Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 20. Ресурсы Интернет



2015-12-04 470 Обсуждений (0)
Занятие 20. Ресурсы Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок




На этом занятии вы:

познакомитесь с основными видами ресурсов сети Интернет,
которые могут оказаться полезными в образовательном про­
цессе;

узнаете об основных перспективах развития этой глобальной
сети.

Главным качеством Интернет является наличие огромного ко­личества текстовой информации на различных языках. Конечно, такая информация не предназначена непосредственно для при­менения в качестве учебного материала, однако, для многих уча­щихся возможность работы в Интернет служит важным мотивом поведения, поэтому учитель должен грамотно использовать эту мотивацию. Довольно подробно исследовано применение реаль­ных электронных писем в преподавании гуманитарных предметов.


Таблица 9

Краткий обзор основыных услуг метапоисковых систем

 

Метапоисковые системы Прочие источники По умолчанию ОЯ Использует «+» и «— » Использует Ага, ОК, НОТ
АИаУ181а (^хуш.зу.согп) и$епеГ, звук, изображения Да Да При расширенном поиске
ЕхсЦе (ту^.ехсйе.сот) изепеГ, новости, адреса е-таП Да Да  
НоШоГ (\у\У!У.по[Ьо1.сот) Узепе!, звук, изображения По умолчанию АN^ Да Да
1пЮ5еек (\\ту\у2.т{о5ее!<.сот} изепе!, адреса е-таП, телефонные номера, новости Да Да Нет
Ьусок (\у\\пл'.1усо5.сот) Звук, изображения По умолчанию АКБ Да Да
Ног! Нет 1л§Ь1 (\у\у\у.п!5еагсп.сот) Журнальные статьи Нет Да Да
\УеЬСгаи]ег ОУеЪсгаи1ег.сот) Нет Да Нет Да
1 ермин «прочие источники» означает, что служба поиска может вести поиск не только на УЛУУ/- страницах Чаще всего службы дополнительно просматривают архивы сообщений групп новостей №епе*, многие также связываются со справочниками адресов электронной почты (е-таП), справочниками фирм и т.п. " " По умолчанию ОК означает, что поиск будет вестись по любому из введенных терминов. «+» и «-» отмечают обязательность присутствия терминов.

 

Таблица 10

Варианты использования Интернет

 

Тип применения Существенные технические и дидактические особенности Примечания
Интернет    
з
1.а. Полный доступ к Это — наиболее дорогостоящий вариант конфигурации как в плане создания класса, Пока доступен,
сети по протоколу I Р так и в плане его эксплуатации. Он требует особенно тщательного планирования даже потенци-
с постоянным процесса обучения, чтобы обосновать такие затраты. Предоставляемые им ально, лишь
подключением на базе возможности включают в себя постоянную работу в сети в течение всего урока небольшому
современной мощной   числу школ
ПЭВМ для каждого    
ученика    
!.Ь. Полный доступ к Это — относительно приемлемый по цене вариант конфигурации как в плане Реально имеется
сети по протоколу 1Р на создания класса, так и его эксплуатации. Он требует особого планирования процесса лишь в
базе современной обучения. Предоставляемые им возможности содержат подключение для работы в небольшом
мощной ПЭВМ для сети в необходимые моменты. Есть возможность передавать результаты работы учителя числе школ
преподавателя в классе на ученические компьютеры по локальной сети, но сами ученики не могут работать с  
  сетью в реальном масштабе времени, поэтому учитель должен заранее отобрать при-  
  годный для работы в таком режиме материал. Обращение в сеть за информацией во  
  время урока в этом случае должно иметь педагогическое обоснование, так как с  
  технической и организационной точек зрения выгоднее делать это при подготовке к .
  уроку  
Т.е. Полный доступ к Это — самый дешевый для учебного кабинета вариант конфигурации. Он накладывает Наиболее
сети по протоколу 1Р на определенные ограничения на процесс обучения. Его возможности включают в себя реальная
базе современной предоставление ученикам полученных из сети документов либо в текстовом, либо в ситуация на
мощной ПЭВМ для электронном виде (при наличии компьютеров в классе). Он исключает не только данный момент
преподавателя дома или работу каждого ученика в реальном масштабе времени в сети, но даже эпизодическую  
в классе информатики работу в сети на уроке  

Продолжение табл. 10

 

1-й. Полный доступ к сети по протоколу 1Р на базе современной мощной ПЭВМ для преподавателя в форме клуба или кафе Это — маргинальный способ, не подлежащий тиражированию. Он предназначен для учителей-фанатиков, имеющих сильную мотивацию достижения результатов, например в период написания диссертации или действия готорн- эффекта (фанатизм может касаться как гуманитарных предметов, так и самого Интернет). Как известно, методы создания массового фанатизма, в частности методы соревнования, отвергнуты современной наукой, как порождающие нездоровые отношения в коллективе. Конституционный принцип равного права на работу предполагает, что у любого конкретного учителя должна быть равная с другими возможность доступа к средствам обучения, и нельзя допускать дискриминации по признаку наличия домашнего компьютера. С другой стороны, нельзя учителя, имеющего компьютер дома, лишать права работать на нем и принуждать его «отрабатывать» в кабинете информатики или даже в его собственном кабинете Совершенно реальная ситуация на данный момент
И.а. Ограниченный доступ к сети по протоколу эмуляции терминала на базе маломощной ПЭВМ для каждого ученика Это — относительно дорогостоящий вариант конфигурации как в плане создания класса, так и его эксплуатации. Он требует особенно тщательного планирования процесса обучения, чтобы обосновать такие затраты. Предоставляемые им возможности включают в себя постоянную работу в сети в течение всего урока. Однако сами получаемые из сети материалы не слишком привлекательно оформлены и проигрывают даже в сравнении с обычными учебниками Эти варианты будут постепен­но отмирать, но реальны в ближайшие 3—5 лет

Тоже

П.Ь. Ограниченный доступ к сети по протоколу эмуляции терминала на базе маломощной ПЭВМ для учителя в классе

 

П.с. Ограниченный доступ к сети по протоколу эмуляции терминала на базе маломощной ПЭВМ для учителя дома или в классе информатики


Это - относительно приемлемый по цене вариант конфигурации как в плане создания класса, так и его эксплуатации. Он требует особого планирования процесса обучения Предоставляемые им возможности содержат подключение для работы в сети в необходимые моменты. Есть возможность передавать результаты работы учителя на ученические компьютеры по локальной сети, но сами ученики не могут работать с сетью в реальном масштабе времени, поэтому учительдолжен заранее °™б^ь пригодный для работы в таком режиме материал. Обращение в сеть за информацией Г ремя урока в? этом случае должно иметь педагогическое обоснование так^как с технической и организационной точек зрения выгоднее делатьэго при подготовке к уроку Однако сами получаемые из сети материалы не слишком привлекательно оформлены и проигрывают даже в сравнении с обычными учебниками

 

Это - самый дешевый для кабинета гуманитарных предметов Он накладывает определенные ограничения на процесс обучения. Его включают в себя предоставление ученикам полученных из сети документов либо в текстовом, либо в электронном виде (при наличии компьютеров в классе), ин исотаетне только работукаждого ученика в реальном масштабе времени в сети, но и "^одическую работу в сети „а уроке. К тому же получаемые из сеш штериалынеслишком привлекательно оформлены и проигрывают даже в сравнении с обычными учебниками


То же


Однако не меньший интерес вызывают и аутентичные тексты ин- \ формационного характера, такие как реклама товаров и услуг, полезных для учащихся, школьные страницы серверов.

Как правило, без стимулирующего участия модератора, уча­щиеся обмениваются довольно стандартными письмами с бед­ным лексическим материалом или используют молодежный сленг. Желание писать развернутые послания у многих участников меж­школьных электронных конференций либо не наступает, либо быстро проходит. Кроме того, по этическим причинам нет воз­можности ограничить круг участников электронного общения толь­ко носителями чистого литературного языка. По тем же соображе­ниям этики личной переписки возможность помощи модератора учащимся существенно ограничена. Учащиеся, рассчитывающие на тайну личной переписки, резко меняют тон и лексику писем по сравнению с письмами, посылаемыми ими же на конферен­цию. Участие же модератора можно рассматривать как нарушение аутентичности текстов. Поэтому обмен электронными письмами и участие в электронных конференциях следует проводить с ра­зумной осторожностью и педагогической целесообразностью. В этом плане рекламные объявления и школьные странички выгодно от­личаются богатством лексики, правильностью ее использования при достаточной аутентичности текстов и простотой включения в учебный процесс.

Одним из интересных и полезных свойств сети Интернет явля­ется наличие механизмов поиска. Помимо прямой и очевидной пользы от таких механизмов или поиска документов и программ, можно указать их более нетривиальное применение на уроках ино­странного, прежде всего английского, языка, для полноценного усвоения лексики требуется использовать се в конкретных речевых ситуациях. Именно для этой цели очень подходят механизмы по­иска по ключевым словам. При этом в результате будут получены оригинальные тексты, созданные носителями языка. Более того, запрос на поиск текста можно уточнить дополнительными ключе­выми словами, что позволит находить тексты по конкретной тема­тике, интересной для данной группы учащихся.

Такие приемы деятельности в Интернет дают возможность опе­ративно реагировать на потребности учебного процесса, учиты­вать мотивацию конкретной учебной группы. В зависимости от кон­фигурации технических средств учитель может использовать дан­ный прием в процессе подготовки или проведения занятия.

Аналогичным образом организуется деятельность учащихся в курсах других предметов, например в курсе информатики по те­мам: «Базы данных» и «Телекоммуникации».

Активные гипермедийные среды дают современные средства планирования и организации занятий учителю. Целесообразно оформить план занятия в виде гипертекста, предусмотреть в нем различные виды работ, причем сами эти работы также имеют вид 178


гипертекста; современный гипертекст — это не только ссылки, но и разнообразные формы, позволяющие собирать информацию, организовывать тестирование и т.п.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что гиперме­диа следует использовать в учебном процессе не «в лоб» —- только как источник информации, а как инструмент управления обуче­нием. Разрабатывая проекты, презентации с использованием средств гипермедиа и размещая их в сети Интернет, учащиеся приобретают знания и навыки, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.

Графика и звук

Графика и звук широко применяются в современных гиперме­дийных средствах Интернет.

Необходимо учитывать, что в гипертекстовых страницах ис­пользуется графика двух видов: обычные иллюстрации и малень­кие рисунки-иконки. Звуковые файлы применяются четырех ос­новных видов: короткие характерные звуки, выполняющие ту же роль украшения, что и иконки; музыкальные файлы без челове­ческого голоса; запись человеческого голоса и (или) музыкаль­ного произведения двух уровней качества (низкого и высокого).

Для представления обычных иллюстраций служит, как прави­ло, фотографический формат ТРЕС, позволяющий передать мно­го деталей в цветовой палитре, превышающей 256 цветов.

Иконки представляются в формате О1Р, допускающем созда­ние мультипликационных рисунков и ориентированном на более грубую графику. Оба эти формата обеспечивают значительное сжа­тие графической информации по сравнению с ее побитовым пред­ставлением (формат ВМР).

Рассмотрим 4 основных типа звуковых файлов:

М1Ш;

ШУ;

КЛ;

МРЗ.

МГО1-файлы не предназначены для записи звуков речи, они позволяют очень сжато записывать музыкальные мелодии, кото­рые затем могут быть синтезированы на компьютере пользователя. Средний размер этих фалов — 30...50 Кб, что позволяет реально пользоваться ими для музыкального сопровождения гипертексто­вых страниц.

У/АУ-файлы — это стандартный способ записи любых звуков, не обладающий компактностью. 1 мин звукозаписи в этом форма­те порождает файл размером в несколько Мб. Для применения в Интернет он пригоден лишь при передаче очень кратких звуков.

НА-файлы — это специальный способ сжатия звуковых файлов для передачи их по сети Интернет, который на данный момент не


отличается хорошим качеством передачи музыки, но приемлем для передачи голоса.

МРЗ-файлы — компромиссный вариант, позволяющий в 1 Мб уместить 4—5 мин звучания, по качеству приближающегося к хо­рошему радиоприемнику. Для воспроизведения необходимо сна­чала полностью загрузить соответствующий файл, что может за­нять 10—20 мин.

Сами по себе красивые рисунки-иконки и краткие звуки ш создают дополнительных удобств в применении гипертекстовы> страниц для образовательных целей. Их роль скорее вспомогатель­ная, мотивационная. Тем не менее, часто небольшие иконки иг­рают роль структурных смысловых элементов текста, повышая его «читабельность».

Звуковые файлы могут выполнять на уроке различные функ­ции:

. демонстрировать правильное произношение;

- использоваться для диктовки;

. использоваться для проверки качества восприятия учеником изучаемого языка на слух и т.п.

Чисто музыкальные файлы применяют при хоровом или инди­видуальном пении на изучаемом языке («караоке»), причем ком­пьютер позволяет записать и воспроизвести получившуюся в ре­зультате песню.

В Интернет можно найти не только музыкальное сопровожде­ние песен, но и их слова. Степень влияния гипермедийной ин­формации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляет­ся систематически, в определенном порядке. Один из ресурсов Интернет, позволяющий добиться такого эффекта, — это актив­ные каналы.

Активные каналы

Еще одной очень агрессивной в плане предложения информа­ции моделью являются различные «новостийные» системы, такие как РС1Ч, 2Впе1, ТеЬпсДУеЪ и т.п. Их авторы прекрасно пользуются возможностями, предоставляемыми мощными современгшми ЭВМ, такими как мультипликация, мелкие шрифты и рисунки и т.п. Структурно эти системы решены как средства представления на экране чрезвычайно сжатой информации, сопровождаемой средствами быстрого развертывания ее до полного объема, вклю­чая множество ссылок на разнообразные материалы, помещен­ные в Интернет. Основу этих систем составляет модель гиперме­диа, снабженная своеобразными усовершенствованиями. Интер­фейс пользователя в этих системах побуждает не только к пассив­ному созерцанию иконок, но и к максимально быстрому ознако­мительному чтению «бегущих строк», индексов и т.п. Технически эти системы используют как возможности гипертекста, так и со­вершенно новые возможности, радикально меняющие способы


работы с информацией за счет перемещения центра тяжести ее переработки на компьютер пользователя (вспомним, что они рас­считывали на наличие у пользователя мощного современного ком­пьютера).

Канал — это \УеЪ-узел, созданный для доставки содержимого из Интернет на ваш компьютер, как при подписке на избранные \УеЪ-узлы. Для просмотра содержимого вам не придется подписы­ваться — поставщик содержимого каналов предложит вам распи­сание подписки или вы настроите собственное расписание. Кроме того, используя каналы, вы будете видеть не только одну \УеЪ-страницу, но и всю структуру \УеЪ-узла, что ускорит выбор необ­ходимого вам для просмотра содержимого.

Современное понятие активного канала включает в себя мно­гие приемы, разработанные в рамках вышеупомянутых новостий-ных систем.

Очевидно, обучение может и должно эффективным образом применяться в рамках активного канала.

Итак, Интернет предоставляет, с одной стороны, громадное информационное поле, содержащее самую разнообразную педа­гогически ценную информацию, и гипертекст в качестве средства навигации в этом поле, а с другой — различные средства оживле­ния восприятия этой информации: графику, звук, движение.

Уже одно это показывает значительные преимущества Интер­нет перед традиционным бумажным учебником. Однако еще боль­шее значение для мотивации обучения имеет интерактивный, ди­алоговый характер современного гипертекста.

Есть ли альтернатива гипертексту?

К настоящему моменту за основу представления информации во всемирной паутине (У*/УЛУ) взят гипертекст (ГТ). Это средство не было специально разработано для сетевых приложений, оно имело широкое распространение и раньше, прежде всего, как способ создания справочников к программному обеспечению (т.е. несло функцию обучения). В основе ГТ лежит расширенная модель энциклопедии — веками отработанного средства информацион­ной поддержки образования. Современная электронная энцикло­педия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкаль­ное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии вклю­чает в себя следующие принципы:

• свобода перемещения по тексту:

• сжатое (реферативное) изложение информации;

• необязательность сплошного чтения текста;

• справочный характер информации;

• использование перекрестных ссылок.

Для дистанционного обучения школьников такая модель не все­гда подходит, так как в ней нет средств организации учебного про-цесса, нет динамики. Модель навигации в информационном поле с


помощью перекрестных ссылок более удачна для взрослого челове­ка, знающего, какую информацию искать. Не случайно детские энциклопедии строятся по иной модели. Однако современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора, чем из книг. Далеко не все из них даже в старших классах умеют грамотно пользоваться учебником. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста.

Ближе всего к этой модели подходят учебные видеофильмы, однако, их применение в дистанционном обучении пока затруд­нено, так как для показа видеофильма нужно передавать по сети слишком большое количество информации. Сочетанием динами­ки с разумными объемами передаваемой информации оказыва­ются компьютерные слайд-фильмы. Фирма М1сго8ой распростра­няет программу Ро\уегрош1, предназначенную для разработки ком­пьютерных слайд-фильмов, причем ее версия 7.0 является сете­вой. В отличие от обычных слайдов, компьютерные слайд-фильмы имеют средства квази-мультипликации, позволяющие существенно разнообразить динамику показа компьютерных слайд-фильмов. Слайды часто сопровождают звуком, музыкой, содержат кино­фрагменты.

Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусмат­ривает соблюдение ряда принципов:

. динамика предъявления текста задается педагогом (это про­исходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в про­цессе демонстрации);

- допускаются перекрестные ссылки;

. логика предъявления текста задается педагогом (этот процесс может иметь варианты-ветви);

- компьютерный слайд-фильм предназначен для сплошного
просмотра;

. компьютерный слайд-фильм навязывает ученику свою логи­ку изучения материала;

- компьютерный слайд-фильм задает ритм прохождения мате­
риала и имеет специальные аудиовизуальные средства управле­
ния восприятием материала;

. программа дает ученику возможность самому разрабатывать компьютерный слайд-фильм — это технически простая задача, до­ступная ученикам уже в 8—9-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обу­чения.



2015-12-04 470 Обсуждений (0)
Занятие 20. Ресурсы Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 20. Ресурсы Интернет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)