Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, признаки и состав административного правонарушения



2015-12-04 488 Обсуждений (0)
Понятие, признаки и состав административного правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение (проступок)— это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, насту­пает при условии, что они не влекут за собой уголовной ответственно­сти. Признаки административного правонарушения образуют:

деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача — ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в не совершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу своих обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта — ст. 15.5 КоАП РФ);

общественная опасность, выражающаяся в причинении ущерба ка­ким-либо законным интересам (при этом степень общественной опас­ности разграничивает составы административного правонарушения и преступления);

противоправность, состоящая в том, что определенное лицо совер­шает действия, запрещенные нормой права (причем не только адми­нистративного, но и других отраслей, охраняемых от нарушения мерами административной ответственности), или не совершает дейст­вий, предписанных нормой права;

виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездейст­вующего) лица;

наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездейст­вие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушенияобразует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение. Состав административного правонару­шения образуют четыре элемента (признака): объект, объективная сто­рона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения— это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиологиче­ское благополучие населения; общественная безопасность; отноше­ния в сфере экономики и т. д.);

видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацевти­ческой деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения— это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонару­шения. Помимо этого, она характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, система­тичность противоправного посягательства, продолжаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей совокупности признаков объ­ективной стороны имеет большое значение для квалификации админи­стративного правонарушения.

Субъектом административного правонарушенияявляется тот, кто совершил его, — физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту — физическому лицу КоАП РФ различает:

общий субъект — вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

специальный субъект — должностные лица; родители несовершен­нолетних; иностранные граждане, не пользующиеся дипломатиче­ским иммунитетом; лица без гражданства;

особый субъект — военнослужащие и иные лица, на которых распро­страняется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушениявы­ражается в вине, имеющей две формы: умысел и неосторожность. Дей­ствуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неиз­бежность наступления вредных последствий, противоправного резуль­тата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но пред­видит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть неви­новного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло предви­деть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (ка­зусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных про­исшествиях). В этом случае административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону ад­министративного правонарушения образовывают мотив и цель. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера ад­министративного взыскания, налагаемого на виновное лицо.



2015-12-04 488 Обсуждений (0)
Понятие, признаки и состав административного правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)