а формируется. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ; главы законодательных и исполнительных органов государственной власти. Численный состав Совета Федерации обусловлен количеством субъектов (ст.65 Конституции РФ). Сегодня Совет Федерации включает 178 человек. Совет федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам (и в ГД); по вопросам экономической реформы (и в ГД); по аграрной политике (и в ГД); по вопросам безопасности и обороны (только в ГД), и т.д.

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы, который избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ содержит три основаниядля роспускаГосударственной Думы

1) Гос.Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Гос.Думой вопрос о доверии Правительству, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев

повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя

Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

40. Законодательный процесс

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих

друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность

Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: законодательная

инициатива; предварительное рассмотрение законопроекта; рассмотрение законопроекта

и принятие закона Гос. Думой; рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать

дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1 )преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной

Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой

законов; 2) повторное рассмотрение Гос.Думой и Советом Федерации законов,

отклоненных Президентом РФ.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет

собой внесение законопроекта в Гос.Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной

Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения; Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения; Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения; Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ. Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Одновременно законопроект направляется в другие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительству РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Третья стадия - рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой. Рассмотрение законопроекта Гос.Думой осуществляется в трех чтениях. Четвертая стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону. Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

 

41. Правительство РФ, его структура и полномочия

Правительство - это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Оно возглавляет систему органов государственного управления и является органом власти общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство практически обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Правительство РФ — орган коллегиальный. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.

Состав Правительства, его структура, порядок формирования и компетенция, а также отношения с другими государственными органами определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, федеральными законами, нормативными указами Президента.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства РФ Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные ми­нистры назначаются на должность Президентом по предложению главы правительства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (четыре года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае отставки Правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно (по поручению главы государства) продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации несет ответственность за свою деятельность перед Президентом и Государственной Думой. Полномочия: 1) право законодательной инициативы 2) финансовые законопроекты. Главной задачей Правительства РФ является организация и осуществление государственного управления. Для этого оно разрабатывает программы экономического развития; создает условия для свободного развития предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит единую политику цен, рационального природопользования; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает программы социального развития; реализует в РФ единую государственную политику в области здравоохранения, науки, образования, способствует развитию культуры; руководит социальным обеспечением; предпринимает меры по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Главная функция - разработка и принятие федерального бюджета. МВД, МИД, Мин.безопасности РФ входят в состав правительства.

 

42. Министерство образования РФ и его органы

Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием: Правительство РФ; федеральные (центральные) органы управления образованием; федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов РФ. Федеральным государственным органом, специально учрежденным для управления образованием в Российской Федерации, является Министерство образования РФ. Оно призвано проводить государственную политику, осуществлять управление и координацию деятельности других федеральных исполнительных органов в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего

подготовки и аттестации научных и научно-квалификации. Министерство образования как центральный федеральный орган управления образованием решает целый спектр специализированных задач, среди которых: осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования. Возглавляет Министерство образования России министр, который осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Он является председателем коллегии Министерства, в которую по должности входят заместители министра, а также руководители структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущие ученые, специалисты и общественные деятели. Коллегия является совещательным органом, ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В составе Министерства в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.

профессионального образования, педагогических кадров высшей Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации формируется из числа ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры. Персональный состав Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. К компетенции членов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации относятся вопросы совершенствования аттестации научных и научно-педагогических работников; организации сети диссертационных советов; рассмотрения апелляций, предложений, заявлений и жалоб, поступающих в Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации. Министерство насчитывает более тридцати структурных подразделений, обеспечивающих осуществление его основных задач и функций. В их число входят: управления (управления высшего профессионального образования, среднего специального профессионального образования, управление развития образования и др.), департаменты (образовательных программ и стандартов общего образования и др.), отделы (информатизации образовательных учреждений, специальный отдел и др.).

 

43. Понятие и основные признаки судебной власти

Органы правосудия — третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы «держать весы, равные для обеих сторон», разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, — специфическая независимая ветвь государственной власти, осу­ществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в- сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции. По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

 

44. Структура судебной системы

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд РФ - является высшим судом судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции - это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). Арбитражные суды в России делятся на арбитражные суды субъектов, федеральные арбитражные суды округов и один Высший Арбитражный Суд. Арбитражные суды призваны рассматривать экономические споры между юридическими лицами. Следует также отметить, что все судьи и все суды являются федеральными и не подчиняются местным органам.

Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный Суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Консти­туционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федера­ции на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1. Решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле;

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации; 5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

 

45. Правоохранительные органы - понятие и система

46. Понятие, законодательство и система гражданского права

Гражданское право — важнейшая отрасль права, которая включает в себя науку «Гражданское право», учебную дисциплину и гражданское законодательство. Гражданское право представляет собой систему правовых норм, регулирующих имущественные отношения и личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц.

Основную часть отношений, регулируемых гражданским правом, составляют имущественные отношения.

Различают две основные группы имущественных отношений: отношения вещного характера и отношения обязательственного характера.Регулируемые гражданским правом вещные отношения существуют в виде отношений собственности и иных отношений вещ­ного характера.

Отношения собственности в зависимости от субъекта-собственника могут иметь форму индивидуальной собственности отдельных граждан, собственности юридических лиц, государственной и муниципальной собственности. Все формы собственности рас­сматриваются законом как ра<



2015-12-04 354 Обсуждений (0)
Принципы федеративного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы федеративного устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)