Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанровые и стилевые особенности подачи экологической информации



2015-12-04 862 Обсуждений (0)
Жанровые и стилевые особенности подачи экологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок




За время существования экологической журналистики сложилась определенная система жанров, как в «общих», так и в «зеленых» СМИ.

Современные экологические публикации, которые мы встречаем на страницах «общей» прессы, «выросли» из очерков о природе и научных статей, характерных для советской прессы 60-70-х годов. Рассказы и очерки о живой природе, традиционно призваны были воспитывать любовь к своей земле, к живому, в особенности у молодежи. Эти материалы (качественные, конечно же) несли огромный эмоциональный заряд, воспитывали и чувство патриотизма. Наверно, и сейчас не стоит забывать, что природа – прежде всего, источник положительных эмоций. Экологические публикации имеют огромные возможности для эмоционального, историко-культурного воспитания аудитории. Для воспитания человечности, в конечном счете. Эту традицию российской экологической журналистики продолжает сегодня, пожалуй, только старейший публицист-эколог В.М. Песков на страницах ”Комсомольской правды” в рубрике ”Окно в природу”.

К сожалению, очерк практически исчез с полос центральных газет, из теле-и радиоэфира. В нашем стремительно меняющемся мире, в условиях постоянного кризиса – политического, экономического, духовного – нет места «сентиментальным бредням» о птичках и зверушках. Неужели действительно нет? К сожалению, современные общественно-политические СМИ выполняют преимущественно только одну из своих функций – информирование о событиях (ну, может быть, в какой-то степени еще и их анализ), а воспитательная (образовательная, просветительская) функция задвинута на задний план, оставлена «до лучших времен».

Нам кажется, что уже в самом ближайшем будущем «общие» СМИ начнут «реставрацию» забытых жанров: очерка, лирической зарисовки. Люди устали от «жареных новостей», сенсаций, политических игр, криминальных разборок, все больше хочется того «доброго и вечного», что и дает рассказ о красоте природы, о жизни животных и птиц, спокойное вдумчивое повествование без воплей о конце света и без описаний мутантов.

Если в современной «общей» прессе экологических очерков практически нет, то «зеленая» пресса ими изобилует. Так, практически в каждом номере газеты зеленых Поволжья ”Берегиня” появляется рубрика «Охранная грамота», в которой периодически публикуются очерки о природе, о том или ином виде животных и растений. Такие материалы призваны, прежде всего, воспитывать чувство любви к природе, они имеют положительный эмоциональный заряд.

Почти каждый очерк затрагивает какую-либо глобальную экологическую проблему, и этим он вдвойне ценен как жанр. «Общая» пресса чаще всего «воротит нос» от «рассуждений на отвлеченные темы». В разряд «отвлеченных» попали и глобальные экологические проблемы, которые важны для любого уголка планеты, такие как: изменение климата, разрушение озонового слоя и др.

Проблемные материалы о глобальной экологии должны, на наш взгляд, вернуться и занять подобающее место в «общих» СМИ. Сегодня эти СМИ уделяют внимание, в основном, локальным экологическим проблемам. Освещение их, безусловно, тоже важно и нужно, но всем нам, чиновникам и экологам, журналистам и их аудитории – нужно уметь смотреть вглубь каждой экологической проблемы. В конечном счете, любая локальная проблема тесно связанна с глобальной экологией, с жизнью всей планеты в целом. Эту связь, как нам представляется, всегда должны показывать журналисты в своих материалах. Это давно поняли сотрудники «зеленых» изданий, поэтому в этих газетах и журналах часто встречаются статьи, посвященные проблемам, которые журналистам общих СМИ могут показаться незначительными.

Итак, основными жанрами «зеленых» СМИ можно считать очерк и проблемные материалы, в основном, корреспонденции и статьи. «Зеленые» СМИ используют, конечно, и другие жанры, но в значительно меньшем объеме.

Среди основных жанров, используемых «общими» СМИ для подачи экологических материалов, можно выделить следующие:

«горячая» новость. Используется в случае каких-либо неординарных событий: аварий на предприятиях, выбросов вредных веществ, повлекших массовые отравления или гибель людей, живой природы, природных катаклизмов, заявлений официальных лиц;

статья-справка. Она рассказывает о влиянии тех или иных веществ на здоровье человека, дает справочную информацию о проблеме. Этот жанр способствует реализации просветительской функции СМИ;

интервью с экспертом. Используется либо в том случае, когда сам интервьюируемый является предметом интереса публики, если он влиятелен и пользуется авторитетом, либо когда проблема уже сама по себе не является новостью, и в этом случае жанр интервью помогает посмотреть на данную проблему с другой стороны, представить новую точку зрения;

репортаж. Описание происходящего непосредственно с места события; пожалуй, сегодня - это один из самых распространенных жанров экологической журналистики.

Таким образом, жанровое разнообразие общих СМИ шире, однако они страдают поверхностным и часто искаженным представлением экологических проблем. «Зеленые» издания слабо используют все многообразие журналистских жанров и методов. Иногда однообразие их использования приводит к тому, что читать экологические газеты и журналы становится скучно и неинтересно для неспециалиста. Одна из причин, видимо, в отсутствии профессиональных журналистских кадров в большинстве «зеленых»” изданий. Значит, надо учиться всем.

 



2015-12-04 862 Обсуждений (0)
Жанровые и стилевые особенности подачи экологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанровые и стилевые особенности подачи экологической информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)