Анализ административных правонарушений на отраслевом рынке
Анализ административного законодательства позволяет выделить 14 составов административных правонарушений на отраслевом (фармацевтическом) рынке (табл. 6.3), в частности: ♦ административные правонарушения в сфере оборота наркотиков (ст. 6.8, 6.13 и 10.4 КоАП РФ); ♦ административные правонарушения в сфере оборота этилового спирта (ст. 6.14, 14.16,14.17, 14.18, 14.19, 15.13 КоАП РФ); ♦ административные правонарушения при осуществлении торговой функции (ст. 14.2,14.15, ст. 15.12 КоАП РФ); ♦ незаконное занятие фармацевтической деятельностью (п. 1 ст. 6.2 КоАП РФ); ♦ нарушение правил обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Таблица 6.3 Виды административных правонарушений в сфере обращения Лекарственных средств
Обозначения: АШ5-10— административный штраф (от 5 до 10 МРОТ); ГР — граждане; АРдо 15 — административный арест (на срок до 15 суток); ДЛ — должностные лица; АПДдо 90 — административное прекращение деятельности (на срок до 90 суток); ЮЛ— юридические лица; К — конфискация; ИЧП — предприниматели без образования юридического лица.
Административные правонарушения в сфере оборота наркотиков, возможные в сфере обращения лекарственных средств (ЛС), представлены в КоАП РФ тремя составами (ст. 6.8, 6.13,10.4). В практической деятельности субъекты обращения лекарственных средств наиболее часто сталкиваются с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Данный состав базируется на действующей в Российской Федерации государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Их приобретение для производства, изготовления, переработки, реализации и использования, в том числе в медицинских целях, осуществляется только юридическими лицами. Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях. Отпуск физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, имеющих лицензии на соответствующий вид деятельности и только по рецепту врача в порядке, установленном Минздравсоцразвитием РФ по согласованию с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Покупка в любом другом месте наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681), их перевозка, обмен, иное фактическое обладание, как тайное, так и открытое, а также изготовление или переработка в нарушение условий, предусмотренных Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», являются незаконными и составляют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ. Субъектами данного правонарушения являются физические и должностные лица (например, работники аптечных предприятий). С субъективной стороны данное правонарушение совершается только умышленно, поскольку виновный сознает, что производит противоправные действия, предвидит их последствия и желает либо сознательно допускает их наступление. Санкцией за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ, является административный штраф в размере от 5 до 10 МРОТ или административный арест на срок до 15 суток. При этом лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. Правом на составление протоколов об этих административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Рассмотрение дел по ним осуществляется судьями и органами ФСКН. Административные правонарушения в сфере оборота этилового спиртапредставлены в КоАП РФ шестью составами, однако большая их часть относится скорее к производственной сфере алкогольного рынка, чем к фармацевтическому рынку. Из представленных в табл. 6.3 составов на фармацевтическом рынке наиболее часто встречаются административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.16 КоАП РФ «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Объективную сторону данного административного правонарушения составляют следующие возможные в фармацевтической деятельности случаи: ♦ розничная продажа этилового спирта, в том числе питьевого, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть), или спиртосодержащих вкусоароматических БАД, или виноматериалов; ♦ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, сертификата соответствия по каждому наименованию, справки к грузовой таможенной декларации (ГТД) или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо справки к товаротранспортной накладной (ТТН) на отечественную алкогольную продукцию, а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям; ♦ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Субъектом данных административных правонарушений являются должностные либо юридические лица. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется прямым умыслом. Санкцией за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ, будет являться наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ, а также конфискация этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Правом на составление протоколов о данных административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (милиции), органов Госторгинспекции (функции Госторгинспекции в настоящее время переданы органам Роспотребнадзора), а также налоговых органов. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ, осуществляют судьи арбитражных судов, а административные правонарушения по части 3 той же статьи при отсутствии необходимости в конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции рассматриваются должностными лицами органов Роспотребнадзора и налоговых органов. Административные правонарушения в сфере фармацевтической деятельности при осуществлении торговой функциипредставлены в КоАП РФ тремя составами. В качестве примера рассмотрим наиболее часто встречающий состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли; оно посягает на права государства в сфере торговли, а также угрожает безопасности жизни и здоровья граждан. К товарам, свободная реализация которых запрещена или ограничена, согласно части 2 статьи 129 ГК РФ, относятся объекты, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте. Реализация последних допускается только по специальному разрешению определенным участникам рынка. Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, прямо указываются в законе или определяются в порядке, установленном им. В настоящее время действует Указ Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» от 22 февраля 1992 г. В перечень таких видов продукции входят яды, наркотические и психотропные вещества, спирт этиловый, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др. Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьец 14.2 КоАП РФ, составляют следующие действия: торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым она принадлежит на незаконных основаниях или которые не имеют специального разрешения (лицензии) на ее реализацию (например, реализация аптечным предприятием наркосодержащих препаратов, входящих в Список II, при отсутствии у аптеки лицензии на соответствующий вид деятельности); продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка (например, нарушение правил отпуска наркосодержащих препаратов, входящих в Список II). Под действие статьи 14.2 КоАП РФ не подпадают, однако, случаи незаконной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ответственность за данные административные правонарушения осуществляется в соответствии со статьей 14.16 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное статьей 14.2 КоАП РФ, считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом. Его субъектами являются индивидуальные предприниматели и юридические лица (организации-производители, предприятия оптовой и розничной торговли независимо от их организационно-правовой формы). К административной ответственности привлекаются также руководители указанных юридических лиц и другие должностные лица, ответственные за соблюдение законодательства о запрещенной или ограниченно оборотоспособной продукции. Санкцией за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, является наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Правом на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.2 КоАП РФ, наделены должностные лица Госторгинспекции, а также органов внутренних дел (милиции). Рассмотрение дел по данным правонарушениям осуществляется должностными лицами органов Роспотребнадзора, а также судьями. Нарушение правил и норм, связанных с осуществлением фармацевтической деятельности без специального разрешения (лицензии), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 КоАП РФ. Объектом данного административного правонарушения является здоровье населения. С объективной стороны данное правонарушение заключается в занятии лицом частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии лицензии. Обязательность наличия лицензии на право осуществления медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации установлена статьей 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, а также подпунктами 96 и 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности в настоящее время регламентирован Положением «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 июля 2006 г. №416. Субъектом данного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в том числе индивидуальный предприниматель. Юридическое лицо, осуществляющее фармацевтическую деятельность без лицензии, будет подлежать административной ответственности по пункту 2 статьи 14.1 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной — действует презумпция знания правонарушителем закона. Санкцией за совершение данного административного правонарушения будет являться наложение на правонарушителя административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ. Правом на составление протоколов наделены должностные лица органов Росздравнадзора. Рассмотрение дел по данным административным правонарушениям отнесено законом к компетенции судей судов общей юрисдикции. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Его объектом являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет правонарушения составляют отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»). Объективную сторону данного правонарушения образует действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона — это вина в форме умысла или неосторожности. Санкцией за совершение данного административного правонарушения будет являться наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 20 до 50 МРОТ; на индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 1000 МРОТ или административное приостановление деятельности на тот же срок. Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов Роспотребнадзора, Росатомнадзора, а в части нарушений экологических требований на транспорте — органов Ространснадзора. Правом на составление протоколов о данных административных правонарушениях, помимо должностных лиц указанных органов, наделены также органы внутренних дел (милиции).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |