Занятие 22. Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
На этом занятии вы: • познакомитесь с понятием «дидактические функции» средств • вместе с авторами определите ключевые дидактические функции • рассмотрите некоторые примеры применения телекоммуника По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования. В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций — обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернет открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике, в справочниках. Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии школьного образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью. Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это — их назначение,роль и место в учебном процессе. Итак, что дают телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы их дидактические функции? Конечно, простое установление связи между двумя компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии 196 (что при наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) — еще не решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах, дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда возможности телекоммуникаций, глобальной сети Интернет (электронной почты, телеконференций, технологий гипертекста, мультимедийные технологии) были соединены с четко разработанной программой дистанционного обучения, ситуация кардинально изменилась. Когда телеконференции также были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации учителей, дела стали развиваться еще успешнее. На предыдущем занятии вы могли убедиться в поистенне колоссальных возможностях для поиска необходимой информации, обмена информацией со всем миром, которые предоставляет Интернет. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет: - организовывать различного рода совместные исследовательс - обеспечивать оперативную консультационную помощь ши • создавать сети дистанционного обучения и повышения ква - оперативно обмениваться информацией, идеями, планами • формировать у партнеров, кто бы они ни были — учащиеся, • прививать навыки подлинно исследовательской деятельно • развивать умения добывать информацию из разнообразных • создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных • способствовать культурному, гуманитарному развитию уча Таковы в кратком изложении дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами. Совместные исследовательские проекты школьников, учителей разных регионов страны — сельской мал о комплектной школы российской глубинки и столичной городской школы, школ национальных республик Российской Федерации и стран СНГ, учебных заведений так называемого «дальнего зарубежья» (во всех уголках мира) — не просто «открывают окно в мир», но и позволяют сдружить учащихся на основе сотрудничества, решения совместными усилиями разнообразных практически ценных проблем, ближе познакомиться с культурой, традициями других народов, да и просто с кругом интересов жителей других краев и областей. При дефиците высококвалифицированных педагогических кадров, особенно на периферии, телекоммуникации и Интернет также несомненно могут сыграть свою роль, если учесть, что они обеспечивают учителю постоянную консультационную помощь методических и научных центров. Компьютерные телекоммуникации, информационные ресурсы и услуги Интернет при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который: • базируется на широком общении, сближении, стирании гра • имеет в своей основе реальные исследовательские методы . базируется на широких контактах с культурой других народов, с опытом других людей; • естественным образом инициирует развитие гуманитарного • стимулирует развитие как родной речи участников сотрудни . способствует приобретению и учащимися, и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией. Телекоммуникации — мощное средство обучения и познания. Как отмечала профессор Университета Ривер Фоллс Кэрол Бэг-ли, чтобы средства новых информационных технологий оказались эффективными в школьном образовании, они должны сформировать определенную систему, которая предполагает иное понимание: а) сущности учения и обучения; б) роли учителя и учащихся в этом процессе; в) взаимоотношений учителя и учащихся; г) оснащения рабочих мест учителя и учащихся. Основные же задачи телекоммуникаций в образовании, по ее мнению, можно сформулировать следующим образом: «Мы хотим, чтобы наши школьники делали больше, чем просто смотрели на мир через экран телевизора. Мы хотим, чтобы наши дети и учителя задавали вопросы, делились идеями, проводили совместные исследования. Мы хотим, чтобы они понимали культуру, географию, политику, историю и науку в масштабе планеты Земля. Телекоммуникация — могучее средство, преобразующее процесс учения». Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компьютерная графика предоставляют учащимся возможность получения образной информации. Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая (скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь). Многие проекты интегрируют вербальную и графическую информацию, звук и анимацию. Учащиеся в школах XXI века должны будут демонстрировать свое понимание идей, фактов, концепций, теорий, а не только запоминать их. Для этого потребуется создание соответствующих условий учителям и учащимся. Учителям придется кооперироваться друг с другом, чтобы учащиеся, применяя гипертекстовые среды и интерактивные мультимедиа, могли успешно работать над своими проектами. Они будут все более активно вовлекаться в поисковую и исследовательскую, творческую деятельность, развивать свои знания на основе использования источников информации, получаемых не только у себя в школе, но и со всех концов света. Работы, которые в ходе проектов уже сейчас создаются, включают в себя, помимо текстового материала, графический — и не только статичный, но и динамичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме для последующих поколений учеников и пополняют фонды медиатеки. Вопросы к семинару: 1. Что мы понимаем под дидактическими функциями средств обуче 2. Назовите дидактические функции компьютерных телекоммуникаций. 3. В чем состоит новый подход к образованию при использовании Творческое задание На основе данных, полученных при анализе дидактических свойств Интернет (см. предыдущее занятие), попытайтесь составить перечень дидактических свойств телевидения и звукозаписи, а затем определите их дидактические функции. Сравните их с дидактическими функциями телекоммуникаций и наметьте круг методических задач, которые каждое из указанных средств может решать наиболее успешно в том учебном курсе, который вы уже преподаете или готовитесь преподавать. По результатам своего анализа попробуйте разработать тематический план любой темы (любого вопроса программы) с указанием возможных сфер применения указанных средств обучения (помимо прочих) и с соответствующей аргументацией. Это задание может быть положено в основу вашей курсовой работы. Глава 3
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |