Отличительные особенности услуги
Продукция в соответствии со стандартом определяется как результат различных видов деятельности.
Продукция (3.4.2) – результат процесса.
В пояснении к термину «Продукция» стандарт определяет следующие особенности услуги: ¨ она нематериальна; ¨ является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя; ¨ предоставление услуги может включать создание благоприятных условий для потребителя. Применительно к транспортной услуге национальный стандарт ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» дает следующее определение: Транспортная услуга - результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя, грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями. В отличие от материальной продукции, где результат деятельности может быть отделен от самой деятельности и использован любым потребителем, услуга не может находиться вне сферы непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. В сущности, услуга представляет собой внутреннюю деятельность поставщика по удовлетворению требований потребителя, в то же время производитель не является в классическом понимании собственником услуг. Анализируя особенности услуги можно выделить следующие её характерные свойства: ¨ не может складироваться (храниться): услуга, для обеспечения которой выделены и использованы ресурсы, но которая не пользуюется запланированным спросом у потребителя, приводит к издержкам; ¨ условия оказания услуги и существенное влияние ситуационных факторов обусловливают оценку ее качества потребителем; ¨ не может быть заранее продемонстрирована: оценка качества осуществляется потребителем при выполнении услуги как одной из заинтересованных сторон; ¨ заранее спланированная и реализованная услуга, как правило, не может транспортироваться в другое место или продаваться по частям; ¨ для большей части видов услуг (транспортные услуги) недостатки не могут быть устранены после оказания услуги конкретному потребителю; ¨ пользование транспортными услугами приводит к издержкам. Эти особенности влияют на процесс управления качеством услуги, они обусловлены тесным взаимодействием с потребителями и учетом их индивидуальных запросов. При управлении услугами необходимо учитывать: ¨ зависимость планирования услуги от потребителя; ¨ сложность установления взаимоприемлемых критериев качества услуги, исходя из требований потребителя и возможностей исполнителя; ¨ гибкость форм и оперативность предоставления услуги; ¨ обеспечение услуги в период пикового и низкого спроса на услугу; ¨ культуру общения с потребителем; ¨ доступность персонала сервисной организации для клиентов; ¨ гигиену, безопасность, комфорт и эстетику места предоставления услуги; ¨ формирование благоприятного образа организации, основная деятельность которой связана с оказанием услуг. Права потребителей В рыночной экономике качество рассматривается с позиций потребителя. Движение потребителей за свои права можно рассматривать по трем направлениям: 1. Государственная политика в области защиты прав потребителей. 2. Разработка законодательной базы. 3. Создание государственных структур и общественных организаций.
Потребитель (3.3.5) – организация или лицо, получающее продукцию.
В понятие продукции входит и услуга, которая является одним из ее основных элементов. Права потребителей были приняты в 1985 году на 106-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН. Они получили название «Восемь заповедей ООН – незыблемые права потребителей». 1. Право на удовлетворение основных нужд – право на основные товары и услуги, обеспечивающие выживание. 2. Право на безопасность – право быть защищенным от продуктов и услуг, опасных для здоровья и жизни. 3. Право на информированность - право получать сведения, необходимые для обоснованного выбора. 4. Право выбора: доступ к разнообразным товарам и услугам, продаваемым по конкурентным ценам; в случае монопольной торговли - иметь право при справедливой цене гарантию удовлетворительного качества. 5. Право быть выслушанным – право отстаивать свои интересы. 6. Право на возмещение – право на удовлетворение обоснованных претензий и получение компенсации. 7. Право на потребительское просвещение – приобретать знания по части отстаивания своих потребительских прав. 8. Право на здоровую окружающую среду – защита от экологической опасности. Эти принципы защиты прав потребителей признаются Всемирной Организацией союзов потребителей(IOCU), в которую входит и Международная конфедерация обществ потребителей, объединяющая общественные потребительские организации России и стран СНГ. Россия признала эти права в 1989 году. В это же время был создан Союз потребителей России. Учрежденные им экспертные центры оказывают помощь потребителю в удовлетворении их претензий. Федеральный закон № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 устанавливает права потребителей: ¨ на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; ¨ на получение информации о товарах и об их изготовителях; ¨ на просвещение; ¨ на государственную и общественную защиту. Закон также определяет механизм реализации этих прав. С 1 января 2005 года вступила в силу третья редакция закона. Поэтому естественно, что первый принцип менеджмента качества заключается в организации деятельности, ориентированной на потребителя, т.е. основные цели предприятия должны быть ориентированы на удовлетворение интересов потребителя, что составляет основу любого бизнеса. Особенно это актуально для предприятия, оказывающего услугу и заботящегося об индустрии сервиса. Особенности потребителя сегодняшнего дня заключаются в следующем: ¨ в условиях насыщенного товарного рынка имеет право выбора продукции и предприятий их производящих; ¨ имеет достаточную правовую подготовку; ¨ требует постоянного улучшения качества; ¨ предъявляет рекламацию на каждый дефект; ¨ отдает предпочтение обеспечению качества в технологическом процессе, не доверяя результатам окончательного контроля. Как видно, потребитель и его запросы могут существенно различаться, причем предпочтение определенных видов продукции и услуг может носить предвзятый характер. Однако для поставщика эти потребности являются объективной реальностью, их необходимо документировать, анализировать и учитывать при организации производства. Завоевание доверия потребителя является значимой маркетинговой функцией. При оказании услуг также необходимо учитывать следующие особенности: ¨ потребители услуг более привередливы; применительно в гражданской авиации необходимо учитывать, что перевозка является промежуточным звеном для удовлетворения необходимых нужд; ¨ существует острая нужда в компетентных сотрудниках, которые непосредственно взаимодействуют с потребителем.
Вопросы и задания 1. Актуальность проблемы качества для российских предприятий; ее особенности в авиационных предприятиях. 2. Назовите и поясните основные аспекты качества, в чем их сущность. 3. Что такое качество, как его определяет стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001? 4. Назовите наиболее универсальные требования к качеству как со стороны производителя, так и с точки зрения потребителя. 5. Что такое характеристика качества? Назовите основные классы характеристик, приведите примеры. 6. Что может выступать в роли объекта, к которому разрабатываются требования? 7. Назовите отличительные особенности услуги. 8. Основные права потребителей. Механизмы реализации и защиты прав потребителей на основе международного опыта и практики Российской Федерации. 9. Особенности потребителей услуги. В чем заключаются особенности требований потребителей услуги по перевозке воздушным транспортом?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |