Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА XI. ГДЕ «ЛЕЖИТ» ИНФОРМАЦИЯ?



2015-12-04 422 Обсуждений (0)
ГЛАВА XI. ГДЕ «ЛЕЖИТ» ИНФОРМАЦИЯ? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Образно говоря, источником информации для журналиста, пишущего на экологические темы, является сама жизнь. Ежедневно в регионе, стране и мире происходят события, которые можно отнести к экологической сфере. О них можно узнать от коллег-журналистов из новостных разделов, из выступлений руководящих деятелей, да и просто посмотрев в окно.… Однако существуют и более традиционные источники идей.

 

Официальные источники информации:

Законопроекты. За последнее время появилось немало законов, касающихся экологической сферы, не все из них однозначно были восприняты общественностью. Природные богатства нашей страны, к сожалению, не дают спокойно спать огромному количеству чиновников и предпринимателей, которые мечтают их все немедленного «приватизировать» и «отчуждать» от простых граждан, то есть нас с вами. Знание некоторых законов может помочь журналистам выработать представление о том, что в данной реальной экологической ситуации правовая база была нарушена, а анализ других законов может стать источником для критических выступлений в СМИ, так как в самих законах тоже может содержаться неправильное представление о взаимоотношении общества, человека и природы. Так, к примеру, экоНПО «Экозащита» требует от правительства немедленного пересмотра Водного и Лесного кодексов, убрав из них положения о приватизации наших с вами природных богатств – воды и леса.

Выступления и заявления Президента, Премьера, членов правительства, официальные документы. В нашей стране сложилась такая практика, что даже словесные заявления руководителей моментально запускают машину практических действий, поэтому такие выступления и заявления могут рассматриваться как серьезные источники информации, требующие дальнейшего анализа. Так, 30 января 2007 года Президент В.В.Путин выступил с анализом экологической ситуации в России на Совете Безопасности. Его выступление и выступление вице-премьера Д.А.Медведева были немедленно растиражированы СМИ, а затем экологические медиакоммуникации разразились целой серией материалов на такие темы, которые ранее никому бы и в голову не пришло освещать, хотя они всегда лежали на поверхности. Официальные документы (доклады, распоряжения, постановления) – достаточно длинные, скучные и непонятные, но если в них прицельно разобраться, то они оказываются полезными и эксклюзивными.

Документы международных организаций и их мероприятий. Таких организаций в мире множество: ООН, ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения и т.д. Они постоянно готовят отчеты о своей деятельности и пресс-релизы о своих мероприятиях: конференциях, съездах, саммитах. В них содержатся такие международные стандарты в экологической сфере, которые легко «накладываются» на экологическую практику в стране, а это сравнение дает богатую пищу для размышлений журналистов. Помимо этого, знание о том, что происходит с экологией во всемирном масштабе, значительно расширяет кругозор журналистов.

Пресс-релизы. Их выпускают различные ведомства, предприятия, организации и фирмы. В них можно найти не только искомую информацию, но и даже выйти на новую тему материала. Многие журналисты, особенно дружественные разработчикам пресс-релизов, не всегда критически подходят к содержанию текстов, публикуя их практически без правки, что приводит к тому, что, порой, желаемое выдается за действительное. Над пресс-релизом, если вы работаете над аналитическим материалом, должны усердно потрудиться не только вы, но и ваш эксперт, знающий тему изнутри.

Службы здравоохранения и санэпидемнадзора. Документы, циркулирующие в этих ведомствах, содержат полезную и объективную информацию о воздействии вредных веществ на жизнь и здоровье наших сограждан. Даже в выступлениях нынешнего главного санитарного врача Г.Онищенко иногда содержится в «свернутом» состоянии целый «букет» экологических тем.

Законодательные инициативы, письма и предложения,вносимые в Госдуму различными заинтересованными сторонами. Из них можно узнать о грядущем экологическом «сюрпризе», когда он еще только готовится.

Работа с официальными источниками предполагает умение автора использовать такой традиционный журналистский метод, как работа с документами, который является одним из трех «китов» журналистских методов, наряду с интервью и наблюдением.

 

Неофициальные источники:

Встречи с чиновниками. В большинстве случаев, то, что говорят официальные лица, легко цитировать, а цитаты всегда украшают материал. Иногда чиновники могут намекнуть на интересную тему и даже, преследуя свои цели, допустить «утечку информации». Это подскажет вам, где искать интересные факты. Не пытайтесь обязательно добиться встречи с руководителем или высшим чиновником. По словам одного журналиста, его лучшие экологические статьи были написаны с подачи рядовых инспекторов и сотрудников служб, занимающихся вопросами экологии. Он объяснил, что рядовые сотрудники легче делятся информацией, особенно в тех случаях, когда, к примеру, какая-то компания нарушает экологические нормы, а на рядовых сотрудников, не согласных с этим, оказывается давление.

Встречи с сотрудниками различных НИИ и преподавателями ВУЗов. Исследования, которые проводят ученые, могут стать темой материала, однако не менее важны и их мнения по той проблеме, над которой вы уже работаете. Ученые, как правило, люди бесконечно увлеченные, иногда их даже называют «концептуальными эгоистами», однако, в большинстве своем, они – бескорыстные служители своего дела. Помочь журналисту разобраться в сложном «клубке» взаимосвязанных экологических проблем, дать профессиональную консультацию – это для них не труд, а одно удовольствие. И этим надо, непременно, воспользоваться. Если позволяет время, неплохо бы посетить какую-либо научную лекцию своего эксперта или заседание Ученого Совета.

Научная литература. В наше время сплошной компьютеризации библиотеки, в которых находятся книги по многим отраслям человеческого знания, как кажется многим, уходят в прошлое. Да и зачем куда-то ехать и утруждать себя поиском нужного источника, когда он всегда под рукой в необъятной сети интернета. Однако работа в особой библиотечной атмосфере создает определенный настрой на серьезное восприятие темы, особенно такой, как экологическая. Тем более, что интернет не всегда дает цельное и законченное знание. Когда закрываешь последнюю страницу толстого научного фолианта, то испытываешь не только усталость, но и чувство огромного удовлетворения от прикосновения к первоисточнику. К сожалению, интернет как источник вторичной информации не всегда дает уверенность в точности и объективности полученных знаний.

Научные журналы. Их можно просмотреть в той же библиотеке, а можно и в нтернете. Например, с начала прошлого века под эгидой Академии наук выпускается интересный научный журнал «Экология». Основной «недостаток» научных журналов – трудность в понимании и восприятии его содержания. Но помимо сугубо научных существует и много научно-популярных изданий, которые адаптируют научную информацию для более или менее «продвинутой» аудитории. Например, экологические журналы «Свет», «Экология и жизнь», «Экология и промышленность» и т.д. Если посмотреть шире, то интересующей вас проблематикой занимаются и другие издания: «Наука и жизнь, «Техника – молодежи», «Юный натуралист», «Вокруг света», «Гео». К сожалению, многие научно-популярные издания, в условиях рыночной экономики, борясь за свое «место под солнцем», публикуют много «околонаучных» материалов, в которых содержатся сведения сенсационного, но не всегда проверенного с научной точки зрения, характера. Перепроверить их – ваша профессиональная задача.

Газетно-журнальная периодика. Статьи в общефедеральных и региональных газетах и журналах могут не только натолкнуть вас на свежую идею, но и подсказать, в чем вы ошибаетесь, готовя материал. Возможно, увлекшись, вы изобретаете велосипед, другие журналисты уже написали о том, что для вас является новостью. Если вы хорошо владеете языком, а современная журналистика во многом предполагает такое умение, то журналистские материалы зарубежных коллег значительно расширят ваши профессиональные горизонты. В главе о «Методах» мы говорили об экологическом мониторинге, то есть постоянном обзоре современного состояния ситуации или проблемы. Периодическая печать, так же как и радио- и тележурналистика – несомненно, главные источники для такого мониторинга.

Собственный архив. Не нужно много говорить о том, что, имея у себя дома или на работе архив документов и газетно-журнальных вырезок, а также цитаты из научных книг и журналов или научно-популярных изданий, вы намного облегчите себе жизнь, будете всегда уверены в том, что знаете выбранную тему практически досконально. Трудно ручаться за точность, но ходят слухи, что у самого известного в России старейшего экологического публициста В.М.Пескова в доме нет свободного места: все заставлено книгами и архивами. Скорее всего, поэтому трудно сегодня сказать, кто он: журналист или уже эколог-профессионал. По крайней мере, читая его публикации в «Комсомольской правде», ни на минуту не сомневаешься в точности информации, которую он передает аудитории.

Знания и мнения коллег. Для начинающих журналистов, на которых, в основном, и рассчитано это пособие, профессиональный опыт коллег является важным не только в поиске информации, но и в постижении премудростей мастерства. Конкретных жизненных ситуаций бывает огромное множество, однако никогда не бывает зазорным обратиться за советом к более опытным коллегам.



2015-12-04 422 Обсуждений (0)
ГЛАВА XI. ГДЕ «ЛЕЖИТ» ИНФОРМАЦИЯ? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА XI. ГДЕ «ЛЕЖИТ» ИНФОРМАЦИЯ?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)