Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Развитие психики в филогенезе



2015-12-04 2455 Обсуждений (0)
Тема 2. Развитие психики в филогенезе 5.00 из 5.00 4 оценки




Тесты:

Тест:

1.Способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды называется

а) актуальностью;

б) раздражимостью;

в) чувствительностью;

г) витальностью.

2.Процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, эволюции форм сознания

а) зоопсихологией;

б) этнопсихологией;

в) онтогенезом;

г) филогенезом.

3.Общая способность организма к ощущению, реакция на факторы окружающей среды

а) раздражаемость;

б) чувствительность;

в) активность;

г) саморегуляция.

4.Высший уровень психического отражения действительности

а) психика;

б) интроспекция;

в) сознание;

г) мышление.

5.Центральная нервная система состоит из дендритов

а) нервных клеток;

б) рецепторов;

в) спинного и головного мозга;

г) головного мозга.

6.Рефлекс, при котором раздражитель прежде не вызывавший соответствующей реакции становиться сигнальным раздражителем

а) условный рефлекс;

б) рефлексия;

в) рефлекс;

г) рефлекторное кольцо.

7.Действия или акты, осуществляющиеся без санкции сознания, называется неосознаваемыми

а) операциями;

б) процессами;

в) установками;

г) автоматизмами.

8.Второй блок головного мозга обеспечивает

а) поддержку тонуса коры;

б) выработку программ поведения;

в) хранение и переработку информации;

г) контроль поведения.

9.Ведущую роль в протекании чувств выполняет

а) спиной мозг;

б) нейрон;

в) кора больших полушарий;

г) головной мозг.

10.Первый блок головного мозга человека обеспечивает

а) поддержку тонуса коры;

б) переработку информации;

в) хранение информации;

г) выработку программ поведения.

 

 

Задания:

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии 3 стадии. В левой колонке даётся название каждой стадии, а в правой их содержание. Ваша задача – соединить стрелками каждые из названий стадии и соответствующее этим стадиям содержание.

 

 

Периодизация стадий эволюционного развития психики Содержание стадии развития психики
Стадия элементарной сенсорной психики Животные отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.
Стадия перцептивной психики Собака способна воспринять как независимые предметы пищу и преграду на её пути. В своих действиях она сообразуется со свойствами этой преграды – её формой, протяжённостью, высотой, и если преграда окажется другой, то животное с места изменит способ её преодоления.
Стадия интеллекта Животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий.

 

 

Задачи:

3адача 1:

1. К какой форме поведения следует отнести следующие факты?

2. Как называется описанное в них явление?

А. Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум, может вызвать подобную реакцию у гусенка. Если человек передвигается и разговаривает в присутствии такого маленького гусенка, он начинает следовать за человеком, как обычно следует за матерью. (По К. Лоренцу.)

Б. Описан достоверный факт, когда во время первой мировой войны птицы изменили перелетные пути, проходившие по охваченным длительной позиционной войной равнинам Северной Франции.

В. Дятлы - обитатели средней полосы нашей страны - добывают корм, долбя кору деревьев. Когда этих дятлов достави­ли в Калифорнию, они перестали долбить кору деревьев и доставали пищу другим путем. По истечении нескольких лет их потомство было доставлено в среднюю полосу, и дятлы снова стали добывать пищу с помощью долбления. («Практикум по психологии».)

 

 

Адача 2

1. Определите, какие из приведенных ниже фактов относятся к поведению шимпанзе и какие - к поведению ребенка.

2. По каким признакам это можно установить?

Н. Н. Ладыгина-Коте сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и ребенка трех с половиной лет. Были обнаружены следующие факты:

Один из них мог составить фигуру из двух-трех частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой мог выполнять задание и в отсутствии образца, по памяти.

Типичная ошибка одного заключалась в том, что конструктор, когда надо было ставить конусообразные фигуры на основание, вначале пробовал поставить их на вершину и только тогда, когда это не удавалось и фигуры падали, ставил их как нужно. Другой такие ошибки делал редко.

Одна из причин ошибок конструктора состояла в том, что он, увидев фигуру-образец, отказывался делать ее, а делал фигуру подобную той, которую видел в предшествующем опыте. Требовалось некоторое усилие, чтобы заставить его сделать задание правильно.

Особенностью деятельности одного было то, что он обычно брал сразу две нужные фигурки, необходимые для конструирования. Часто бывало, что, взяв две фигурки, он соединял их в воздухе, сближая руки, а потом уже ставил их на стол. Другой так никогда не делал.

Оба - и шимпанзе и ребенок - допускали ошибки в строительстве четырех-, пятиэлементных башен, но если один мог самостоятельно исправлять ошибки, то другой это делал только с помощью экспериментатора. Один из них мог правильно решить задачу на конструирование только после четырехкратных попыток, другой — после одной-двух попыток.

Самые, трудные задачи для одного — задачи типа конструирования моста, в которых горизонтальный элемент надо было наложить на два вертикальных. Для другого это были самые легкие задачи, он делал подобные фигуры по собственной инициативе.

И шимпанзе, и ребенок при выборе элементов, предлагаемых для конструирования, соблазнялись их новизной, необычностью (диск с глазками, тетраэдр, палочка на диске), но если один, взяв ненужный элемент, не включал его в конструкцию, другой нередко пытался это сделать, и только указание экспериментатора помогало ему. избежать ошибки.

При наличии лишних элементов один после конструирования фигуры, подобной образцу, успокаивался, другой нередко усложнял сделанную фигуру и, забирая все имеющиеся в группе элементы, включал их в конструкцию, строил трехэтажные фигуры вместо двухэтажных, пятиэтажные вместо трехэтажных и т. д.

 

Адача 3

1. Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животными?

2. Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?

Датский психолог Байтендайк поставил перед животными — кошкой, собакой и обезьяной — ряд баночек. Под первой из ба­ночек лежала приманка, которую животное путем проб и ошибок легко находило. Во втором опыте приманку клали под вто­рую баночку, в третьем опыте - под третью баночку, в четвертом опыте - под четвертую и т. д. Проводили большое число опытов, однако реакции на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той баночке, где находилась приманка в предыдущий раз.

Подобный опыт провел с детьми советский психолог А. Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элемен­тарной речью, после двух-трех опытов легко справлялись с этой задачей.

 

 



2015-12-04 2455 Обсуждений (0)
Тема 2. Развитие психики в филогенезе 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема 2. Развитие психики в филогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)