Занятие 20. Ресурсы Интернет
На этом занятии вы: • познакомитесь с основными видами ресурсов сети Интернет, • узнаете об основных перспективах развития этой глобальной Главным качеством Интернет является наличие огромного количества текстовой информации на различных языках. Конечно, такая информация не предназначена непосредственно для применения в качестве учебного материала, однако, для многих учащихся возможность работы в Интернет служит важным мотивом поведения, поэтому учитель должен грамотно использовать эту мотивацию. Довольно подробно исследовано применение реальных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов. Таблица 9 Краткий обзор основыных услуг метапоисковых систем
Таблица 10 Варианты использования Интернет
Продолжение табл. 10
П.Ь. Ограниченный доступ к сети по протоколу эмуляции терминала на базе маломощной ПЭВМ для учителя в классе
П.с. Ограниченный доступ к сети по протоколу эмуляции терминала на базе маломощной ПЭВМ для учителя дома или в классе информатики Это - относительно приемлемый по цене вариант конфигурации как в плане создания класса, так и его эксплуатации. Он требует особого планирования процесса обучения Предоставляемые им возможности содержат подключение для работы в сети в необходимые моменты. Есть возможность передавать результаты работы учителя на ученические компьютеры по локальной сети, но сами ученики не могут работать с сетью в реальном масштабе времени, поэтому учительдолжен заранее °™б^ь пригодный для работы в таком режиме материал. Обращение в сеть за информацией Г ремя урока в? этом случае должно иметь педагогическое обоснование так^как с технической и организационной точек зрения выгоднее делатьэго при подготовке к уроку Однако сами получаемые из сети материалы не слишком привлекательно оформлены и проигрывают даже в сравнении с обычными учебниками
Это - самый дешевый для кабинета гуманитарных предметов Он накладывает определенные ограничения на процесс обучения. Его включают в себя предоставление ученикам полученных из сети документов либо в текстовом, либо в электронном виде (при наличии компьютеров в классе), ин исотаетне только работукаждого ученика в реальном масштабе времени в сети, но и "^одическую работу в сети „а уроке. К тому же получаемые из сеш штериалынеслишком привлекательно оформлены и проигрывают даже в сравнении с обычными учебниками То же Однако не меньший интерес вызывают и аутентичные тексты ин- \ формационного характера, такие как реклама товаров и услуг, полезных для учащихся, школьные страницы серверов. Как правило, без стимулирующего участия модератора, учащиеся обмениваются довольно стандартными письмами с бедным лексическим материалом или используют молодежный сленг. Желание писать развернутые послания у многих участников межшкольных электронных конференций либо не наступает, либо быстро проходит. Кроме того, по этическим причинам нет возможности ограничить круг участников электронного общения только носителями чистого литературного языка. По тем же соображениям этики личной переписки возможность помощи модератора учащимся существенно ограничена. Учащиеся, рассчитывающие на тайну личной переписки, резко меняют тон и лексику писем по сравнению с письмами, посылаемыми ими же на конференцию. Участие же модератора можно рассматривать как нарушение аутентичности текстов. Поэтому обмен электронными письмами и участие в электронных конференциях следует проводить с разумной осторожностью и педагогической целесообразностью. В этом плане рекламные объявления и школьные странички выгодно отличаются богатством лексики, правильностью ее использования при достаточной аутентичности текстов и простотой включения в учебный процесс. Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет является наличие механизмов поиска. Помимо прямой и очевидной пользы от таких механизмов или поиска документов и программ, можно указать их более нетривиальное применение на уроках иностранного, прежде всего английского, языка, для полноценного усвоения лексики требуется использовать се в конкретных речевых ситуациях. Именно для этой цели очень подходят механизмы поиска по ключевым словам. При этом в результате будут получены оригинальные тексты, созданные носителями языка. Более того, запрос на поиск текста можно уточнить дополнительными ключевыми словами, что позволит находить тексты по конкретной тематике, интересной для данной группы учащихся. Такие приемы деятельности в Интернет дают возможность оперативно реагировать на потребности учебного процесса, учитывать мотивацию конкретной учебной группы. В зависимости от конфигурации технических средств учитель может использовать данный прием в процессе подготовки или проведения занятия. Аналогичным образом организуется деятельность учащихся в курсах других предметов, например в курсе информатики по темам: «Базы данных» и «Телекоммуникации». Активные гипермедийные среды дают современные средства планирования и организации занятий учителю. Целесообразно оформить план занятия в виде гипертекста, предусмотреть в нем различные виды работ, причем сами эти работы также имеют вид 178 гипертекста; современный гипертекст — это не только ссылки, но и разнообразные формы, позволяющие собирать информацию, организовывать тестирование и т.п. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что гипермедиа следует использовать в учебном процессе не «в лоб» —- только как источник информации, а как инструмент управления обучением. Разрабатывая проекты, презентации с использованием средств гипермедиа и размещая их в сети Интернет, учащиеся приобретают знания и навыки, не сводящиеся к традиционным репродуктивным. Графика и звук Графика и звук широко применяются в современных гипермедийных средствах Интернет. Необходимо учитывать, что в гипертекстовых страницах используется графика двух видов: обычные иллюстрации и маленькие рисунки-иконки. Звуковые файлы применяются четырех основных видов: короткие характерные звуки, выполняющие ту же роль украшения, что и иконки; музыкальные файлы без человеческого голоса; запись человеческого голоса и (или) музыкального произведения двух уровней качества (низкого и высокого). Для представления обычных иллюстраций служит, как правило, фотографический формат ТРЕС, позволяющий передать много деталей в цветовой палитре, превышающей 256 цветов. Иконки представляются в формате О1Р, допускающем создание мультипликационных рисунков и ориентированном на более грубую графику. Оба эти формата обеспечивают значительное сжатие графической информации по сравнению с ее побитовым представлением (формат ВМР). Рассмотрим 4 основных типа звуковых файлов: М1Ш; ШУ; КЛ; МРЗ. МГО1-файлы не предназначены для записи звуков речи, они позволяют очень сжато записывать музыкальные мелодии, которые затем могут быть синтезированы на компьютере пользователя. Средний размер этих фалов — 30...50 Кб, что позволяет реально пользоваться ими для музыкального сопровождения гипертекстовых страниц. У/АУ-файлы — это стандартный способ записи любых звуков, не обладающий компактностью. 1 мин звукозаписи в этом формате порождает файл размером в несколько Мб. Для применения в Интернет он пригоден лишь при передаче очень кратких звуков. НА-файлы — это специальный способ сжатия звуковых файлов для передачи их по сети Интернет, который на данный момент не отличается хорошим качеством передачи музыки, но приемлем для передачи голоса. МРЗ-файлы — компромиссный вариант, позволяющий в 1 Мб уместить 4—5 мин звучания, по качеству приближающегося к хорошему радиоприемнику. Для воспроизведения необходимо сначала полностью загрузить соответствующий файл, что может занять 10—20 мин. Сами по себе красивые рисунки-иконки и краткие звуки ш создают дополнительных удобств в применении гипертекстовы> страниц для образовательных целей. Их роль скорее вспомогательная, мотивационная. Тем не менее, часто небольшие иконки играют роль структурных смысловых элементов текста, повышая его «читабельность». Звуковые файлы могут выполнять на уроке различные функции: . демонстрировать правильное произношение; - использоваться для диктовки; . использоваться для проверки качества восприятия учеником изучаемого языка на слух и т.п. Чисто музыкальные файлы применяют при хоровом или индивидуальном пении на изучаемом языке («караоке»), причем компьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в результате песню. В Интернет можно найти не только музыкальное сопровождение песен, но и их слова. Степень влияния гипермедийной информации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляется систематически, в определенном порядке. Один из ресурсов Интернет, позволяющий добиться такого эффекта, — это активные каналы. Активные каналы Еще одной очень агрессивной в плане предложения информации моделью являются различные «новостийные» системы, такие как РС1Ч, 2Впе1, ТеЬпсДУеЪ и т.п. Их авторы прекрасно пользуются возможностями, предоставляемыми мощными современгшми ЭВМ, такими как мультипликация, мелкие шрифты и рисунки и т.п. Структурно эти системы решены как средства представления на экране чрезвычайно сжатой информации, сопровождаемой средствами быстрого развертывания ее до полного объема, включая множество ссылок на разнообразные материалы, помещенные в Интернет. Основу этих систем составляет модель гипермедиа, снабженная своеобразными усовершенствованиями. Интерфейс пользователя в этих системах побуждает не только к пассивному созерцанию иконок, но и к максимально быстрому ознакомительному чтению «бегущих строк», индексов и т.п. Технически эти системы используют как возможности гипертекста, так и совершенно новые возможности, радикально меняющие способы работы с информацией за счет перемещения центра тяжести ее переработки на компьютер пользователя (вспомним, что они рассчитывали на наличие у пользователя мощного современного компьютера). Канал — это \УеЪ-узел, созданный для доставки содержимого из Интернет на ваш компьютер, как при подписке на избранные \УеЪ-узлы. Для просмотра содержимого вам не придется подписываться — поставщик содержимого каналов предложит вам расписание подписки или вы настроите собственное расписание. Кроме того, используя каналы, вы будете видеть не только одну \УеЪ-страницу, но и всю структуру \УеЪ-узла, что ускорит выбор необходимого вам для просмотра содержимого. Современное понятие активного канала включает в себя многие приемы, разработанные в рамках вышеупомянутых новостий-ных систем. Очевидно, обучение может и должно эффективным образом применяться в рамках активного канала. Итак, Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педагогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой — различные средства оживления восприятия этой информации: графику, звук, движение. Уже одно это показывает значительные преимущества Интернет перед традиционным бумажным учебником. Однако еще большее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, диалоговый характер современного гипертекста. Есть ли альтернатива гипертексту? К настоящему моменту за основу представления информации во всемирной паутине (У*/УЛУ) взят гипертекст (ГТ). Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно имело широкое распространение и раньше, прежде всего, как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения). В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии — веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии включает в себя следующие принципы: • свобода перемещения по тексту: • сжатое (реферативное) изложение информации; • необязательность сплошного чтения текста; • справочный характер информации; • использование перекрестных ссылок. Для дистанционного обучения школьников такая модель не всегда подходит, так как в ней нет средств организации учебного про-цесса, нет динамики. Модель навигации в информационном поле с помощью перекрестных ссылок более удачна для взрослого человека, знающего, какую информацию искать. Не случайно детские энциклопедии строятся по иной модели. Однако современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора, чем из книг. Далеко не все из них даже в старших классах умеют грамотно пользоваться учебником. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ближе всего к этой модели подходят учебные видеофильмы, однако, их применение в дистанционном обучении пока затруднено, так как для показа видеофильма нужно передавать по сети слишком большое количество информации. Сочетанием динамики с разумными объемами передаваемой информации оказываются компьютерные слайд-фильмы. Фирма М1сго8ой распространяет программу Ро\уегрош1, предназначенную для разработки компьютерных слайд-фильмов, причем ее версия 7.0 является сетевой. В отличие от обычных слайдов, компьютерные слайд-фильмы имеют средства квази-мультипликации, позволяющие существенно разнообразить динамику показа компьютерных слайд-фильмов. Слайды часто сопровождают звуком, музыкой, содержат кинофрагменты. Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает соблюдение ряда принципов: . динамика предъявления текста задается педагогом (это происходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации); - допускаются перекрестные ссылки; . логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви); - компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного . компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логику изучения материала; - компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения мате . программа дает ученику возможность самому разрабатывать компьютерный слайд-фильм — это технически простая задача, доступная ученикам уже в 8—9-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обучения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |